OLPC: нигерийские патенты против нигерийских детей
АрхивКомпьютерыНигерийская компания Lancor обвинила разработчиков "стодолларовых ноутбуков" в том, что они незаконно используют в своих устройствах принадлежащую ей технологию.
Широко разрекламированный проект "Каждому ребёнку - по ноутбуку" (One Laptop Per Child, OLPC), который, наконец, начал реализовываться на практике, столкнулся с неожиданным препятствием. Причём это препятствие возникло именно в той стране, на которую изначально был ориентирован проект "стодолларового ноутбука" XO - в Нигерии.
Нигерийская компания Lagos Analysis Corp. (Lancor), название которой ни о чём не говорит даже специалистам, подала на организацию OLPC, которая занимается производством и распространением ноутбуков XO, в Федеральный суд Лагоса иск с требованием прекратить выпуск и продажу этих устройств, а также выплатить крупную денежную компенсацию за нарушение патента, принадлежащего этой самой Lancor. Пикантность ситуации в том, что незадолго до этого правительство Нигерии объявило о намерении закупить миллион ноутбуков XO и от своих планов, судя по всему, отказываться не собирается.
Какой же такой патент неизвестной нигерийской (!) компании, штаб-квартира которой почему-то находится в городе Бостоне в США, мог нарушить столь громкий проект по обеспечению детей беднейших стран мира портативными компьютерами? Оказывается, всё дело в клавиатуре: именно Lancor разработала и запатентовала конструкцию многоязычной клавиатуры "с четырьмя клавишами shift", позволяющую быстро переключаться между несколькими языками ввода. При этом в Lancor утверждают, что инженеры OLPC даже "произвели незаконный реверсный инжиниринг драйверов для клавиатур" для использования их в своих "стодолларовых ноутбуках".
На многоязычных клавиатурах с технологией Lancor, которые, кстати, продаются даже в США под маркой Konyin, действительно присутствуют две дополнительные клавиши, позволяющие переключать языки ввода без каких-либо клавиатурных комбинаций, а простым нажатием этих дополнительных клавиш. На клавиатурах XO также есть две дополнительные клавиши с похожими функциями, но они расположены в других местах.
В Lancor ссылаются на нигерийский патент # RD8489, которым защищена эта технология, которую в этой компании именуют "Shift2". Обозреватель сайта OLPC News попытался отыскать текст патента, но при этом обнаружил, что в Нигерии не существует никакого патентного ведомства, а есть лишь некое учреждение по промышленной собственности, электронный адрес которого почему-то расположен в домене... yahoo.com. На момент написания этого материала название этого учреждения на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности" звучало как "Министерство по коммерции и туризму, регистратор товарных знаков, патентов и конструкций".
Несмотря на столь вопиющую по меркам развитых стран правовую неопределённость, в Lancor нисколько не сомневаются, что они выиграют поданный иск. Более того, один из руководителей компании, Аде Ойегбола, заявляет, что Lancor пыталась достичь соглашения с OLPC, но безуспешно, при этом нигерийская компания якобы была готова предоставить лицензию на использование её технологии за минимальную плату. Ойегбола всё ещё надеется, что руководство OLPC "одумается" и им удастся прийти к соглашению.
В OLPC, напротив, уверены, что вся интеллектуальная собственность, использованная в XO, либо принадлежит этой ассоциации, либо надлежащим образом лицензирована. Финансовый директор OLPC Роберт Фэдел заявил, что в OLPC, которая является некоммерческой образовательной организации, слышали об иске Lancor в Нигерии, но не видели ни одного правового документа, связанного с этим делом. Фэдел подчеркнул, что представители организации не намерены комментировать это дело до тех пор, пока OLPC не получит таких документов и не изучит их.
Проект OLPC был основан в 2002 году Николасом Негропонте, профессором знаменитого Массачусетского технологического института (MIT) - ведущего технического вуза США. Целью проекта было создание дешёвого ноутбука для детей стран третьего мира, оснащённого функцией беспроводной связи и рассчитанного на эксплуатацию в сложных условиях и без электричества. Первоначально планировалось, что ноутбуки, получившие название XO, будут стоить всего сто долларов США, однако сегодня их реальная цена выросла до 188 долларов.
Серийное производство XO началось в начале ноября 2007 года в Китае на предприятии известной компании Quanta. Первый официальный заказ на эти компьютеры поступил в октябре 2007 года - по соглашению с правительством Уругвая, OLPC поставит в эту страну 100000 ноутбуков, а в дальнейшем, возможно, и ещё 300000 штук. Правительство Монголии объявило о планах запустить пробный проект для детей от 6 до 12 лет и закупить у OLPC 20000 ноутбуков. Как мы уже упоминали, правительство Нигерии заключило договор на поставку миллиона таких компьютеров.
Чтобы производство XO окупилось, по расчётам OLPC, им необходимо получить заказов, как минимум, на три миллиона штук. А поскольку некоторые жители США также выразили желание приобрести такой простой компьютер, в OLPC организовали программу Give 1 Get 1 (G1G1) - "Один отдаёшь - один получаешь". В рамках этой программы покупатель из Северной Америки с 12 по 26 ноября 2007 года мог приобрести два XO, один из которых останется у него, а второй отправится к ребёнку из развивающейся страны.
Неизвестно, чем закончится история с OLPC и нигерийским разработчиком клавиатур, но выглядит она весьма подозрительно, тем более что именно Нигерия на сегодняшний день является крупнейшим заказчиком "стодолларовых ноутбуков". Вполне вероятно, что без политики здесь не обошлось, но это уже тема для совсем других изданий.