Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Видеомонтаж. Введение в Canopus EDIUS

АрхивЦифрография
автор : Сергей Филиппов   25.10.2005

Цифровые видеокамеры становятся всё доступнее, и главной проблемой видеолюбителя теперь оказывается избыток отснятого материала. Выход один - резать!

Введение

Цифровые видеокамеры становятся всё доступнее, и главной проблемой видеолюбителя теперь оказывается избыток отснятого материала. Выход один - резать!

Весьма самонадеянное утверждение, не правда ли? Однако я бы не стал поспешно отказываться от сказанного. Судите сами, сегодня едва ли не каждый желающий может себе позволить покупку цифровой видеокамеры. И то ли еще будет! На смену miniDV-камерам приходят HD-камеры, которые не сегодня-завтра станут доступны широкому кругу покупателей.

Стремительными темпами наращивают мегапиксели камеры мобильных телефонов, а объемы памяти современных телефонов уже теперь позволяют выполнять достаточно качественную и продолжительную видеосъемку. Ну а в том, что у каждого в жизни найдется масса событий, достойных персонального видеоархива, вообще сомневаться не приходится: праздники в кругу семьи, дружеские встречи, увлекательные путешествия и т.д. и т.п.

Обычно этих событий так много, что труднее всего оказывается удержаться от того, чтобы не снимать все подряд. И самая большая проблема современного видеолюбителя заключается в том, что смотреть десятки (или даже сотни!) часов отснятого материала хоть и хочется, но скучно и некогда. Так что выход один - резать! Благо, практически любой современный персональный компьютер прекрасно подходит, для того чтобы в нужный момент превратиться в весьма мощную систему нелинейного видеомонтажа. Недостатка в программном обеспечении нет и не предвидится. Зачастую вместе с видеокамерой производитель предлагает ту или иную программу видеомонтажа. Даже Windows XP поставляется с программой Movie Maker (что тоже, между прочим, подтверждает справедливость сказанного в названии этой статьи).

Вот только в погоне за дешевизной и простотой использования авторы такого рода программ делают их мало пригодными для чего-либо мало-мальски серьезного. Простота интерфейса оборачивается неудобством использования и недостаточной гибкостью программы, а дешевизна - медлительностью и серьезным ограничением возможностей. К счастью, существует масса вполне профессиональных программ, в которых так же много внимания уделено простоте и удобству их использования. Но, в отличие от "бесплатных" монтажек, это, не всегда очевидное, удобство тщательно выверено многими людьми, для которых видеомонтаж - дело всей их жизни. А вот со скоростью ситуация заметно интересней. Еще пару лет назад для сколь-либо серьезного монтажа было необходимо покупать плату видеозахвата, которая содержала специализированные ускорители, позволявшие в реальном времени кодировать видеопоток, аппаратно рассчитывать переходы и эффекты. Стоимость таких плат была, как правило, выше стоимости бытовых видеокамер среднего и высокого уровня, а чисто программные средства не могли обеспечить достаточную скорость и удобство работы. Так что для широкого круга видеолюбителей серьёзный видеомонтаж был почти недоступен.

Читайте также наш материал "Собираем компьютер для видеомонтажа". Почему-то понятие "компьютер для монтажа" часто приравнивают к понятию "очень мощный компьютер". На самом деле, достаточно машины пятилетней давности - лишь бы она была правильно сбалансирована и настроена.

Первой вестницей надвигающейся революции стала малоизвестная немецкая компания с поэтично звучащим по-русски названием - AIST. В серии своих программных продуктов, среди которых была и монтажка, и композер, была заявлена поддержка OpenGL для ускорения некоторых видеоопераций. Ну а в программах композитинга, например, это вообще было распространенным явлением - Shake вовсе не работал без OpenGL1, а discreet Combustion заметно оживлялась, если ей позволяли использовать ресурсы трехмерного ускорителя, установленного в системе. Но настоящий переворот в программах видеомонтажа сделала фирма Pinnacle.

Будучи одним из ведущих производителей плат видеозахвата, она поступила, казалось, нелогично, выпустив 5-ю версию Pinnacle Edition (поздние версии этой программы стали называть Liquid), в которой интенсивно использовались ресурсы трехмерных ускорителей, ставших к настоящему времени почти стандартным оборудованием любого современного персонального компьютера. После выхода этой версии Edition в мир программных систем видеомонтажа пришел real-time, а вместе с ним почти полностью отпала необходимость в покупке и использовании аппаратных решений, выпускаемых самой же Pinnacle и ей подобными фирмами. Вслед за пятой версией (если быть точным, то 5.5) была выпущена шестая, которая в сравнении с предыдущей была не просто быстрей, а намного быстрей! Шутка ли, в этой версии разработчики обещали доселе невиданное - HD-монтаж в реальном времени!

Однако, в случае с Liquid Edition разработчики достигли и другой крайности. Интерфейс этой программы является развитием идеологии монтажной станции. Это несомненный плюс с точки зрения профессионального монтажера, но очевидный минус с точки зрения непрофессионалов, разум которых не "пропитан" монтажными парадигмами, зато легко воспринимает современные исключительно "компьютерные" интерфейсные решения, которые ближе к MS Office, но от этого не менее удобны и эффективны. Другой, потенциально неприятный для видеолюбителя момент состоит в том, что устанавливается и работает эта программа так, как будто ничего другого персональный компьютер делать больше не должен. Следствием этой идеологии, судя по всему, стала непродуманная система организации проектов. Может, кому-то это и удобно, когда в проекте куча каталогов, отдельных файлов (которые не являются исходным аудио- или видеоматериалом) для самых разнообразных программных нужд, но совершенно очевидно, что разработчики перехитрили сами себя. Их система резервного копирования проектов не в состоянии понять то, что она сама когда-то сделала, если попытаться перенести проект на другую машину.

В общем, очень быстрая и мощная, но несколько несуразная программа этот Liquid. Самое главное, наверное, то, что при использовании её в любительских целях получается "стрельба из пушки по воробьям" со всеми вытекающими отсюда последствиями. А что же конкуренты?

Sony Vegas 6 предлагает полноценную поддержку HD. Во многих случаях новая версия быстрее предыдущей на 10-25%, но этого очень мало для того, чтобы можно было говорить о монтаже в реальном времени. Хотя интерфейс и возможности этой программы выше всяких похвал: феноменально быстрые и качественные инструменты для работы со звуком, удобные и развитые возможности композитинга, а также некоторые уникальные для программ монтажа технологии, такие как векторные маски. Если вы владелец достаточно мощного компьютера, работаете в основном с DV и никуда особо не спешите, - настоятельно рекомендую именно эту программу. Насчет этой программы вынужден покаяться в том, что еще только замышляю: мне Vegas весьма симпатичен, его я довольно хорошо знаю и давно использую, а потому в дальнейшем буду постоянно применять в качестве точки отсчета во всевозможных сравнениях.

Adobe Premiere Pro весьма быстр и для большинства пользователей удобен, но все еще далек от real-time. Кроме того, его весьма специфический интерфейс для многих пользователей хуже горькой редьки. Примерно то же самое можно сказать и о Ulead Media Studio. Есть еще ряд программ, таких как In-Sync Blade, но они в наименьшей степени пригодны для домашнего использования. Некоторые излишне громоздки и потому неудобны любителям. Некоторые имеют непродуманный интерфейс. А некоторые не блещут скоростью, поскольку ориентированы на работу со специально сконструированными монтажными станциями.

Читайте также наш материал "Как выбрать цифровую видеокамеру". Сейчас выбрать видеокамеру проще, чем три года назад. Цифровые видеокамеры стали массовым товаром, и фатальной разницы в качестве съемки между камерами из одной ценовой ниши нет.

Совершенно очевидно, что идеальной программы, мощной, быстрой, одинаково удобной профессионалам и любителям не было, нет и, скорее всего, не будет. Но есть, на мой взгляд, максимально близкая к такому идеалу программа. Принадлежит она перу не менее известной в соответствующей среде, чем Pinnacle, фирме - Canopus. Это, как несложно догадаться, - Edius.

Удивительно, но эта программа почему-то находится как бы в тени. На одном из весьма популярных сайтов, посвященных обработке видео, я даже не нашел её названия в списке наиболее используемых монтажных программ, предложенном авторами сайта для опроса посетителей. А между тем, Edius, без сомнений, является программой класса Pinnacle Liquid Edition. Субъективно, Edius так же быстр и имеет полный (хотя и несколько более аскетичный) набор инструментов для серьезного монтажа как в SD, так и в HD. На момент написания этой статьи самой последней версией был Edius Pro 3.50. На его примере я и попытаюсь рассказать начинающему видеолюбителю о том, как начать использовать эту программу.

Знакомство с Canopus Edius

Установка программы тривиальна и не стоит того, чтобы тратить время на её описание. Считаем, что программа уже установлена. Запуск тоже вряд ли кого удивит. Обращает на себя внимание лишь стартовый экран, на котором перечислены найденные программой наборы дополнительных команд, которые поддерживает процессор данного компьютера. Такое внимание к мультимедийным расширениям вселяет надежду на то, что Edius достаточно эффективно их использует и потому будет работать быстро.

В отличие от Liquid-а, Edius загружается весьма быстро. А при последующих запусках в одном сеансе работы и того быстрее. Появление основных окон программы предваряет экран, в котором пользователю предлагается создать новый проект, открыть один из ранее созданных или отказаться от загрузки программы вовсе. Заслуживает внимания, конечно же, первый вариант ответа пользователя. В этом случае придется указать основные параметры проекта (такие как разрешение, количество кадров в секунду и т.п.) вот в таком симпатичном окне.

Все настройки достаточно очевидны. Имя проекта, местоположение его файлов, выходное устройство при выводе результата на ленту и, конечно же, разрешение с частотой кадров. Весьма удобны две кнопки внизу окна, позволяющие сократить список предустановленных параметров проекта (типов профилей). Можно выбрать отображение только SD или HD установок или определенной частоты кадров. Всё здесь хорошо кроме одного - в отличие от Sony Vegas, в котором можно творить буквально все, что угодно, в Edius нельзя задавать произвольные параметры проекта. Если вам понадобится нестандартное разрешение или частота кадров, придется выбрать наиболее подходящий набор настроек и потом с помощью Canopus ProCoder Express (который, к счастью, входит в состав программного пакета и очень удобно вызывается кнопкой с timeline, фактически направляя смонтированный видеопоток в кодировщик) "привести" проект к нужному виду.

Недостаток у этого метода вполне очевидный. Любое изменение размера кадра никак не способствует улучшению его качества. Еще менее приятно изменение частоты кадров относительно исходной. И уж совсем нехорошо лишать пользователя возможности изменять порядок следования полей. И это не всё. Уже достаточно давно бытовые miniDV камеры верхнего ценового диапазона обладают возможностью съёмки и записи видео в прогрессивном режиме, но создателям Edius об этом, кажется, неизвестно, поскольку они не предусмотрели такого набора настроек. С "прогрессивным" DV видеоматериалом программа от Canopus, конечно же, работать умеет, но если пользователь, например, захочет перенести на ленту свой проект в формате Progressive PAL, то Edius такой возможности ему не даст.

А между тем, любой проект, в котором основной исходный материал сгенерирован средствами компьютерной графики, может быть "прогрессивным", и делать его с чередованием полей в современных условиях вовсе не обязательно, потому что DVD-проигрыватели, цифровые проекторы, современные телевизоры с прогрессивной разверткой хорошо справляются с показом "прогрессивного" видео. То же самое можно сказать и о проектах для сугубо компьютерного использования: по вполне понятным причинам очень желательно, чтобы в них не было такого анахронизма как чередование полей. Для сравнения, Sony Vegas прекрасно работает с "прогрессивными" проектами и так же замечательно выводит их в формате Progressive DV, не говоря уже о рендеринге в файл. И если компьютерная графика для большинства видеолюбителей не более чем экзотика, то от возможности создания "прогрессивного" видео из чересстрочного DV PAL видеоматериала так просто не отмахнуться.

В настройках проекта у Sony Vegas 6 заготовлен профиль частоты кадров - Double PAL. В таком проекте поля трактуются программой как отдельные кадры (доведенные до полного разрешения с помощью интерполяции), следующие с частотой 50 кадров в секунду. Получающееся в результате видео хоть и не блещет разрешением по сравнению с оригиналом, но зато имеет полноценное временное разрешение.

Ряд параметров в группе Setup в правой части окна достаточно очевиден. Пользователь может выбрать кодек, который будет использован при рендеринге, тайм-код, с которого будет начинаться проект и длину проекта (теоретически, timeline у Edius почти бесконечной длины, но если нужно, чтобы программа "напоминала" вам о конце отведенного на проект времени, то это поле для вас). Последняя из опций, потенциально интересных видеолюбителю - Over Scan Size. С её помощью определяется размер той области по периметру кадра, которая не отображается такими устройствами как телевизор. Диапазон возможных значений от 0 до 20%.

В нижнем правом углу окна настроек проекта находится ряд полей для определения типов и числа дорожек на timeline: V tracks - видеодорожки; VA tracks - видео/аудиодорожки; T tracks - дорожки титров; A tracks - звуковые дорожки. Их число не ограничено и поэтому в любой момент времени можно добавить/удалить любой тип дорожек. Однако, поскольку изменение числа треков происходит по одному, то в случае большого их числа лучше позаботиться об этом заранее - на стадии создания нового проекта. В этой же группе настроек есть кнопка "Channel map...", которая может быть полезна в случае переопределения звуковых каналов дорожек на звуковые каналы выходного устройства.

После того как все основные параметры проекта определены, можно нажать "Ok" и через несколько секунд получить свою рабочую монтажную среду, о которой мы поговорим в следующий раз.

Продолжение читайте завтра


1. Справедливости ради стоит отметить, что OpenGL этой программе нужен был не сколько для ускорения работы с видео, сколько для независимости от платформы: реализация OpenGL есть практически в любой операционной системе, стандарт этот хорошо продуман, удобен в использовании и вполне пригоден для создания интерфейса программы. [вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.