Fujifilm FinePix 40i: фотокамера на 4,3 мегапиксела и MP3-плейер в одном флаконе
АрхивЦифрографияЕсли бы к сплаву было применимо понятие пробы, FinePix 40i можно было бы выставить почти 200%.
Шикарная новинка от Fujifilm под названием FinePix 40i — это цифровая фотовидеокамера плюс MP3-плейер в одном, дюралевом, флаконе. Подобно всем камерам Fujifilm, она имеет потрясающий дизайн: компактная (полный снаряженный вес — 210 г), с изящными крышечками и разъемчиками. Резьбовое отверстие под штатив — так вообще из стали.
Начнем с конца пленки. В FinePix 40i используется оригинальная фирменная матрица SuperCCD с восьмиугольными пикселами (2,4 млн. элементов). Сделанные ею снимки интерполируются до разрешения 2400х1800 (максимальное значение, принимаемое в цифрокамерах за номинальное для упрощения классификации) и записываются на карту памяти SmartMedia в формате JPEG (TIFF не предусмотрен) с тремя уровнями сжатия: Fine (около 1700 Кбайт, сжатие 1:7 ), Normal (около 800 Кбайт, 1:14), Basic (330 Кбайт, хуже чем 1:30). Меньшие разрешения — 1280х960 и 640х480. 4,32 мегапиксела реально не увеличивают разрешающую способность системы объектив-матрица, она остается на уровне хороших 2-мегапиксельных аппаратов, то есть 1300–1400 штрихов по горизонтали (снимок миры не привожу). Преимущество SuperCCD в том, что она обеспечивает очень низкий уровень цветов при высокой номинальной чувствительности 200 ISO (см. ниже). Кроме того, благодаря уж не знаю каким конструктивным особенностям (ноу-хау) SuperCCD, камерам достаточно напряжения питания 2,4–3 В, они более компактны, экономичны (если речь идет о батарейках) и легки. Для таких устройств, как FinePix 40i, это немаловажно (хотя излишнюю легкость в фотографии не жалуют). С другой стороны, алгоритм интерполяции дает заметный глазом «физический шум» — сплошные области выглядят как бы рыхлыми. Но это не большая беда, особенно если печатать снимки на струйных принтерах с технологиями улучшения изображения (например, PhotoRet от Hewlett-Packard).
Крохотный 36-миллиметровый объектив Fujinon EBC (F=2,8–9,8) спрятан за моторизованной металлической шторкой, как у FinePix 4700 Zoom. Камера управляет экспозицией с помощью затвора (диапазон выдержек — от 1/1000 до 1/4 с) и двух значений диафрагмы — F=2,8 или 9,8. Предусмотрена возможность автоматической и ручной настройки баланса белого, экспокоррекция. Управления выдержкой и диафрагмой вручную, несмотря на то что FinePix 40i при захвате фокуса и экспозамере выдает о них информацию на дисплей, не предусмотрено. Помимо стандартных режимов применения вспышки предусмотрен режим медленной синхронизации («ночной»).
Пользователю предлагается два основных режима работы фотокамеры: автоматический и ручной. В первом случае дополнительно можно выбрать только режим вспышки и макро, а дисплей можно отключить вовсе. Во втором случае возможна экспокоррекция, выбор разрешения/сжатия, установка баланса белого (авто, дневной свет, облачный день, три варианта флуоресцентного освещения, свет ламп накаливания). Дисплей очень точно отражает изменения баланса белого, на него выводится фирменное полупрозрачное меню, и в этом режиме его (дисплей), к сожалению, нельзя отключить.
Кроме того, камера имеет встроенные микрофон и динамик и может записывать видео со звуком в AVI-файл (320х240@10 fps, MJPEG, при этом фокус на гиперфокальном расстоянии от 80 см до бесконечности, никаких настроек, максимум 80-секундный ролик с видео и звуком; на 64-мегабайтную карту войдет около 6 минут). Создание голосовых комментариев к снимкам не предусмотрено.
Чтобы не тратить место, ниже несколько коротких замечаний:
— Типичный (но, конечно, не фатальный) недостаток конструкции — крышка батарейного отсека недоступна, когда камера устанавливается на штативе.
— Камера быстро и очень уверенно фокусируется, хорошо слышно, как работает затвор, — это здорово помогает при съемке. Превосходные результаты дает макрорежим: резкие снимки без дисторсии с расстояния 6 см. Приведенные ниже снимки часов и пульта управления ресэмплированы, но не обрезаны.
— Оптический видоискатель не имеет диоптрийной коррекции, но очень ясный, даже несмотря на мои минус полторы диоптрии, заработанные правым глазом на мониторе с шагом точек 0,28 мм; к тому же у него вынесена окулярная точка, и можно беспрепятственно снимать в очках.
— Встроенная вспышка очень аккуратно и мягко согласуется с условиями внешнего освещения: экспозиционная автоматика, как правило, выбирает выдержку 1/45 с.
— Для подключения к компьютеру используется интерфейс USB, скорость скачивания снимков находится на уровне трех мегабит в секунду (10 мегабайт стекают за полминуты). Огромный недостаток — дисплей при перекачке и подключении зажигается, сообщая, что камера находится на связи с ПК. При этом беспощадно садятся батарейки, а никакой подпитки от USB не предусмотрено. К счастью, хоть яркость лампы подсветки регулируется (для всех режимов), и можно предварительно убрать ее на минимум. Но это полумера. А есть 99-процентное средство: при подключении (прилагаемого) кабеля вывода изображений на теле/видеоаппаратуру дисплей автоматически отключается в любом режиме. 1 процент я удержал потому, что по умолчанию этот видеошнур одновременно с USB-кабелем невозможно воткнуть физически. Но если вы приобретете FinePix 40i, просто срежьте 2-3 мм пластика со штекера видеошнура — и дело в шляпе (я не мог проделать это на тестовом образце).
— В режиме просмотра на дисплее предусмотрено увеличение снимков 2400х1800 до масштаба 1:1. Ресайзинг, выполняемый самой камерой, как показал эксперимент, конечно, уступает аналогичной процедуре на компьютере в программе Photoshop (см. снимки), но при нехватке объема флэш-памяти выручит вполне.
(камера) |
(Photoshop) |
— Очень ценно, что камера записывает снимки (при правильно выбранной экспозиции), не обрезая динамический диапазон. Взгляните на снимки с гистограммами: света и тени не подрезаны автоматикой и могут быть более правильно скорректированы на компьютере в соответствии с замыслом фотографа.
— Мне не удалось испытать автоматический баланс белого в сложных условиях, но вот, например, на ночном снимке храм освещен разными источниками, и при этом цвет передан правильно. Кстати, здесь же подчеркну: цветовой шум на длительных выдержках практически незаметен (см. фрагмент ночного снимка на выдержке 1/4 с; масштаб 1:1).
Теперь о плейере. Новинка примечательна тем, что музыку можно переписывать исключительно на карты SmartMedia ID (в комплекте фирменная карта Fujifilm на 16 Мбайт, в отдельной упаковке, со специальным контейнером для переноски нескольких карт). Таким образом, по замыслу производителя и компании InfoBind, чья технология используется в FinePix 40i, обеспечивается защита от нелицензионного копирования и прослушивания MP3-записей.
Остановимся на этом подробнее. Для работы с MP3-записями к FinePix 40i прилагается пакет RealJukeBox и так называемое Audio Downloading Software (ее интерфейс — немного подрезанный скриншот — ниже). Чтобы закачать MP3-файл на карту памяти, его нужно обязательно зарегистрировать в Audio Downloading Software. В чем заключается регистрация, можно только догадываться: часть используемых мною записей, полученных, как мне казалось, законными путями, ее не прошла. Насколько я понял, это исключительно структурный анализ, то есть никакое подключение к Интернету не требуется. Разбираться до основания было некогда, известно лишь, что записи как минимум должны иметь частоту дискретизации 44,1 кГц и битрейт 128, 112 или 96 кбит/с. Два VBR-файла навскидку программа Audio Downloading Software не приняла, если кто-нибудь сможет ее уговорить, пишите. Далее. Если MP3-файл проходит регистрацию, это означает, что при записи на карту он будет перекодирован (в весьма глубокую абракадабру), получит порядковый номер и расширение «.SVQ». (Еще один неприятный момент: в принципе регистрация невозможна, пока не подключишь камеру к компьютеру, а это, как упоминалось выше, чревато пустой тратой энергии батарей. К счастью, тут выход есть: чтобы запустить Audio Downloading Software, достаточно включить камеру для начала, а потом можно выключить, пока посылочка не будет готова.) Только такой файл сможет быть воспроизведен плейером камеры. Тривиальное переименование MP3-файлов результата не дало. Если установлена не ID-карта, ничего с регистрацией и перекачкой не выйдет, хотя записывать на нее фотоснимки можно.
В общих чертах это похоже на тот принцип, что используется в плейере Thomson Lyra (там файлы при записи на CF-карту тоже необратимо кодируются). Однако и Lyra, и FinePix 40i почти беспрепятственно — через драйвер внешнего накопителя — позволяют переносить в себе любые файлы. Так что я не совсем понимаю смысла защиты от копирования и огорода вокруг SmartMedia ID. Есть еще, правда, такая версия: если SmartMedia вдруг подешевеют настолько, что их с записанной музыкой можно будет покупать вместо диска или кассеты, то здесь защита от копирования сыграет свою роль. И тут же комментарий: максимальный объем выпускаемых ныне SmartMedia ID, как пишет Fuji, составляет всего 64 мегабайта. Сколько это в объеме музыки, никому, надеюсь, объяснять не надо, но не забудьте и о фотографиях. Причем конструкция флэш-отсека (см. фото в начале статьи) явно не предусматривает частой смены карточек. Это, пожалуй, единственный повод, по которому я тяжело вздохнул…
Для управления плейером служит оригинальный проводной пульт, оборудованный ЖК-дисплейчиком. Без пульта музыку не поиграть и не послушать, так как к нему подключаются наушники. Он ни с чем не совместим, подсветки не имеет, теги и время не показывает. Эквалайзера нет, но есть два уровня подъема низких частот; при выключении плейер запоминает, на каком треке остановился в последний раз. Тут же замечу, что громкость даже на полупрофессиональных 120-омных наушниках (в комплекте же, к сожалению, вкладыши) отличная. С пульта можно управлять и съемкой, но полунажатия с захватом фокуса не предусмотрено. Не все радужно с удалением аудиофайлов из камеры, если вам, например, понадобилось освободить место под фотографии: можно удалить только все сразу.
В комплект входят два никель-металлгидридных AA-аккумулятора по 1600 мА·ч и зарядное устройство. Грамотное решение, если учесть широкое распространение пальчиковых элементов питания. Расход энергии в FinePix 40i меня немного удивил. По паспорту на 1600-мАч аккумуляторах она может сделать 80 снимков с включенным дисплеем и 230 с выключенным или 150 минут проигрывать аудиофайлы. На батарейках типа Duracell Ultra — 70 снимков без дисплея или 100 минут звука. В чем секрет, я понял, измерив потребляемые токи. При визировании с включенным дисплеем (почти то же, что просмотр снимков) это вполне нормальные по нынешним меркам 0,7-0,75 А, но при фокусировке — невиданный пиковый ток 1,88 А! При воспроизведении музыки даже на максимальной громкости ток не превышает 0,55 А. То есть данные в паспорте выглядят вполне правдоподобно и нуждаются лишь в двух комментариях: а) на съемочные токи способны, пожалуй, лишь аккумуляторы, и чем чаще давать им отдыхать, тем лучше; б) любые батарейки, даже Duracell Ultra, так или иначе будут моментально просажены и съемку уже удовлетворить не смогут.
С прилагамого диска устанавливаются следующие пограммы: основная коммуникационная Exif Viewer (вместе с PD Editor, Exif Launcher и QuickTime 4), Adobe ActiveShare для простейшей обработки и публикации фотографий в Интернете, а также упомянутые выше RealJukeBox и Audio Downloading Software. Ремарки в этом абзаце будет удостоена Exif Viewer, позволяющая просмотреть записываемую камерой в тело JPEG-файла информацию об условиях съемки (см. скриншот).
FinePix 40i — это, как и следовало ожидать от Fujifilm, конечно, прежде всего камера и только потом плейер. Она уникальна по реализации, сделана явно не в попыхах, прекрасно укомплектована, дорого выглядит и не дешево стоит (в России около 700 долларов). Ну, а главное, на мой взгляд, чего добился производитель, — ей нечем разочаровать покупателя.