Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как вы лодку назовете…

АрхивПолезняшки (архив)
автор : Максим Тарасов   07.08.2002

... так она и поплывет. Краткое эссе о программах, производящих фоносемантический анализ текста.

… так она и поплывет. Да-да, именно так. Капитан Врунгель был совершенно прав по этому поводу, а к тому же, по-видимому, был отличным знатоком человеческой психологии. Имена, фамилии, различные названия, брэнды все они имеют помимо своего прямого, очевидного значения еще и другое, гораздо менее очевидное: они подсознательно влияют на нас, вызывая определенные эмоции. Корни этого явления уходят в далекую первобытность, когда речь человека только-только зарождалась. На разные звуки наши предки (равно как мы с вами) реагировали по-разному: от одних бросало в ужас, другие же вызывали исключительно приятные и радостные ассоциации в человеческом сознании. Но с появлением речи роль эмоций постепенно уменьшилась и уступила главенствующее место смыслу. И хотя смысл сейчас превалирует, значение эмоций не стоит упускать из виду. Разве не приходилось вам хоть раз в жизни сталкиваться с тем, что вроде бы приятная, ровная и гладкая речь какого-то человека, заставляет вас, тем не менее, насторожиться? А как насчет неудачных названий фирм, брэндов? А если вы хотите сами создать какую-то фирму (проект, продукт…), как не ошибиться с названием? Ведь название — это уже как минимум пол дела. Очень важно подойти к этому с максимальной ответственностью.

То, о чем я только что говорил, в науке называется фоносемантическим анализом. Часто используется также термин эмоциональной оценки отдельных слов или целого текста. Хотя особой разницы в том, как это называть нет. Но возводить этот способ в максимум также не стоит. Миллионы лет эволюции все же делают свое дело, и если смысл предельно четок и ясен, никакому эмоциональному восприятию ни за что не перевесить чашу весов в свою сторону. Другое дело, что применение правильных, с эмоциональной точки зрения, слов и терминов очень желательно, если вы не хотите, чтобы у вас было противоречие между смыслом, который вам хочется вложить в слова, и их эмоциональным восприятием у других людей. Лучше, чтобы они служили одной и той же цели: доведению до читателя (слушателя) правильной, в вашем понимании, точки зрения на тот или иной вопрос.

Есть несколько программ, позволяющих производить фоносемантический анализ. Одни из них анализируют только отдельные слова, другие же позволяют производить анализ целых текстов. Некоторые из них бесплатны, за другие придется заплатить деньги. Я представлю вам одну очень интересную, с моей точки зрения, программу под названием ВААЛ-мини (сайт проекта — www.vaal.ru). Среди ее плюсов — возможность производить анализ как слов, так и целых текстов, тесная интеграция с MS Word, да к тому же полная бесплатность. А почему такое странное название? Все очень просто. Это слово — ВААЛ — обладает самыми-самыми положительными характеристиками, по данным все того же фоносемантического анализа.

Программка эта не очень большая — всего 840 килобайт. Возможности же впечатляют. Как я уже говорил, она очень тесно интегрирована с Word’ом. После установки, в Панели задач появляется небольшое дополнение:


Рисунок 1.

При нажатии на первую ноту происходит анализ выделенного слова, на вторую — выделенного же текста. Если ничего не выделено, программа выдаст вам весь спектр эмоциональных значений слова ВААЛ.


Рисунок 2.

Теперь вы убедитесь, что лучшего названия для программы нельзя было и придумать.

Какие же возможные применения можно найти для этой программы? Ну, все их можно разделить на две большие группы: серьезные и несерьезные. К первой можно отнести использование программы людьми пишущими какие-либо тексты, абсолютно любые. Если вам хочется придать тексту большую убедительность, стоит воспользоваться этой программой. Она также может помочь рекламщикам или PR-менеджерам в их нелегкой работе «впаривания» нам того, что нам и в голову никогда не могло прийти купить (по научному это называется «формирование потребности»). Еще она пригодится желающим образовать свой собственный бизнес, открыть свое дело. Она поможет не ошибиться при выборе правильного названия чего бы то ни было. Ко второй же группе относится использование программы в развлекательно-познавательных целях. Знаете сколько интересного можно узнать о себе по своему имени или фамилии? А если попробовать ввести имена друзей и знакомых, или, например, каких-нибудь знаменитостей?

В развлекательно-образовательном плане будет также полезен и один хороший сайт: www.analizfamilii.ru.


Рисунок 3.

Если судить по названию, то можно подумать, что сайт позволяет анализировать только фамилию, но это далеко не так. Можно проанализировать как фамилию, так и имя, торговую марку, название фирмы, любое слово, да и вообще все, что угодно. Помимо уже известного нам фоносемантического анализа слов, на сайте есть и другая полезная информация. При помощи этого же сайта вы сможете подобрать имя вашему будущему ребенку, исходя из различных эмоциональных значений, которые вы хотите чтобы были ему присущи. Можно еще и поискать однофамильцев в базе сайте, которая насчитывает 7743 разных фамилий. К великому своему удивлению обнаружил, что моя фамилия занимает первое место в Top 10 однофамильцев.


Рисунок 4.

Людей с такой же фамилией, как и у меня — 15, причем разбросаны они по всей стране, несколько даже находятся за рубежом. Попробуйте поискать и вы, может быть, найдете давно потерянных родственников, а может, повезет и откликнется какой-нибудь богатый дедушка из штатов, кто знает. На этом же сайте можно узнать, что ваши имя и фамилия оказывали непосредственное влияние на ваш характер. Было это еще в детстве, но результаты этого хорошо видны сейчас. Это не значит, что характер ваш полностью определяется фамилией, но определенная связь между ними бесспорно присутствует.

В заключение приведу несколько примеров слов и их фоносемантических значений. Что по вашему может значить слово «хорошо»? Вот что выдала на мой запрос программа: «Слово ХОРОШО производит впечатление чего-то ПЛОХОГО, ОТТАЛКИВАЮЩЕГО, СТРАШНОГО, ШЕРОХОВАТОГО, УГЛОВАТОГО, ТЕМНОГО, НИЗМЕННОГО, ГРУБОГО, МУЖЕСТВЕННОГО, ТИХОГО, МЕДЛИТЕЛЬНОГО, МЕДЛЕННОГО, ПАССИВННОГО, ТУСКЛОГО, ПЕЧАЛЬНОГО». А как вам характеристика слова «герой»? «Слово ГЕРОЙ производит впечатление чего-то ПЛОХОГО, БЕЗОПАСНОГО, УГЛОВАТОГО, НИЗМЕННОГО, ГОРЯЧЕГО, МАЛЕНЬКОГО, БЫСТРОГО, ЯРКОГО». А дьяволу, например, дается такая характеристика: «Слово ДЬЯВОЛ производит впечатление чего-то ХОРОШЕГО, КРАСИВОГО, ДОБРОГО, СВЕТЛОГО, ГРОМКОГО, ХРАБРОГО, ВЕСЕЛОГО, АКТИВНОГО, ЯРКОГО, РАДОСТНОГО». Так что, как видите, полностью полагаться на этот метод нельзя, но и принижать его значение тоже будет ошибкой. Под конец, еще одна оценка, …этой статьи: «Данный текст производит впечатление ХОРОШЕГО, ПРОСТОГО, ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, ТЯЖЕЛОГО, СИЛЬНОГО, ХОЛОДНОГО, ГРОМКОГО, ХРАБРОГО, БОЛЬШОГО, МЕДЛИТЕЛЬНОГО, МЕДЛЕННОГО, ЯРКОГО». No comments.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.