Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Видеомонтаж. Инструментарий монтажера

АрхивЦифрография
автор : Сергей Филиппов   27.10.2005

Создатели Canopus EDIUS не стали изобретать велосипед и предложили все, что нужно для классического монтажа встык.

Продолжение статьи о редактировании видео с помощью Canopus Edius. Чтение лучше начать с первой части.

Инструментарий монтажера

Окно timeline у Canopus Edius мало чем отличается от аналогичных окон в других монтажных программах, но следует отметить, что именно эту реализацию отличает хорошая продуманность всех элементов управления.

В верхнем левом углу окна Timeline находится неприметное, но очень важное меню, появляющееся при щелчке левой кнопкой мыши на маленькой пиктограмме в виде логотипа программы (точно так же, как в окне Player/Recorder). В этом меню сосредоточена едва ли не вся функциональность этой монтажной программы. Это лишний раз подтверждается тем, что почти все операции "спрятаны" под пунктом меню Functions. Субъективно, этот лишний пункт меню совершенно излишен, поскольку после него следует всего лишь три традиционных для главного меню пункта: File, Edit, Tools.

В меню File, в свою очередь, тоже нет ничего оригинального, и поэтому я не стану описывать его. Остановлюсь лишь на нескольких специфических функциях. Итак, настройки проекта были "запрятаны" разработчиками аж сюда: Functions->File->Save Project->Project Settings. Не скажу, что такая организация меню мне кажется логичной, но с остальным - порядок. В ветке Save Project можно обнаружить полезную функцию Consolidate Project..., которая незаменима при переносе проекта на другой компьютер или просто для создания его резервных копий и экспорта проекта в формате EDL. А вот попытка импорта проекта из EDL-формата не увенчалась успехом. Когда я попытался выполнить эту операцию, Edius просто ничего не делал и таким образом сорвал мою затею со сравнением разных монтажек с точки зрения скорости.

В меню Edit скрыты чуть ли не все сокровища этой программы. Большая часть функций, располагающихся в этом меню, продублирована кнопками в верхней части окна Timeline. Есть и некоторые уникальные. Например, Search Bin находит в окне Bin клип, на котором в окне Timeline установлен курсор.

И, наконец, меню Tools. Через это меню можно вызвать различные вспомогательные окна, такие как аудио-микшер, Voice Over (очень удобный инструмент для озвучивания), Vector Scope и палитру, включающую три окна: Information, Effect и Marker.

В левой части окна Timeline расположены заголовки дорожек с кнопками на них.

Набор кнопок зависит от типа дорожки. Кнопка с изображением замка (она есть на любом треке) предоставляет возможность блокирования дорожки от случайных изменений. На звуковых и видеодорожках есть по одной кнопке (а на комбинированных аудио/видеодорожках, соответственно, две) с надписью V - Video channel и A - Audio channel, при нажатии на которые устанавливается фокус расположения новых клипов. То есть, если на треке 1VA нажата кнопка V и пользователь перемещает из окна Bin видеоклип на timeline, то этот видеофрагмент расположится на дорожке 1VA независимо от того, на какой трек помещал его пользователь. Особенно этим обстоятельством удобно пользоваться в случае, если необходимо поместить звуковую дорожку видеофайла на отдельный трек timeline. На одном из аудио или аудио/видеотреков нажимается кнопка A. В появившемся меню дорожке назначается один моноканал (из восьми возможных) или два стерео (из четырех возможных). Когда видеофайл переносится на timeline, его звуковая дорожка оказывается на отдельном аудиотреке. При этом «привязка» звука к видеоряду остается неизменной, а руки монтажёра развязанными. Для всех типов дорожек существуют кнопки, позволяющие временно отключать вывод видео (кнопка с изображением фрагмента видеопленки), аудио (кнопка с изображением динамика) и титров (кнопка с изображением буквы T) с данного трека. У треков, способных принимать звук, есть ещё и кнопка с изображением графика электрического импульса, позволяющая включать или выключать графическое представление звуковых волн.

Теперь рассмотрим элемент интерфейса, представляющий на timeline клип. По сложившейся в монтажных программах традиции звук и видео представляются полосками на дорожках timeline, имеющими адекватную их длительности протяженность в текущем масштабе шкалы временной линии.

Тут создатели этой программы не стали изобретать велосипед. Итак, светло-желтый прямоугольник обозначает видеоряд клипа, светло-зеленый - звукоряд, а серый - миксер. Назначение маленьких изображений первого и последнего кадров видеоклипа очевидно. Их размер можно увеличить, выбрав большую высоту трека из контекстного меню области заголовков дорожек или набрав на клавиатуре комбинацию клавиш Ctrl+Shift+цифра на основном цифровом поле от 1 до 4. Серые треугольники в левом нижнем и правом верхнем углах прямоугольника обозначают, соответственно, начало и конец исходного клипа. Если клип был подрезан с начала или с конца, то соответствующий треугольник не показывается. Если к видео- или аудиоклипу был применен фильтр, то над верхней кромкой обозначающего этот клип прямоугольника появляется голубая линия. Когда на клип накладывается очень сложный фильтр или большое их количество, и программа не справляется с воспроизведением этого клипа в реальном времени (что, откровенно говоря, встречается не часто ввиду большой скорости рассматриваемой монтажки), то пользователь может запустить рендеринг только этого выделенного видеофрагмента. Cделать это можно через контекстное меню клипа или комбинацией клавиш Ctrl+G. По завершении рендеринга на верхней кромке прямоугольника, обозначающего клип, появится зеленая полоса, которая будет оставаться там до тех пор, пока будут актуальны результаты рендеринга.

Щелчок правой кнопкой мыши на вышеупомянутом представлении клипа на timeline приводит к появлению контекстного меню, которое я не побоюсь назвать самым главным меню в программе. Основные пункты его будут рассмотрены далее, а сейчас хотелось бы обратить внимание на самый последний пункт этого меню - Properties… (Alt+Enter). Появляющееся в результате выбора этого пункта диалоговое окно носит, главным образом, справочный характер. Об этом красноречиво свидетельствуют и названия закладок.

Однако, именно в этом окне пользователю предоставляется возможность изменить ряд важных свойств клипа, таких как: порядок следования полей, частота кадров, соотношение сторон и некоторые другие вспомогательные свойства.

Монтаж

Самым главным предназначением любой монтажной программы является резка и произвольная склейка видеофрагментов. Но сначала несколько слов о навигации на timeline. Курсор (вертикальная черта с треугольником на временной шкале) можно перемещать мышью в произвольное место, схватив его за треугольный указатель. С помощью колеса прокрутки или клавиш перемещения курсора он перемещается покадрово. Клавиши Home и End отправляют курсор одним махом в начало или конец последнего клипа на timeline. Alt+J и Alt+Shift+J перемещают курсор в конец и начало активного клипа соответственно. И последнее, очень интересное перемещение: с помощью клавиш управления курсором и нажатого Ctrl. В этом случае курсор «скачет» по границам клипов и переходов - совсем как в текстовом редакторе по словам. Неотъемлемой частью навигации является изменение масштаба временной шкалы. Для этого окно Timeline снабжено тремя элементами управления: стандартной полосой горизонтальной прокрутки (и вертикальной, если число дорожек таково, что все они не могут разместиться по высоте окна Timeline), ползунком и комбинированным выпадающим списком в левой части окна над заголовками треков. Но гораздо полезней, пожалуй, будет использование горячих клавиш. Для масштабирования разработчики отвели совместно с клавишей Ctrl всё основное цифровое поле клавиатуры. Ctrl+0 масштабирует timeline так, чтобы на него поместились все клипы. Ctrl+1 - максимальная детализация с точностью до кадра, а Ctrl+9 - минимальная (цена деления - час).

Теперь, наконец, о главном. Для резки клипов предназначена операция Match Cut (доступ к ней можно получить через контекстное меню клипа, одноименную кнопку и, что полезней всего, через горячие клавиши), которая имеет четыре разновидности. Две из них режут выбранный клип курсором окна как ножом с той лишь разницей, что одна - только активный клип, а вторая - все клипы, которые "пересекает" курсор. Ещё две разновидности работают с регионом, определяемым точками In и Out. И они так же вырезают либо кусочек выделенного клипа, либо кусочки всех клипов, попадающих в определенную область.

Когда необходимо подрезать клип с краев, нужно лишь подвести курсор мыши к тому краю, который следует укоротить (курсор должен изменить свой вид), нажать кнопку и двигать мышь. При этом левое окно Player будет показывать кадры, оказывающиеся в месте резки. Если клип состоит из видеоряда и связанного с ним звукового канала, то резка такого клипа будет проходить синхронно. То есть одновременно - и звук, и видео. Однако Edius предоставляет пользователю возможность избирательно подрезать только тот канал, который в этом нуждается, не затрагивая другой и не требуя их разъединения (Unlink). Для этого достаточно нажать и удерживать клавишу Shift и выполнять обычную подрезку.

Отдельного разговора заслуживают и инструменты удаления, коих в этой программе достаточное количество на любой вкус. Удалять можно элементы целиком (клипы, переходы, миксеры) и части клипов, отмеченные маркерами In и Out. Для большинства операций удаления существует два варианта: удаление без сдвига клипов и со сдвигом (Ripple) всех клипов (и их частей), располагающихся правее удаляемого элемента.

Для склейки клипов ничего особенного не предусмотрено. Просто сдвигаем клипы вплотную друг к другу и все. Для облегчения соединения встык существует привязка (Snap of event). Включается она в настройках программы (Settings) в ветке опций окна Timeline (Application Settings->Timeline). К сожалению, быстрого способа включать и отключать ее, как это сделано во многих других программах, найти не удалось. Также может оказаться полезной функция автоматического удаления пустых мест со сдвигом всех клипов влево, так, чтобы они располагались строго друг за другом без пробелов. Вызывается эта функция через контекстное меню клипа - Ripple Delete Space (Shift+Alt+S). Поскольку склейка клипов почти всегда подразумевает перемещение фрагментов по timeline, нельзя не вспомнить о такой возможности, как группировка нескольких фрагментов (Set Group - Ctrl+I), поскольку она позволяет перемещать их как единое целое. Группировать можно даже клипы, находящиеся на разных дорожках timeline. Можно создавать вложенные группы, то есть, группировать несколько групп. Ну и конечно же, в любой момент ненужную группу можно расформировать (Remove Group - Ctrl+Shift+I).

На этом можно было бы остановиться, поскольку все, что нужно для классического монтажа встык, уже описано. Профессионалам этого было бы достаточно, поскольку с незапамятных времен едва ли не все кино монтируется встык. Но в реальной жизни все несколько по-другому. Видеолюбитель зачастую не имеет возможности вести съемку, соблюдая правила монтажа. И не имеет в своем распоряжении серии дублей. Каждый снятый им кадр, как правило уникален, снят не запланировано и поэтому видеолюбитель зачастую не имеет в своем распоряжении согласующихся планов (сцен). Ну и, в конце концов, мало у кого из видеолюбителей есть достаточно времени на скурпулезную подгонку видеофрагментов. Так что выход один, - использовать переходы. О них мы и поговорим в следующий раз.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.