Minolta DiMAGE Z1: исчерпывающая простота
АрхивЦифрографияЭта недорогая камера Minolta с виду кажется почти игрушечной, но на деле умеет очень многое: 10-кратный объектив, ручные режимы, синхроконтакт для вспышки...
Minolta DiMAGE Z1 — очередная камера, любезно предоставленная нам компанией «Алион» (www.alion.ru), представляет собой простую 3-мегапиксельную камеру зеркального типа (по заявлению фирмы Minolta, а на самом деле — псевдозеркальную) с 10-кратным вариообъективом и обладает быстрым и чувствительным автофокусом. Как мы в дальнейшем убедимся, камера простая только на первый взгляд. Она обладает всеми возможностями ручного управления съемкой.
Внешне камера выглядит как игрушечная, вся в крупных блескучих кнопках. Корпус, как выразились бы в автомобильном журнале, двухобъемный: первая часть, имеющая цилиндрическую форму — блок объектива и видоискателя с ЖК-дисплеем, вторая часть — блок питания и управления с блестящими кнопками. Конструкция поскрипывает, когда берешь камеру в руки. При легком потряхивании ощущается перемещение незакрепленных элементов камеры, хотя никаких хитрых приспособлений, должных свободно перемещаться (например стабилизатор изображения) нет.
Камеру удобно держать в руках благодаря ее сбалансированности и ярко выраженному батарейному отсеку, который удобно ложится в руку.
| Фотокамера Minolta DiMAGE Z1. | 
| Технические характеристики камеры Minolta DiMAGE Z1 | |
| Тип | Любительская цифровая фотокамера | 
| Сенсор | 1/2,7" ПЗС матрица; 3,3 млн. пикселей; эффективных 3,2 млн. пикселей | 
| Разрешение | Фото: 2048x1536,1280x960,640x480; | 
| Память | сменная SD/MMC | 
| Объектив | С переменным фокусным расстоянием 10x оптический. 5,8 – 58 мм (В эквиваленте 35мм камер: 38 – 380 мм) 10 элементов в 7 группах (включая два асферических) | 
| Макросъемка | Супермакро от 4 см, макро от 10 см | 
| Фокусировка | Высокочувствительный АФ (Rapid AF): комбинация пассивного АФ сенсора с системой видеоавтофокуса. | 
| Режимы фокусировки | Покадровый АФ, Непрерывный АФ, ручная фокусировка. Широкая зона фокусировки (Wide AF), Точечные зоны без возможности выбора зоны | 
| Экспозамер | Матрица 256 элементов в кадре. Режимы: центрально взвешенный, точечный, матричный | 
| Экспозиция | Программная АЭ, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручная установка параметров экспозиции. Сюжетные программы: портрет, спорт, пейзаж, закат, ночной портрет; автоматическая и ручная установка | 
| Выдержка | 1/1000 – 4 с в автоматическом программном режиме и режиме приоритета диафрагмы, 1/1000 – 15 с в режиме приоритета выдержки и ручном режиме, 1/1000 – 2 с в автоматическом режиме съемки и режиме выбора цифровой сюжетной программы | 
| Экспокоррекция | +/– 2 EV с шагом в 1/3 EV | 
| Автобрекетинг | Трехкадровая экспозиционная вилка с шагом +/– 1,0, 0,5 и 0,3 EV | 
| Светочувствительность | Автоматическая, 50, 100, 200 и 400 ISO экв. 64, 100, 200, 400 | 
| Баланс белого | Автоматическое, предустановки (дневное освещение, облачность, искусственное освещение, флуоресцентное освещение, вспышка), ручная установка по белому полю | 
| Встроенная вспышка | Автовспышка, автовспышка с подавлением эффекта красных глаз, заполняющая вспышка, синхронизация при длительных выдержках; автовспышка не работает в режимах приоритета диафрагмы, выдержки и ручном режиме установки параметров экспозиции | 
| Автобрекетинг вспышки | +/– 2 EV с шагом 1/3 EV | 
| Внешние вспышки (только фирменные) | Автоматический замер с программными вспышками Program/Maxxum Flash 2500 (D), Program/Maxxum 3600HS (D), Program/Maxxum Flash 5600HS (D) | 
| Коррекция контраста | По трем уровням (низкий, нормальный, высокий) | 
| Настройка резкости | По трем уровням (мягкая, нормальная, высокая) | 
| Цветовые режимы | Естественные цвета, Насыщенные цвета, Черно-белое изображение, Сепия | 
| Сервисные функции | Впечатывание даты (Год/месяц/день), форматы названия каталога (Стандартный, Дата) | 
| Автоспуск, с | 10 | 
| Интерфейс | USB 1.1 | 
| Внешние разъемы | Интерфейс USB совмещенный с видеовыходом, вход от источника питания | 
| Питание | четыре щелочные батарейки или NiMH-аккумулятора размера AA | 
| Размеры (Ш x Г x В), мм | 109,5 x 77,5 x 80 | 
| Вес, г | 305 (без батарей и носителя информации) | 
| Комплектация | Соединительный USB-кабель, соединительный Video-кабель для подключения к телевизору, ремень для переноски, CD-ROM диски с программным обеспечением, 16 Мбайт SD-карта памяти | 
| Индикатор задержки спуска, отверстие микрофона.  | 
Хотелось бы отметить, что внутреннее пространство объектива вычернено, как в хороших сменных объективах зеркальных камер. Это сделано для устранения бликов внутри оптической системы.
| Задняя панель фотоаппарата. | 
На задней панели расположены (сверху вниз, слева направо): видоискатель с диоптрийной подстройкой, ЖК-дисплей, кнопка включения камеры с переключателем режимов (ЖК-дисплей, режим просмотра снимков), кнопка отображения информации на ЖК-дисплее, клавиша быстрого просмотра/удаления снимка, клавиша вызова меню, позиционные клавиши перемещения по меню с кнопкой выбора в центре, индикатор обращения к карточке и ничем неприкрытый разъем для внешнего источника питания, под колесом режимов съемки рычажок управления трансфокатором.
Все производители, выпускающие камеры с длиннофокусными объективами, применяют не оптический видоискатель, а видоискатель телевизионного типа, как в видеокамерах. Разработчики Minolta поступили хитрее. Они не стали добавлять второй ЖК-дисплей: основной и единственный дисплей и закрывается шторкой, и с помощью зеркала изображение передается в видоискатель. В общем, камера действительно зеркальная, но в другом смысле. Спорное решение, как минимум делающее невозможным экономию ресурсов элементов питания.
| Схема переключения дисплея и видоискателя.  | 
| Minolta DiMAGE Z1: вид сверху. | 
Взглянем на аппарат сверху (слева направо): фирменный «горячий башмак», подходящий только для фирменных же вспышек (ужасное решение, даже Olympus и Sony используют уже стандартные элементы), встроенная вспышка, колесо выбора программ съемки, программируемая кнопка (по умолчанию режимы вспышки), режим макро/супермакросъемки, отверстие динамика, кнопка спуска.
| Под игривой сдвижной крышкой находится отсек для карт  | 
Снизу расположено пластмассовое гнездо штатива и крышка батарейного отсека, для четырех элементов питания типоразмера АА (или аккумуляторов).
В рабочем положении объектив полностью выдвигается из корпуса, в дальнейшем оптические элементы перемещаются внутри.
Меню камеры разделено на две части. Первая часть отвечает за параметры съемки и содержит до трех закладок (в зависимости от положения колеса выбора режима). Здесь можно настроить размер и качество снимка, выбрать баланс белого, установить режим работы автофокуса, режимы экспозамера, чувствительность ISO. Вторая часть отвечает за сервисные функции камеры и содержит настройки: варианты сохранения снимков, даты и времени, режим энергосбережения, включение шумоподавления, впечатывание даты в снимок.
| Первая вкладка меню параметров съемки. | 
| Первая вкладка сервисного меню. | 
Хоть камера преподносится как простая, это не значит, что она как типичная цифромыльница не позволяет вмешиваться в процесс съемки. У Z1 полный набор функций и настроек для творчества. Это и полностью автоматические режимы с выбором сюжетов, режим приоритета диафрагмы, приоритет выдержки, полностью ручной режим выставления выдержки и диафрагмы, возможность ручной фокусировки.
| Фирменный «горячий башмак» для внешних вспышек,  | 
Меню стандартное для камер этого типа. В зависимости от положения колеса выборов режима оно изобилует параметрами, которые можно изменять.
Z1 можtn фокусироваться не только по центральной части кадра, но и по зонам фокусировки, которые располагаются справа, слева и в центре кадра. Выбрать эти зоны вручную нельзя, камера их выбирает автоматически по своему усмотрению. Кроме того, границы этих зон обозначаются красным цветом, что первое время вызывает ложное мнение, о том, что камера не смогла сфокусироваться (у камер других производителей при удачной фокусировке подсвечиваются зеленым).
Управление камерой удобное, логически продумано, и во время съемки осуществляется колесом выбора режимов /сюжетов съемки. Если выбраны режимы приоритетов выдержки, диафрагмы или полностью ручной режим то задействуются клавиши управления меню.
| Режим приоритета диафрагмы (А). | 
| Режим приоритета выдержки (S). | 
| Ручной режим выбора выдержки и диафрагмы (M). | 
Если в ручном режиме задействована ручная фокусировка выбор значений выдержки и фокусировка осуществляются клавишами вверх и вниз. Переключение между выбором выдержки и фокусировкой осуществляется центральной клавишей «Enter».
Один из главных критериев оценки современных цифровых фотокамер — баланс белого и вообще цветовой баланс. У камеры набор обычных режимов работы баланса белого: автоматический, дневное освещение, облачность, искусственное освещение, флуоресцентное освещение, вспышка, ручная установка по белому полю.
| ISO200, f2,8, 1/15 c,  | ISO200, f2,8, 1/15 c,  | 
На этих кадрах источник света в помещении — лампа дневного света, в витрине — лампы накаливания. При автоматическом балансе белого камера не справилась, только выбор в настройках баланса белого лампы накаливания исправил ситуацию. При таких условиях, когда источников освещения несколько и все они разнородные, большинство камер любительского класса также не справляются.
| Съемка потока воды.  | Съемка потока воды.  | 
Демонстрация творческих возможностей камеры, позволяющих фотографу вмешиваться в процесс съемки и изменять либо диафрагму (режим А), либо выдержку (режим S), либо полностью ручной режим (режим М). При этом камера будет подсказывать, о неправильном выборе экспопараметров, подсвечивая их красным цветом.
В данном случае более короткая выдержка автоматического режима более детально позволила снять поток воды, при выставлении вручную более длинной выдержки (на втором кадре) мы добились классического изображения живой воды.
| На контрасте веток и неба сильно заметны хроматические аберрации. ISO 200, f3,5, 1/200 с. | Хроматические аберрации сильно заметны в месте сопряжения башни и неба. ISO 100, f3,5, 1/320 с. Экспокоррекция –0,3 EV. | ISO 100, f3.5, 1/400 с.  | 
У камер конкурентов со схожим диапазоном фокусных расстояний (Olympus C-7хх, Panasonic FZ2) на максимальном зуме также проявляются хроматические аберрации на контрастных участках изображения. В этом нет ничего странного, при такой цене за всю камеру, ожидать выдающихся показателей было бы странно. Сменная оптика с такими значениями фокусных расстояний для зеркальных камер стоит в несколько раз дороже, соответственно и качество получаемых снимков во столько же раз лучше.
Недостаток не сколько оптики сколько самой камеры — отсутствие стабилизатора оптической системы или стабилизатора матрицы, как у старшей модели Minolta А1. В результате съемка с рук на максимальном фокусном расстоянии возможна только при хорошем освещении, иначе придется искать опору или ставить камеру на штатив. Единственным выходом при съемке с рук будет перевод камеры в режим приоритета выдержки и увеличение чувствительности ISO и подходящая точка опоры (стена, дерево).
| ISO 200, f2,8, 1/6 с. | ISO 400, f2,8, 1/10 с. | 
Снимки ночью сделаны с рук без использования дополнительной опоры (стены, дерева и т.п.) на минимальном значении фокусного расстояния. При ISO 200 был выбран наиболее четкий снимок из нескольких. При ISO 400 все снимки получились четкими, и выбирать лучший из них не понадобилось. Заметны шумы матрицы и при ISO 200 и при ISO 400. Для решения проблемы шумности матрицы в камере есть функция подавления шума, к сожалению, она работает только на сверхдлинных выдержках (более одной секунды).
В режиме просмотра отснятых кадров, который включается переключателем под ЖК-дисплеем, можно посмотреть информацию о съемочных параметрах снимка и гистограмму. Для этого необходимо при просмотре нажать управляющую клавишу вверх. Также при просмотре доступна весьма полезная возможность поворота снимка, достаточно нажать необходимое количество раз управляющую клавишу вниз.
| Просмотр информации о снятом кадре. | 
Остальные функции, доступные при просмотре снимков, такие же, как и у большинства камер любительского класса: защита всех или по отдельности снимков, форматирование карты памяти, удаление одного или нескольких снимков, копирование снимков в память для переноса на другую карточку, преобразование для рассылки по e-mail.
При подсоединении к компьютеру, камера определяется в Windows 2000/XP автоматически как сменный носитель. Фотографии могут сохраняться со сквозной нумерацией (то есть по общему числу отснятых кадров) в папках названных по дате.
На комплекте алкалиновых батареек Energizer камера сняла около 170-180 кадров, при этом активно использовалось меню. Неплохой показатель, учитывая, что ЖК-экран в целях экономии нельзя отключить.
| Плюсы | Минусы | 
| • Удобное расположение органов управления, режимы съемки с приоритетом диафрагмы и выдержки, ручной режим съемки, наличие ручной фокусировки, автоматически подстраивающийся под освещенность дисплей, съемка видео с разрешением 640х480. | • Отсутствие стабилизатора изображения, шумоподавление работает только на сверхдлинных выдержках, невозможность выбора точки фокусировки, ошибки в определении баланса белого в сложных условиях. • Нестандартный «Горячий башмак» для внешних вспышек, подходящий только для вспышек Minolta. | 
Если сравнивать камеру с конкурентами, то наиболее близка по возможностям и цене Olympus C-740/750 UZ (C-750 UZ с 4 мегапикселями). Minolta и Olympus во многом схожи, но в арсенале Olympus, кроме ручных настроек съемка в формате TIFF, чувствительность ISO 800 (только С-750). Видео у Olympus слабее, 320х200 против 640х480 у Minolta.
Еще одна альтернатива — Fujifilm FinePix S5000 Z с 10-кратным трансфокатором. Ее козырь — матрица SuperCCD HR четвертого поколения, которая позволяет получать изображения с большей чувствительностью, чем обычные матрицы CCD (и по размерам близкое к шестимегапиксельным камерам); предусмотрена возможность сохранять изображение в RAW. Минимальная выдержка всего две секунды, у Minolta Z1 — 15 секунд.
Panasonic DMC-FZ2 имеет 12-кратный объектив, ручные настройки съемки, но лишена ручного режима фокусировки. Сильной стороной камеры является наличие оптического стабилизатора изображения, его наличие помогает при съемке с длинными выдержками на максимальном зуме. Существенный недостаток — 2-мегапиксельная матрица.
Цены камер по информации www.terralab.ru/priceru:
• Minolta Z1 — от 380 у.е.
• Olympus C-740 UZ — от 360 у.е
• Olympus C-750 UZ — от 450 у.е.
• Fujifilm FinePix S5000 Z — от 410 у.е.
• Panasonic DMC-FZ2 — от 360 у.е.