Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Прогресс или регресс?

АрхивЦифрография
автор : Сергей Филиппов   07.06.2005

Сегодня мы начинаем публиковать экспертное сравнение двух цифровых видеокамер стандарта MiniDV - Panasonic NV-DS35 и NV-GS200. Большая разница в возрасте и отличия конструкции не помешали специалисту зачислить их в одну категорию...

Так случилось, что первой купленной мной видеокамерой, оказаась новенькая Canon XM2. Те, кто достаточно серьезно занимается видеосъемкой, почти наверняка хорошо представляют, что это за аппарат. Остальным сообщу: это полупрофессиональный MiniDV камкордер, весом менее килограмма с выдающимся универсальным полупрофессиональным объективом (оптический стабилизатор изображения, 20-кратный зум и флюоритовые линзы для уменьшения хроматических аберраций), тремя матрицами (по 470 тыс. пикселей)  и потрясающим эргономичным дизайном. В общем, если можно так сказать, я был довольно балованным видеолюбителем. Однако, довольно скоро ко мне пришло понимание того, что я не использую возможностей этой видеокамеры даже на 10%, но при этом вынужден играть по её почти профессиональным правилам, выставляя большинство регулировок вручную, ибо автомат в нем работал из рук вон плохо. Вес и размеры этой камеры также не располагали к её частому использованию в бытовых условиях.

Вообще, позиционирование этого устройства, по меньшей мере, странное. Камера наделена выдающимися видеовозможностями и некоторыми интересными дополнительными функциями, которые могли бы найти применение в быту. Но почему-то в обоих случаях отчетливо виден компромисс, на который шли разработчики. В итоге получается, что и профессионалам "не додали", и видеолюбителей не удовлетворили. В итоге, я решил продать Canon XM2 и купить что-нибудь попроще. Покупатель нашелся довольно быстро. И он предложил мне в счет части стоимости Canon XM2 свою старенькую Panasonic NV-DS35. Это одна из первых ультракомпактных моделей MiniDV-камер. За ту небольшую сумму, в которую мне обошлась бы эта камера, можно было бы купить очень простую камеру Samsung или JVC. Но тут был все-таки Panasonic с одной четвертьдюймовой полумегапиксельной (570 тыс. пикселей) матрицей! Посмотрев на изображение, получаемое этой уже немолодой малышкой, я был сражен наповал. В обычных условиях оно мало чем отличалось от изображения, выдаваемого, теперь уже не моим, Canon XM2, а в условиях недостаточного искусственного освещения было едва ли не лучше!

Как Вы наверняка уже догадались, я согласился взять NV-DS35, о чем, кстати, впоследствии ни разу не пожалел. Полгода эта камера служила мне верой и правдой, снимая всевозможные "семейные сцены" и мероприятия. Все мои первоначальные предположения на её счет полностью подтвердились. Вот как можно было бы кратко описать впечатления от этой камеры:

Понравилось:

  1. Достойная цветопередача
  2. Хорошая чувствительность. Пусть и ценой избыточной шумности и зернистости изображения. Впрочем, последняя придавала картинке некоторый киношный шарм, что в моих глазах было скорее достоинством, чем недостатком.
  3. Отличный ручной баланс белого и других ручных настроек - ими можно было "вытянуть" практически любую ситуацию.
  4. Нравился размер и вес. Камера прекрасно помещалась в карман верхней одежды и правый подлокотник автомобиля. Как оказалось, последнее достоинство дорогого стоит, ибо зачастую является прекрасным средством против недобросовестных работников ГИБДД (рекомендовано, кстати, их же начальством).
  5. Электронный стабилизатор изображения работает хоть и грубовато, но свое дело знает.

Не понравилось:

  1. Лентопротяжный механизм с нижней загрузкой кассеты. Капризный и задумчивый. Например, кассеты Sony (видимо, по мнению Panasonic, главный конкурент) камера совершенно явным образом не любила, - частенько по нескольку раз "выплевывала", прежде чем соглашалась принять их. Но, скорее всего, такая избирательность не является недостатком данной модели, - просто следствие почтенного возраста. А вот задумчивость в работе на старость не спишешь.
  2. Отсутствие прогрессивного видеорежима, с которым, тем не менее, камера знакома - ибо имеет возможность записи на ленту статичных изображений с разрешением 640x480 и звуковыми комментариями длительностью несколько секунд. Непонятно, кому вообще нужен такой "фото" режим?
  3. Не нравился объектив. 15-кратного оптического зума вполне достаточно, но что делать с всевозможными оптическими "эффектами"?
  4. Большое энергопотребление и эргономика
  5. Отсутствие дополнительных возможностей типа записи изображений на карту SD/MMC, дополнительной колодки под вспышку или лампу подсветки и т.п.

Итак, по основным параметрам, вполне достойное изделие, несмотря на почтенный возраст и внушительный список отмеченных недостатков. Но вот Panasonic начала активную рекламную кампанию по продвижению профессиональных видеотехнологий в массы и мне захотелось посмотреть, какого прогресса удалось достичь фирме на поприще камеростроения. Будучи знакомым с некоторыми из этих технологий не понаслышке (на примере Canon XM2 и других камер), осмелюсь предположить, что "провести на мякине" меня будет не так-то просто. Самой интересной представительницей "новой волны", мне показалась NV-GS200. Когда я посмотрел на её спецификации, то воскликнул: "Ба! Да это же почти Canon XM2 в миниатюре! Вернее, в бытовом обличии… ну и в исполнении Panasonic конечно же". Впрочем, судите сами:
 
Объектив Leica Dicomar. Звучит солидно. Репутация этой фирмы не хуже, чем у Canon. Но по объективным параметрам сравнивать, конечно, не стоит. Думаю, класс объектива все же далеко не тот. И трансфокатор всего лишь 10-кратный (хотя это обстоятельство вселяет надежду на высокое качество оптики, поскольку есть простое правило: меньше зум - выше качество объектива).

Но в сравнении с объективом NV-DS35 можно ожидать кое-каких улучшений. Производитель обещает, что оптическая система её объектива с многослойным просветлением линз устраняет нежелательные блики и ложные контуры, которые могут исказить изображение. Это придает резкость и четкость даже затемненным участкам изображения. В итоге пользователь должен получить необыкновенную четкость передачи мельчайших деталей и мягкие, естественные цвета. Так это или нет, - покажут тесты. А сухие цифры технических характеристик говорят, что оптика NV-DS35 и NV-GS200 приблизительно одного уровня. Причем у первой камеры зум 15-кратный, а это в бытовых условиях пожалуй ценней, нежели прочие призрачные преимущества. Лично мне представляется такая картина: трехматричная технология требует заметного усложнения устройства объектива и качества исполнения его оптических элементов, вот Panasonic и доверил эту работу профессионалам из Leica. Так что все выдающиеся характеристики объектива новой камеры, скорее всего, были "поставлены на службу" трем матрицам и пользователь вряд ли сможет их прочувствовать в отрыве от вышеупомянутой технологии.

Три матрицы. Сначала дадим слово разработчикам: "Поскольку ПЗС-матрица – это основной компонент, обеспечивающий качество изображения, во всех профессиональных видеокамерах используется система из трех ПЗС-матриц. В этой системе призма расщепляет падающий на нее свет на три основных цвета (красный, зеленый, синий), и каждая из получившихся цветовых составляющих воспринимается отдельной ПЗС-матрицей. Система трех ПЗС-матриц воспроизводит цвет с удивительной точностью и улавливает его малейшие вариации. Передовые технологии Panasonic сделали систему трех ПЗС-матриц достаточно миниатюрной, чтобы ее можно было использовать даже в домашних видеокамерах. Они позволяют без труда запечатлеть изображения с естественными, реалистичными цветами в любых условиях".

Звучит еще солидней, чем рассказ про объектив. Только вот в бытовой инкарнации данной технологии используются "аж" 1/6-дюймовые матрицы, да еще и несущие по 800 тыс. пикселей каждая. Для фоторежима это, конечно, не плохо, но для видео – сомнительно. Что бы там ни говорилось в рекламных буклетах и роликах, на практике мне никогда не удавалось заметить ощутимую разницу между цветопередачей трехматричной камеры и одноматричной, а иначе зачем бы я менял XM2 на DS53?!

Вот еще одна, особо отмеченная фирмой производителем "фишка" новых камер, - процессор обработки изображения Crystal Engine. Снова предоставим слово разработчикам: "Crystal Engine – это специальная схема обработки изображения для видеокамер с системой трех ПЗС-матриц. Обрабатывая сигнал от каждой из трех ПЗС-матриц по отдельности, она обеспечивает исключительное качество как видеофильмов, так и фотографий". Всего-навсего… зато как звучит!

Трехмерное шумопонижение (О как! Трехмерность, однако, нынче в моде). Для каждого основного цвета предусмотрена отдельная схема ослабления шумов. Уменьшая искажения, особенно при низком уровне освещенности, эти схемы обеспечивают яркую, детальную съемку даже при недостаточном освещении.

Цифровая обработка сигналов. Уникальная технология цифровой обработки сигналов Panasonic обеспечивает реалистичную детализацию и цветопередачу с более светлыми оттенками белого, более насыщенными – черного, и непревзойденную четкость мелких деталей, таких как, например, отдельные пряди волос.

Теперь отмеченные личной мной особенности новой камеры:

Фоторазрешение 2,3 мегапикселя. Не так, чтобы много, но и не мало. Выглядит как разумный компромисс между качеством видео и фото. Но нет в мире совершенства - и тут не обошлось без хитростей со стороны разработчиков. Описание пестрит умными словами, из которых, однако следует, что высокое разрешение достигнуто смещением матрици системой интерполяции..

Встроенная фотовспышка с функцией подавления эффекта красных глаз. Что тут скажешь - неплохо.

"Функция мягкой фокусировки (Soft Skin Detail). Когда датчик камеры обнаруживает телесный цвет, резкость фокусировки в этой области снижается, благодаря чему кожа кажется более гладкой и красивой, а морщины становятся менее заметными. При включении этой функции родинки и другие дефекты кожи визуально сглаживаются, хотя резкость на всех прочих участках изображения остается по-прежнему предельно высокой." Эту штуку я лично проверял и могу сказать, что она действительно хорошо работает.

Крепление внешней вспышки. При наличии встроенной использовать колодку именно для вспышки (пусть даже и гораздо более мощной и "продвинутой") вряд ли кому придет в голову, тем более с устройством класса "фотомыльницы", а вот установить в это гнездо осветительную лампу, да еще и современную светодиодную, так и подмывает!

ЛПМ. Буквально с первых минут знакомства с новой камерой я отметил быструю и четкую работу её лентопротяжного механизма. Это радует. Надо полагать, отмеченная производителем функция быстрого старта камеры (за 1,7 секунды) стала возможной не без вклада лентопротяжного механизма.

Запись фотографий на карту памяти SD/MMC и микрофон с эффектом приближения роднит NV-GS200 с XM2. К слову сказать, Panasonic выпускала модификацию NV-DS35 (именованную NV-DS55) с возможностью записи "прогрессивных" фотокадров на карту SD/MMC. Вот только мне сложно представить целесообразность такой функции у данного семейства видеокамер, при их фоторазрешении 640 x 480.

В новой камере можно отчетливо проследить влияние современных компьютерных технологий. Например, камера оборудована поддержкой USB 2.0 (что быстрее традиционного FireWire), которая хоть и не используется для передачи видео (за исключением режима веб-камеры), но все равно способна заметно ускорить передачу фотографий… если, конечно, вы счастливый обладатель достаточно быстрой карты SD/MMC. И не только фотографий, но и видеороликов. Кстати, камера обладает возможностью записи видео на карту памяти в формате MPEG-4 (с максимальным разрешением 320 x 240 и максимальной длительностью 2 часа, и скоростью… 12 кадров в секунду). Профессионалы конечно посмеются, но я бы не спешил этого делать. Да, действительно, качества двухпроходного кодирования тут не достигается, но режим Superfine вовсе не плох. QVGA-разрешение, конечно же, не впечатляет (видимо, мощности использованного процессора недостаточно для полноценного кодирования PAL-сигнала) и, тем не менее, такие ролики прекрасно смотрятся на экране КПК. Стоит вспомнить, что VHS-видеомагнитофон обеспечивал почти такое же разрешение и все были счастливы. Вот только мне не совсем понятно ограничение времени записи в 2 часа и скорости в 12 кадров/с. В режиме Superfine двухчасовая запись будет занимать около одного гигабайта. Такие карты SD/MMC уже есть, в будущем наверняка появятся еще более емкие, но владельцу GS200 от этого уже будет не так много проку.

Функция теле-макро. В этом режиме камера может сфокусироваться на объекте на расстоянии около 40 см с увеличением 10x. Таким образом, можно снимать крупным планом мелкие объекты. Подобного режима не было ни у XM2 ни у NV-DS35, а он мне показался весьма полезным.

Эргономика новой камеры на мой субъективный взгляд однозначно лучше. Дизайн таков, что объектив кажется огромным, а сама камера очень серьезной и "профессиональной". Но в деталях об этом мы поговорим ниже.

Как наверняка уже догадался читатель, целью данной статьи является сравнение двух очень разных камер: Panasonic NV-DS35 и NV-GS200. Только не спешите, пожалуйста, обвинять меня в безумии. Действительно, на первый взгляд они очень отличаются: разные поколения (годы выпуска), одна матрица против трех… и знаете, это все! На мой взгляд, общего у них гораздо больше. Судите сами: обе камеры принадлежат одному классу – очень легких компактных цифровых MiniDV-камер; обе камеры принадлежат одному ценовому диапазону (на момент их появления на рынке) – немногим меньше $1000; обе камеры оснащены сходным набором ручных регулировок, что тоже очень сильно их роднит; у них схожая компоновка и одинаковый размер дисплея и даже три матрицы GS200 вполне можно сопоставить с одной матрицей у DS35, учитывая, что её размер вполне "профессиональный". Вот если бы я сравнивал с одной из современных бытовых одноматричных камер, у которых размер матрицы те же 1/6 дюйма, вот тогда я был бы очень сильно неправ. Так что, с точки зрения потребителя, это одного поля ягоды, а для нас – уникальная возможность проследить эволюцию видеокамер. И самое главное, получить ответ на вопрос - что же могут дать конечному потребителю профессиональные технологии, адаптированные к бытовому использованию.

Продолжение...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.