Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Прощай оружие

АрхивМультимедиа, игры
09.10.2002

"Торговые империи" позволят вам приобщиться к радостям регулирования спроса и предложения, тихой и спокойной коммерческой деятельности. Больше никаких пушек и оружия, только мирная и бескровная торговля.

Между первой и второй…

Компания Frog City не принадлежит к рангу крупных производителей игр, которые часто привлекают внимание игровой общественности. В ее успешные активы записаны две части «Капитализма», последняя из которых появилась на русском языке еще в апреле! А значит, игрушка окончательно и бесповоротно отыграна. И вот неожиданность! «1C» берет на себя роль восполнить пробелы и выпускает «Торговые Империи», в девичестве “Trade Empires”. В свое время эта игра была выпущена Frog City между двумя Капитализмами для того, чтобы поддержать интерес публики, т.е. в середине сентября 2001. В ней авторы попытались переместить извечный конфликт с поля битвы в экономическую сферу. Так сказать, «сменить мечи на орала».

«Торговые империи» позволят вам приобщиться к радостям регулирования спроса и предложения, тихой и спокойной коммерческой деятельности. Больше никаких пушек и огнестрельного оружия, только мирная и бескровная торговля. Именно удачные финансы подымут вас кормилу власти.

Прощай оружие

Название игры красноречиво говорит о ее содержании. В «Торговых империях» игроку, который по сценарию выходец из семьи торговцев, нужно построить свое дело почти с нуля. Временные рамки для этого более чем широкие — 4000 лет.

Игра разделена на 19 последовательно сменяющих друг друга сценариев, которые позволят вам самоутвердится на финансовом поприще в нескольких исторических эпохах. Так, можно начать игру на заре человечества, а продолжить в Средние века или же во времена промышленного переворота в Англии и Германии.

Какой бы не был выбранный сценарий и соответственно эпоха, стратегия игры остается той же. Единственное, что на более ранних этапах играть проще, поэтому начинать лучше с них. В «Империях» есть и обучающая миссия, состоящая из нескольких этапов. Отмечу, что она несколько затянута (на прохождение каждой части понадобится как минимум час), но всем премудростям обучит всерьез и надолго.

Итак, начнем с первых сценариев. Человеческая цивилизация представляет собой скопище небольших разрозненных деревенек с более чем скромными потребностями и возможностями. Чтобы проиллюстрировать это, скажу, что изначально вам необходимо будет контролировать лишь два вида основных товаров (просо и рис для китайского сценария). В дальнейшем их количество вырастет до 4, кроме того, во все эпохи есть так называемые предметы роскоши, способствующие аристократизации населения.

Доход в «Империях» пропорционально зависит от количества населения. Соответственно основной принцип игры — у кого больше популяция, тот и богаче. Высокие цены хорошей погоды надолго не сделают — люди просто начнут разбегаться в другие города и селения. А все страсть к дешевизне и выгоде… Хотя она и вами движет. В общем, нужно найти правильный баланс между ценой продукции и потребительским спросом. Из собственного опыта скажу, что оказалось это не очень просто.

Чтобы извлечь сверхприбыль и взять под контроль рынок, нужно, как только это позволят сюжет, заниматься больше производством. Тогда к роли спекулянта рисом и просо, вы прибавите амплуа предпринимателя. Для этого нужно строить дополнительные торговые точки, ремесленные цеха и плантации, что позволит более эффективно контролировать и даже формировать пресловутые потребности. Главное, чтобы народ был.

Так, например, в более поздних эпохах игрок может заняться производством оружия, золотых слитков и предметов люкса (шелковые ткани, вазы и т.д.) Естественно, что такое ассортимент конечной продукции потребует широкой и хорошо организованной системы добычи сырья, а так же пунктов переработки (фабрик). Всего в игре можно построить более 200 зданий и около 20 базовых продуктов.

Такое разнообразие требует более менее углубленного изучения механизмов игры и, что не менее важно, интерфейса. С высокой степенью уверенности могу предсказать серию неудач у новичков. Снижение/увеличение населения, регулирование оптимальных цен, расчет времени транспортировки — все эти факторы требуют определенной практики и накопления опыта. Если конечно игра не надоест еще раньше.

Микроменеджмент или имперская «ахиллесова пята»

Вот в нескольких чертах описание «Торговых империй». Распространятся подробнее об игровом процессе — скучно и не имеет смысла. В конце концов, если интересно, то вы и сами познакомитесь с игрой. Гораздо важней, на мой взгляд, уделить внимание интерфейсу игры, ведь именно он в конечном итоге определяет играбельность стратегий.

А он то, как раз и является «ахиллесовой пятой» «Империй». Система управления в «управленческой» игре, должна быть максимально практична и удобна, что явно отсутствует в нашем случае.

Основное ваше занятие в игре — планирование торговых маршрутов для ваших эмиссаров. Т.е. нужно задать начальный и конечный пункты (потом и промежуточные), что загрузить, и что продать. Можно сказать, «микроменеджмент». Для этого есть специальное окно. Создать маршрут, в общем, не трудно, хотя и занимает, как минимум минут пять. Направить по нему торговца — вообще дело одного клика. А вот оперативно менять маршрут…Во-первых, пока все торговцы не вернуться в пункт отправления, изменения остаются на бумаге. Во-вторых, как правило, маршрут один, а ходят по нему несколько торговцев, т.е. чем больше их, тем сложнее управлять. Если же вы действительно собрались отгрохать торговую империю, то понадобится не один десяток агентов. А следить за всеми со временем становится просто невозможно. Кроме того, раздражает, что в даже локализованной версии маршруты не могут быть названы по-русски! Короче, это называется неэргономичный интерфейс, что, повторюсь, для стратегической игры равносильно гибели.

Кроме интерфейса, обращает на себя внимание и достаточно примитивная графика. Конечно, для стратегии это не так важно, но все же, пустячок, а неприятно. Если вы хотите опробовать новый GeForce4 или Dolby Digital 5.1, то «Торговые империи» явно не лучший вариант. Она отлично себя чувствует и на Celeron 450MHz с видеокарточкой на 8 Мб.

Раз уж начали о недостатках, так надо и продолжить. Как говорится, «из песни слов не выкинешь».

Несмотря на множество эпох, которое вроде как должно добавить разнообразия в игру, им особенно и не пахнет. Меняется только форма, а содержание остается идентичным: что в классической Греции, что в эпоху промышленного переворота. Везде ход событий и стратегия совершенно не меняются. Плюс к тому, IQ компьютера явно не блещет.

Есть еще и нюанс, связанный с развитием технологий в продвинутых сценариях. В самом деле, чтобы коммерция шла с прогрессирующим успехом, нужно развивать технологии (улучшенный транспорт, например). Придя к очередному открытию, игрок сталкивается с необходимостью все переделать: торговые пути, производство, пункты сбыта, транспорт. Все в ручную. Не очень то веселое занятие. Чувствуешь себя прорабом. А вот эволюционной цепочки от прораба, до министра в «Торговых империях» не предусмотрено :(

Вывод

О намерениях при выпуске «Торговых империй» компании Frog City не знает никто кроме самих разработчиков. Мы можем только гадать, но то, что игра получилась очень даже средней, на мой взгляд, совершенно очевидно. По крайней мере «Капитализм» с ней и рядом не стоял.

Неудачный для экономической стратегии интерфейс, превращающий игровой процесс в бюрократию, часто повторяющиеся действия и отсутствие разнообразия явно не красят игру.

С другой стороны пацифистская направленность, нетребовательность к ресурсам.

Выбор за вами.

Жанр: экономическая стратегия
Разработчик: Frog City
Издатель в России: 1C

Диск для обзора был любезно предоставлен редакции компанией «1С».
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.