Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Фотопроба: цифровик Casio QV-2800UX

АрхивЦифрография
автор : Кирилл Прохоцкий   10.01.2001

Эта бюджетная камера таит несколько совсем не бюджетных сюрпризов: 8-кратный зум, внешний синхроконтакт, пульт управления. Отлично задуманная, QV-2800UX, впрочем, не без изъяна, как думают некоторые коллеги...

Первое впечатление от камеры QV-2800UX можно описать парой слов: она приятная и симпатичная, к тому же очень модная, не перегружена космической технологичностью, как продукция Sony и Fujifilm, и не туповата, как некоторые изделия Kodak. Есть очень большой смысл в том, чтобы сразу понравиться. Ведь той, кто нравится, можно простить несколько мелких огрехов. Последовательность именно такая — сначала влюбляемся непонятно почему, а потом на то, что не нравится в избраннице, закрываем глаза. Если это действительно мелочи, то они не будут помехой совместному счастью.

Конструктивно аппарат выполнен с объективом и вспышкой, размещенными в комфортно обрезиненном поворотном блоке. Эту схему можно считать для Casio традиционной (до некоторых пор она была визитной карточкой фотоизделий компании), однако едва ли не впервые фирма выполнила камеру в профессионально черном матовом корпрусе. Объектив имеет металлическую оправу с резьбой диаметром 43 мм — можно использовать насадки и фильтры. Там же расположен датчик управления вспышкой. Фокусное расстояние объектива меняется от 6 до 48 мм, что соответствует диапазону 40–320 мм для 35-миллиметрового аппарата. Причем и фокусировочный, и зуммирующий элементы (кстати, почти бесшумные) — внутренние, то есть внешняя геометрия объектива неизменна. Кроме того, относительное отверстие практически не зависит от фокусного расстояния: F=3,2–3,5. Прямо суперзум! Да плюс двухступенчатое цифровое зуммирование. Первая ступень — «честная» двукратная (в кавычках потому, что, конечно же, изображение интерполируется до 1600х1200 и реальное разрешение падает), а вот вторая, четырехкратная, — с обманом: из кадра 1600х1200 вырезается центральная часть 800х600.

Камера делает снимки с разрешением 1600х1200 или 800х600. Каждое может записываться с тремя уровнями компрессии. В зависимости от разрешения и степени сжатия, на карту CompactFlash емкостью 8 Мбайт, которой комплектуется аппарат, вмещается от 8 до 53 картинок. Возможности записать изображение без сжатия нет.

На основном корпусе аппарата расположены кнопки управления, отсеки для карты памяти (в лучших традициях Casio поддерживается винчестер IBM MicroDrive) и четырех элементов питания типа АА, панель с разъемами (видеовыход; мини-порт USB; гнездо для блока питания; цифровой вход/выход для подключения к COM-порту и к проводному пульту дистанционного управления, входящему в комплект) и цветной ЖК-дисплей. Оптического видоискателя нет. Тут лишь одно замечание – крышке интерфейсной панели, имеющей крайне неподатливую и одновременно хлипкую конструкцию.

На поворотном блоке расположен еще один важный элемент аппарата. Сзади, закрытое заглушкой, находится стандартное гнездо синхроконтакта! Это сразу переводит Casio QV-2800UX в разряд цифровых камер с претензией на профессиональное использование. Естественно, первое, что я сделал, — попробовал поснимать с нормальными студийными вспышками, подключая их через синхрокабель к аппарату. И ведь все работает! Еще одна профессиональная черта — пульт дистанционного управления. Хотя и проводной, он реализует очень важную функцию, которая не помешала бы и при съемке с рук, — захват не только экспозиции, но и фокуса отдельной кнопкой-триггером; спуск — другая кнопка.

Но… есть «но», перечеркивающее многие достоинства этой камеры и абсолютно не обозначенное в обзорах других уважаемых сайтов. Совершенно непонятно, чем руководствовались разработчики, когда привязали момент закрытия диафрагмы до рабочего состояния к нажатию спусковой кнопки до половины. В результате, когда в ручном режиме (а также с приоритетом диафрагмы) задаешь максимальное значение диафрагмы (всего можно задать три значения: 3,2; 4,8 и 8), после поджатия кнопки спуска экран темнеет настолько, что визировать становится просто невозможно. Нельзя ни скадрировать (если производить фокусировку по объекту, расположенному не в центре), ни просто поймать нужную мимику, когда снимаешь людей. Этому недоразумению есть только одно объяснение: пытались изобразить репетир диафрагмы, но упустили из виду, что на 2-дюймовом дисплее очень трудно что-либо разобрать; либо надо было соответственно усиливать картинку, как это сделано в некоторых других фотоаппаратах. Да и для простого визирования (при открытой диафрагме) при свете двух галогенок-пилотов по 150 Вт дисплей темноват.

Днем, при ярком солнечном свете, отсутствие оптического видоискателя сказывается очень сильно. Кадрировать еще получается, но увидеть, открыты ли у человека глаза, или проконтролировать автофокус, не выходит. В какие-то моменты даже не видно индикации режимов аппарата. Яркость подсветки дисплея, увы, в худших традициях Casio, не регулируется.

Ни в чем не убеждает выбор значений чувствительности матрицы. 80, 160 и 320 — это не тот ряд, который используется часто. (Скорее всего, не смогли обеспечить достойного качества картинки на чувствительности 400 и сдвинулись чуть вниз.) При обычных съемках это не имеет никакого значения, но при съемках в студии цифровой аппарат можно использовать для проверки экспозиции. В этом случае соответствие между чувствительностью пленки и матрицы очень не помешало бы…

Задать баланс белого можно автоматически, вручную (по белому листу) или выбрать один из четырех весьма удачных предустановленных режимов. Однако и тут есть просчет: при установке баланса белого вручную камера не способна учитывать свет ни встроенной, ни внешней вспышки. При съемке с внешней вспышкой, когда общее освещение создают лампы накаливания или лампы дневного света, изображение будет соответственно голубым или пурпурным. В таком случае надо задавать баланс, включая режим для дневного света. Ниже приведены некоторые съемочные ситуации, чтобы вы могли самостоятельно оценить поведение фотокамеры (все снимки ресэмплированы, но не подергались коррекции).

Портрет снят со студийным освещением. Установлен принудительный баланс для дневного света. Таким образом удалось добиться довольно правильной цветопередачи.

Мини-вернисаж в ГУМе освещен главным образом галогеновой лампой, плюс подмешана прочая иллюминация пассажа. Снимок сделан с автоматическим балансом белого, на 6-кратном увеличении объектива (с мостика второго этажа). Очень хороший пример возможностей камеры. 

Сложный вариант смешанного освещения: в центре кадра на дальнем плане галогеновый светильник, на среднем плане — флуоресцентная лампа. В режиме автоматического баланса белого камера привела розовую и зеленую составляющие к вполне удовлетворительному общему знаменателю.

Очень похожая ситуация: в кадре принципиально разные источники света — гроздь ламп накаливаия и одна флуоресцентная лампа. В идеале (и некоторые камеры это уже реализуют) автобаланс белого должен был привести кадр к белому свету, но Casio QV-2800 не справилась с температурой источников.

Свет ламп накаливания, автоматический баланс белого, атоматическое управление экспозицией. Отличное согласование встроенной вспышки.

Матричный замер, автобаланс белого, автоэкспозиция. Этот сложный сюжет для замера и автофокуса, безусловно, требует вмешательства фотографа и ручной коррекции.

Макрорежим, автоматическая экспозиция, автобаланс белого, дневное освещение. Матричный замер почти справился со сценой и, что очень важно, сохранил детали в светах, поэтому снимок может быть без особого труда скорректирован в компьютере.

Сложные световые условия, природное явление под названием «гало». Автоматический режим.

При использовании встроенной вспышки баланс белого устанавливается довольно верно. Правда, когда вспышка не может оказать влияния на изображение, но все же срабатывает — результат может оказаться непредсказуем. Нормальный по тону и цвету кадр со снегирем (слева) снят с автоматическим балансом белого и без вспышки. На следующий кадр (справа) я принудительно включил вспышку, чтобы подсветить тени, а вышло все наоборот: кадр получился темнее и холоднее по тону. Очевидно, автоматика камеры понадеялась на вспышку, но не сообразила, что на таком расстоянии эффект от нее будет минимальным.

На снимке со снегирем продемонстрирую неприятную особенность современных цифровых фотокамер, имеющих объективы с большим увеличением. Речь идет о хроматической аберрации по краям кадра на максимальном фокусном расстоянии (см. также материал об Olympus C-2100 UltraZoom). Как оказалось, 8-кратный зум Casio QV-2800 тоже этим грешит, хотя и не так сильно, как 10-кратный объектив Olympus.

левый нижний
край

центр
кадра

правый верхний
край

Под стать 8-кратному зуму у Casio QV-2800UX и диапазон выдержек: от 60 секунд до 1/2000. С таким набором можно решить практически любые съемочные задачи. Надо учитывать, что уровень шума при длинных выдержках возрастает, но возможность снимать с автоматическими выдержками до 1 минуты имеет далеко не каждый аппарат. Также к достоинствам аппарата можно отнести и отличный макрорежим. Съемку можно вести на расстоянии от объектива в 1 см во всем диапазоне фокусных расстояний. На снимке внизу почти удалось сфокусироваться даже на купюру (на просвет), прижатую к объективу вплотную, то есть камера работала по сути как сканер. Плюс к этому, в нормальном режиме автофокусировка возможна от 40 см при минимальном фокусном расстоянии; и от 1 м — при максимальном. Вручную фокусировать можно во всем диапазоне: от 1 см до бесконечности (см. пример фокусировки на изображении, преломленном в стеклышке люстры). В режиме просмотра кнопкой «Info» можно вызвать информацию об условиях съемки того или иного кадра.

Способности цифровых фотоаппаратов к записи видео рассматривают редко, но Casio есть за что похвалить и в чем выделить: у QV-2800UX при записи видео работает следящий автофокус, возможна установка баланса белого (в том числе ручная), объектив честно зуммируется — очень редкое, прямо-таки профессиональное сочетание, которым могут похвастать далеко не все конкуренты.

Система установки режимов у Casio решена своеобразно, но привыкаешь к ней быстро. Какие-то параметры можно изменить только из меню, а что-то, включая быструю смену основных съемочных режимов, способа экспозамера, цветобаланса и коррекцию, — задается кнопками на камере. Очень неудобно, что когда надо изменить несколько параметров в меню, приходится менять их по одному. При подтверждении изменения параметра закрывается все меню, и в него надо заходить снова.

Помимо основных съемочных режимов (ручной, автомат выдержки, автомат диафрагмы, программа) и трех специальных программ (портрет, пейзаж, ночные сцены), в аппарат заложено 28 узкоспециализированных программ и оставлено место для трех, которые может ввести пользователь. Мне кажется, что эти 28 программ заложены в аппарат, как часть общей программы по привлечению людей с недостаточным умственным развитием к активному участию в творческом процессе. В общем — западно-восточные попытки сделать так, чтобы никто не почувствовал необходимости получить дополнительные знания, вместо того, чтобы выучить, какую кнопку надо нажать. Хотя, может быть, кому-нибудь и пригодятся программы по съемке осенних листьев или два варианта съемки людей на фоне городского пейзажа, отличающиеся тем, что в одном случае человек стоит справа, а в другом — слева.

Конечно, я утрирую, и польза от этих программ есть. Во-первых, в какой-то ситуации можно быстро выбрать подходящую программу и сделать технически грамотный снимок. Во-вторых, в некоторых программах сдвигается зона автофокуса, что может очень помочь в случае затрудненного кадрирования из-за темного дисплея. И, в-третьих, только используя некоторые программы, можно дать понять аппарату, что вы снимаете вертикальный кадр. Второй и третий моменты скорее не достоинство программ, а некая возможная компенсация недочетов разработчиков. Плюс ко всему, картинки с сюжетом программы на дисплее смотрятся просто замечательно, и всегда можно похвастаться перед друзьями крутостью своего аппарата.

Кстати, вдобавок к последнему пункту: жаль, что изображения реальных снимков на дисплее аппарата выглядят светлее и холоднее того, что можно увидеть на нормальном мониторе. То есть судить о правильности экспозиции и цвета по дисплею аппарата можно, но мысленно вводя поправку.

Как я написал в начале, загрузка снимков в компьютер производится с помощью программы Photo Loader (которая не дружит с Windows 95). Под 98-е она встала без проблем и сразу принялась наводить свои порядки. Любопытно, почему все разработчики каких-нибудь маленьких прикладных утилит думают, что их программа будет на компьютере главной? Как вариант (в данном случае), иногда допускается наличие Internet Explorer. Так вот, этот Photo Loader по умолчанию ставит автоматическую загрузку снимков из камеры. В результате, у меня раз в четыре секунды начали весело мигать лампочками жесткий диск и магнитооптика. Причем здесь они — не понятно совершенно, ведь аппарат подключался по USB, о чем Photo Loader был поставлен в известность. Кстати, при подключении через COM-порт автозагрузка не работает, а обращение к дискам все равно происходит, что, естественно, не может не тормозить систему.

После того, как я поставил ручную загрузку (вместо автоматической) и подключил аппарат (входящим в комплект USB-шнурком), стало возможно загружать снимки в компьютер, запуская Photo Loader и нажимая кнопку «Load». Как только снимки попадают в компьютер, начинается самое интересное. Photo Loader из каждой картинки делает еще две маленькие (разного размера) и на основе всех трех экземпляров каждого исходного кадра создает HTML-файл, общий для всех кадров, снятых за один день. Затем сразу открывается браузер, стоящий по умолчанию (я пользуюсь «Оперой» — она и открывалась), где сначала показываются все кадры, снятые за месяц. Щелкнув по дню съемки, получаем все снимки за день. Нажав на надпись «Data», получаем крупные превью и данные о режимах съемки.

Ладно, как сделали — так сделали. Но минусов у такого решения предостаточно. До исходных кадров добираться и добираться; количество файлов возрастает примерно в четыре раза; если при съемке не используется одна из специальных программ с вертикальной ориентацией кадра, то кадры, снятые вертикально, показываются горизонтально. В последнем случае изменение ориентации кадра с помощью преобразования без потерь (например, в ACDSee 3.0) приводит к утере информации о параметрах съемки. И преобразовывать надо не один, а три файла. Да, не ищут в Casio легких путей! Ни для себя, ни для пользователей. Нет чтобы сделать какой-нибудь простой Twain-драйвер. Есть и глюк. Когда запускается Photo Loader и браузер закрыт, то все происходит так, как описано выше. Однако, когда я закачал файлы при открытой «Опере», то система зависла намертво в момент создания HTML-файла и передачи его в браузер.

Качество кадров, снятых Casio QV-2800UX, особых нареканий не вызывает. Цвета передаются достаточно точно, с хорошей насыщенностью. Качество макросъемки — отличное. Из недостатков оптики заметил довольно сильную бочкообразную дисторсию на коротких фокусных расстояниях. И вообще, зная особенности аппарата, можно пользоваться им и с удовольствием, и с пользой. Несмотря на все недочеты, он обладает большими возможностями, и, в конце концов, им просто приятно снимать.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.