Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Маркетинг отношений с фотоаппаратом

АрхивЦифрография
автор : Алексей Климов   15.05.2006

Фотолюбители - натуры тонкие, критики не любят. Об этом вспомнили маркетологи, после чего выбор цифрового фотоаппарата превратился в муку.

Фотолюбители - натуры тонкие, критики не любят, самокритикой не занимаются. Это было бы их личным делом, но об устройстве творческой души вспомнили маркетологи. После чего выбор цифрового фотоаппарата превратился в муку садомазохистскую.

Вкратце, под благими намерениями "расширения компетенции потребителя"["Суть данной концепции в том, чтобы реализовать скрытую из-за неосведомленности или некомпетентности, но присущую данному товару выгоду путём систематического повышения квалификации потребителя в области эксплуатации купленного товара. Этот процесс, который в дальнейшем будет называться расширением компетенции потребителя, должен в значительной мере повысить удовлетворённость клиента и положительно повлиять на другие параметры взаимоотношений между ним и поставщиком" ("Влияние компетенции потребителя на успех маркетинга отношений". Торстен Хенниг-Турау, ассистент кафедры маркетинга Ганноверского университета, Германия)] нам предлагается роль партнера продавца для полноправного участия в охмурении самого себя. Когда, переполненные знаниями из noname-источников, мы объясняем (!) мальчику за прилавком преимущества одной матрицы, другой оптики и даже устройство системы стабилизации изображения, ему остается вежливо согласиться с нашей игрой в начитанного эксперта. Вы будете смеяться, но пижонство у витрины сильно способствует удовлетворённости от покупки. Ведь человек не склонен критиковать свои действия, особенно такие сложные и осмысленные, как предшествующий походу в магазин анализ бесчисленных обзоров цифровых фотоаппаратов (включая биржевые фьючерсы на матрицы партиями от 100 тысяч штук).

Поэтому отдельные недостатки, вскрывшиеся в процессе эксплуатации "самостоятельно" выбранного аппарата, незаметно вытесняются в подсознание пользователя, унавоживая посеянную продавцом веру в технический прогресс и скорое обновление техники. Очевидно, что обновление пройдет ровно по тому же сценарию, ибо - привычка.

В результате резонно обвинить производителей ЦФК и их верных маркетологов в погоне за сверхприбылями путем сокращения жизненного цикла продукта вследствие его искусственного морального (аморального?) старения.

Но "маркетинг отношений" продает более отношения, нежели фотоаппараты. И мы вправе выбирать отношения столь же тщательно. Выбор, надо сказать, невелик. Всего три варианта.

Первый. Вы принимаете на себя роль мастера фотодела и приобретаете цифрового "помощника" для черновой работы - экспозицию замерить, плоскость фокусировки установить, баланс белого настроить. Но так, чтобы всё под контролем было. И если заврётся "подмастерье", вы вручную ляп враз поправите. То есть камера будет полупрофессиональной, с богатыми настройками, которой не столько снимать, сколько командовать приятно.

Второй. Вы признаёте превосходство возможностей ЦФК над вашими скромными творческими запросами и даже согласны кое-чему поучиться в процессе исследования этих возможностей. То есть роли меняются: вы, словно подмастерье, выбираете мастера, указаниям которого готовы безоговорочно[Некоторые камеры отдают "указания пользователю" "человеческим голосом" через встроенный динамик] следовать. Как правило, это полностью автоматическая камера, в общении с которой требуется максимум смекалки. Сначала раскусить привычки "самодумающего глаза", а затем научиться использовать их по собственному усмотрению. Где светоприёмник пальцем прикрыть, когда автофокус "на бесконечность" зафиксировать, а то и поворотный дисплей так завернуть, чтобы в роли подсветки при макросъемке использовать. Короче, путь подмастерья непрост, и во избежание сравнения с ролью слуги коснемся истории профессии:

"Лишь тот работник может стать мастером, который знает ремесло и прошел стаж учения. Кроме того, он должен сделать Шедевр (в виде нескольких разных шляп. - А.К.). Если он не в состоянии сделать требуемых вещей, то наступает перерыв в первый раз на полгода, а во второй раз на год"[Союзный договор шапочников Вормса, Франкфурта и Агиафенбурга, направленный против подмастерьев. 1512 год. (К. Bucher und В. Schmidt, Frankfurter Staats- und Zunfturkunden, B. II, S. 375 - 378. 1512 год)].

Как видим, никаких восточно-опереточных телодвижений "ученик-сэнсей" от владельца автоматической камеры не требуется. Вам нужен фотошедевр - так это всего лишь образцовое произведение для выбранного мастера  (фр. chef d’oeuvre.). Берите образец с сайта производителя и делайте так же.

Собственно на жизненный цикл тандема пользователь-камера предложенные ролевые игры влияют не сразу. Первые две-четыре смены "партнёров" проходят под натиском рекламы независимо от объективных успехов в освоении предыдущей камеры. Но однажды (в студеную зимнюю пору, как правило) фотолюбитель замечает, что в цифровой фотографии цифры играют не меньшую роль, чем фотографии. И когда каждый уголок в округе снят по три раза всеми побывавшими в руках аппаратами, а шедевра всё нет, стоит задуматься, а нельзя ли алгеброй гармонию поверить?

Алгебра спрятана в EXIF-данных[EXIF (англ. EXchangeable Image File) - стандарт для сохранения дополнительной информации внутри графических файлов, преимущественно в JPG. Большинство цифровых камер автоматически фиксируют в EXIF ряд программно-аппаратных настроек на момент съёмки. Допускается последующее редактирование некоторых EXIF-полей вручную] необработанных JPG-кадров - аппарат добавляет к графическому файлу без вашего ведома кучу разношёрстных сведений: положение корпуса относительно горизонта, фокусное расстояние, выдержку, диафрагму, режим вспышки и т. д. Просмотр интересующих полей доступен во множестве графических программ (например, ACDSee) и даже с помощью плагина к популярному Total Commander версий выше 6.50.

Беглый взгляд, а тем более графическая интерпретация EXIF-статистики фотоувлечений (обратитесь в знакомый минилаб за массивом информации) выявляет парадокс: пользователи камер с богатыми ручными настройками отличаются редкой косностью . Они используют в разы меньшее количество вариаций настроек фотоаппарата, чем теоретически доступное число сочетаний всех регулируемых параметров. Более (то есть менее!) того, таких "пользовательских предпочтений" у каждого фотолюбителя не больше пяти-семи, что сопоставимо с предустановками самой простенькой мыльницы: "Портрет", "Пейзаж", "Спорт" и т. п.

При этом просматривается брешь в приватности: средневзвешенный коэффициент ключевых EXIF-параметров оказывается весьма индивидуальной величиной. Если предположить, что некоторые современные камеры, распознавая в кадре человеческое лицо, записывают в EXIF и координаты зрачков (для удаления "красных глаз"), то Большому брату есть над чем поработать.

Другое дело - непредсказуемые владельцы "автоматов". На втором году службы подмастерьями они выжимают из своих "черных ящиков" такие чудеса, что разработчики вынуждены выпускать перепрошивки firmware их камер. Правда, к производству фотошедевров это никого не приближает. "В первые времена изготовление шедевра было простой формальностью (канатчик должен был приготовить хорошую веревку, сапожник - починить 3 башмака, седельщик - сделать простое седло или простую сбрую), а позже оно превратилось в почти неодолимое препятствие. Предмет, который нужно было сделать, назначался из очень трудных и дорогих; он отнимал у кандидата много времени (иногда до года) и денег. Работа не приносила кандидату никакой прибыли: признанную удовлетворительной продавали в пользу цеха, признанную неудовлетворительной уничтожали. То была уже настоящая эксплуатация рабочих предпринимателями, ревниво оберегавшими доходные ремесла. Она вызвала новое явление - союзы подмастерьев, средневековые рабочие союзы".

Именно фотоподмастерья, не согласные с "железными мастерами", придумали путь третий - доброго русского барина: "пойди туда, не знаю куда, сфотографируй то, не знаю что". В пленочную эпоху такой взгляд, правда, не считался фотоискусством и именовался по названию породившей его камеры - "ЛОМО-Компакт-Автомат" - "ломографией". Главное из десяти правил этого направления - "Не думать!" - гораздо шире требований к основам фотосъемки и распространяется на жизнь в целом. При таком подходе шедевр гарантирован, но это  уже совсем другая история.


По материалам еженедельника "Компьютерра"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.