Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Смотрины Car PC

АрхивКомпьютеры
автор : Максим Маслин   12.03.2008

До недавнего времени лишь автомобили оставались зоной, относительно свободной от засилья персональных компьютеров. Но сегодня это уже не так.

Современного человека ПК окружают буквально повсюду: и на работе, и в собственной квартире. Многие из нас, отлучаясь из дома, обязательно берут с собой карманные ПК. До недавнего времени лишь автомобили оставались зоной, относительно свободной от засилья персональных компьютеров.

Прогресс не мог обойти стороной автомобилистов: уже достаточно давно в продаже имеются автомобильные ПК (называемые чаще car PC), которые позволяют поднять на качественно новый уровень удобство передвижения на машине. Отметим, что по своей сложности задача выбора car PC сопоставима с выбором домашнего компьютера, однако здесь имеются свои нюансы. О них мы и расскажем в нашей статье.

Не место красит Car PC

Пожалуй, самым важным вопросом является выбор места размещения автомобильного ПК. Одним из наиболее популярных вариантов является установка компьютера в отсек для автомагнитолы; естественно, в этом случае габариты car PC должны соответствовать одному из стандартных типоразмеров. Как известно, наиболее распространённым является типоразмер 1 DIN (178 х 50 х 180 мм) - устройства данного формата подходят для большинства импортных и отечественных автомобилей. Модели типоразмера 2 DIN (178 х 100 х 180 мм) имеют корпус больших размеров, который может вместить в себя гораздо большее количество таких компонентов, как жёсткие диски и платы расширения. К сожалению, установка устройства, имеющего типоразмер 2 DIN, возможна не всегда, поэтому мы рекомендуем обратить внимание на компьютеры типоразмера 1 DIN, который фактически является универсальным.

Естественно, при установке ПК в отсек для магнитолы возможность использования последней отпадает. Как правило, этот факт мало кого останавливает, ведь компьютер способен не только способен автомагнитолу, но и выполнять огромное количество других функций.

Установка Car PC возможна и в других местах - например, в багажнике, ящике для перчаток или даже под водительским сиденьем; естественно, в этом случае пользователь не ограничен “автомагнитольными” типоразмерами. Как правило, данные модели строятся на основе корпусов, подобных VoomPC - такие устройства чрезвычайно похожи на автомобильные усилители. Сложно сказать, насколько оправданы подобные решения с точки зрения эргономики - пожалуй, более целесообразно было бы иметь автомобильный ПК в непосредственной близости от руки водителя (хотя бы для того, чтобы без лишних проблем загружать оптические диски или подключать USB-периферию).

Вопросы питания

В отличие от домашних ПК, car PC вынуждены питаться от бортовой электросети. Пользователю, планирующему приобретение автомобильного компьютера, следует узнать, соответствует ли блок питания, поставляемый с этим устройством, таким требованиям, как управление кнопкой питания, задержка выключения, мониторинг бортового напряжения, способность включать/выключать ЖК-экран и реагировать на положение ключа зажигания.

Как правило, блоки питания, входящие в состав “брендовых” Car PC, практически всегда соответствуют этим требованиям, гарантируя не только правильную работу в случае разрядки аккумулятора, но и обеспечивая наиболее оптимальные параметры энергопотребления.

Следует отметить, что иногда производители поставляют автомобильные компьютеры без установленных блоков питания. В этом случае имеет смысл обратить внимание на БП серии M2-ATX, производимые компанией Ituner Networks (торговая марка Mini-Box.com); эти устройства считаются одними из лучших на рынке.

Форм-фактор материнской платы

Наиболее часто в автомобильных компьютерах используются материнские платы форм-факторов mini-ITX и nano-ITX, разработанных корпорацией VIA для x86-процессоров. Основными преимуществами mini-ITX принято считать низкое энергопотребление и высокую степень интеграции компонентов. На материнской плате размером всего 17х17 см без труда размещаются и процессор, и видеоадаптер, и микросхемы периферийных устройств. Форм-фактор nano-ITX отличается ещё более компактными размерами (12х12 см) и ещё более низким энергопотреблением. Единственным существенным недостатком материнских плат формата nano-ITX можно назвать ограниченные возможности расширения, которые вызваны высочайшей степенью миниатюризации - например, в ряде случаев кулер процессора может полностью закрывать собой всю материнскую плату. Впрочем, эту особенность владелец может и не заметить, если, конечно, не будет вскрывать корпус своего авто-ПК для осуществления апгрейда.

Хранение данных

Основная проблема при выборе подходящего жёсткого диска для автомобильного ПК заключается не в выборе оптимального соотношения цена/качество, а в нахождении такого устройства, которое будет максимально устойчиво к воздействию вибрации, резких ускорений и торможений. Вообще говоря, самым удачным решением для CarPC было бы использование флэш-памяти. Действительно, единственное, что может повредить флэшке - это пожар (впрочем, в этом случае от всего автомобиля вряд ли вообще хоть что-нибудь останется). К сожалению, по соображениям максимального удешевления продукции производители практически никогда не комплектуют свои изделия накопителями на основе флэш-памяти. У разработчиков принято считать, что “ноутбучные” жёсткие диски вполне отвечают требованиям по виброустойчивости в современном автомобиле. Возможно, в этом вряд ли будет сомневаться житель Европы, пользующийся превосходными автобанами; отечественному же автолюбителю рекомендуем почаще осуществлять резервное копирование данных, содержащихся на жёстком диске автокомпьютера.

Подключить всё

Количество и типы разъёмов, к которым можно подключать внешние устройства и аксессуары - весьма важная характеристика автомобильного ПК. Разумеется, наиболее востребованным и распространённым в настоящее время является стандарт USB, интерфейсами которого оснащены практически все модели основных производителей. При этом, если владелец планирует оснастить свой автомобиль GPS-датчиком или, например Bluetooth-адаптером, которые он не хотел бы держать в салоне постоянно, то самым разумным выбором будет приобретение модели, в которой интерфейсные разъёмы выведены на лицевую сторону. Кстати, возможность подключения USB-вебкамеры делает возможным реализацию видеорегистратора на основе “карпьютера”.

Конструктор для автолюбителя

Любой производитель car PC сегодня отчётливо понимает, что предложить устройство, удовлетворяющее запросы большинства автовладельцев, совершенно невозможно. Поэтому многие из них выпускают своеобразные наборы для самостоятельного конструирования автомобильных компьютеров, называющиеся так же, как их “десктопные” коллеги - баребоны. Классический автомобильный баребон состоит из корпуса, блока питания и материнской платы. Если форматом материнской платы является mini-ITX или nano-ITX, то процессор обычно входит в комплект поставки баребона. Всю остальную “начинку” пользователь волен подобрать сам.

Очевидно, что подобный подход обеспечивает максимальное удобство для пользователя, который самостоятельно может собрать компьютер, в наибольшей степени соответствующий его запросам.

Car PC - это просто

Ещё совсем недавно среди автовладельцев бытовало мнение, что Сar PC - удел энтузиастов-экстремалов, которые, отдавая свои деньги, получают не столько законченный продукт, сколько кучу дополнительных проблем.

Сегодня же ситуация несколько изменилась. Автомобильный ПК можно приобрести за вполне разумные деньги (разброс цен составляет от $600 до $1200 долларов в зависимости от комплектации). За эти деньги можно приобрести не только возможность наблюдать в машине весёленькую заставку Windows, но практически универсальное устройство, которое сможет и развлечь водителя, и сориентировать его, и обеспечить выход в интернет.

Отметим, что в современных автомобилях, оборудованных контроллером двигателя, существует возможность наладить взаимодействие между ним и Car PC с помощью диагностических разъеёмов OBD или OBD II. И вот тогда уже любой водитель будет чувствовать себя внутри четырехколесного друга примерно так же, как космонавт внутри космического корабля.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.