Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Заметки грабителя

АрхивПолезняшки (архив)
автор : Андрей Романов   13.10.2000

О том, можно ли в домашних условиях сделать качественный пиратский аудиодиск, и о том, как их делают настоящие пираты.

 

Прошло то время, когда в наших домах курились ароматные дымки самогонных аппаратов. Иные нынче забавы! Нынче возросла тяга к духовному. Алкоголь повсеместно продается в магазинах – и совсем недорого. А вот стоимость "фирменных" компакт-дисков любимого ансамбля неприлично высока. И теперь вместо самогонного аппарата стоит на столе высокотехнологичное устройство – системный блок с пишущим CD-драйвом. Решающее, по сути, ту же проблему: изготовление в домашних (антисанитарных!) условиях некоего музыкального "первача".

Доступность и повсеместное распространение технологий, позволяющих самостоятельно изготовлять диски в формате CD Audio (с целью личной экономии ввиду высокой цены оригинальных, либо с целью наживы на столь же экономных собратьях), при всех своих очевидных плюсах, породили массу вопросов. Суть этих вопросов сводится к следующему: насколько эти диски идентичны оригиналам? Действительно ли, отстегивая в "Пурпурном Легионе" пятнадцать долларов за фирменный CD (вместо одного доллара за CD-R "болванку"), мы платим только за красивые картинки (хотя, конечно, и дизайн с полиграфией – вещи нужные и приятные)?

В процессе CD-райтинга, с которым мне лично приходилось сталкиваться последние 5 лет довольно регулярно (изготовляя студийные мастер-диски, а также пластинки для "пиратских" лэйблов), есть несколько специфических моментов. Процесс изготовления пластинки делится на несколько этапов:

Граббинг исходного материала

Это очень ответственный этап, так как от него на сто процентов зависит дальнейшее качество продукта. Испробовав все наиболее популярные программы (WinDAC32, Easy CD Creator и т.п.), я остановился на Exact Audio Copy (созданной простым немецким студентом, на сайте которого сейчас доступна prebeta v.9.0).

Эта программа пугает чисто немецкой обстоятельностью граббинга, и если ее настроить на самый точный и внимательный режим, то процесс может сильно затянуться. Но зато можно быть уверенным, что граббинг осуществлен максимально корректно. Также радует наличие коррекции ошибок, что очень ценно: позволяет восстановить звуковой файл в случае дефектов (не фатальных, разумеется) поверхности исходного диска. Эта программа, что называется, "для себя", потому что пираты (разумеется, те, с которыми лично я имел дело) в силу своей циничности и тотальной занятости имели обыкновение форсировать события и просили все сделать срочно и сразу. Так что о корректном граббинге можно было и не мечтать. К тому же надо учесть, что вся эта структура, несмотря на декларируемую демократичность и подвижничество своей "пиратской" деятельности, на самом деле злобно мстит потребителю за низкую стоимость своей продукции. Например, сбор материала для очередного "пиратского" сборника происходил так: если из-за спешки (очень характерной для "пиратского" бизнеса) не удавалось сразу найти нужный фирменный "исходник", использовались такие сомнительные источники, как mp3-сборники с Горбушки или интернетовские файлы. И когда я вдруг обнаруживал, что один из каналов стереозаписи представляет собой безнадежный брак (шумы, щелчки, выпадения информации), заказчики дружелюбно просили сотворить хоть какое-нибудь подобие стереосигнала из оставшегося канала. Что я и делал, используя возможности, к примеру, редактора Sound Forge.

Изготовление мастер-диска

На этом этапе количество факторов, влияющих на качество, существенно возрастает. Помимо софта, с помощью которого происходит макетирование и собственно нарезка диска, появляется еще и "машинка", так называемый пишущий CD-ROM привод. Существует множество различных мнений по поводу софта для нарезки дисков. Многие профессионалы рекомендуют использовать такие программы, как Wavelab или Sound Forge CD Architect, или совсем уж экзотические профессиональные программы, входящие в комплект поставки профессиональных студийных (звукозаписывающих и мастеринговых) компьютерных станций. Подавляющее большинство "самогонщиков" используют программный пакет Adaptec Easy CD Creator. Ничего плохого про этот софт сказать не могу - работает крайне устойчиво, а поздние версии обладают довольно большим количеством редакторских функций, иногда очень полезных. Но я столкнулся и с некоторыми минусами этой необычайно популярной программы. Во-первых, при обычном копировании диска с помощью утилиты CD Copier на получаемой копии почему-то становятся слышны щелчки от стартовых меток (что, кстати, не было свойственно более ранним версиям этой программы). Во-вторых, из области макета (т.е. предполагаемой компиляции трэков) невозможно прослушать нужный трэк, что сильно снижает оперативность работы. Третье. Несмотря на то, что в последней версии появились довольно богатые возможности для операций микширования (fade-in, fade-out, cross-fade), совершенно невозможно применить одно из этих действий с заданными параметрами сразу для нескольких трэков. И в тех случаях, когда необходимо сделать "non-stop-mega-mix":) или уместить восьмидесятипятиминутную компиляцию на стандартную "болванку", приходится, подобно вьетнамскому сборщику риса, повторять необходимый алгоритм действий столько раз, сколько трэков будет на создаваемом диске (а их, как известно, может быть до девяноста девяти).

И еще одна неприятная мелочь. Счетчик, отображающий свободное место на диске, адекватно воспринимает только 74-минутные "болванки". Если же вы работаете с 80-минутными дисками, точно определить оставшееся для записи время вам удастся только с помощью арифметических действий в уме (или на калькуляторе).

Привод для нарезки надо выбирать крайне внимательно. В данный момент появилось огромное количество недорогих агрегатов, но я лично использую "рабочую лошадку" Yamaha 4416. Единственный недостаток этого привода – он не любит перегрева. Поэтому при монтаже его в системный блок необходимо оставлять вокруг него свободное пространство. А еще лучше – поставить рядом с ним охлаждающий модуль. Очень важны для производства мастер-диска параметры процесса нарезки, в первую очередь скорость.Широко распространено мнение, что наилучший результат достигается при минимальной скорости нарезки. На самом же деле для каждого привода существует свой оптимальный режим, например, для Yamaha 4416 предпочтительной скоростью является двухкратная. Увеличение этой скорости приводит к размыванию границ областей, прожигаемых лазером, что довольно заметно на слух при воспроизведении (если, конечно, вы слушаете компакт-диски на приличной аудиотехнике, а не с помощью компьютера). Ну, ни разу пираты не давали мне сделать нарезку на оптимальной скорости: "давай, давай, скорее, скорее!!!".

Производство тиража

Знающие люди говорят, что качество оборудования для производства "левых" дисков не уступает легальному. Охотно верю, ведь современные технологии вполне позволяют создать компактные, качественные линии по производству CD. Тем более что большая часть контрафактной продукции до сих пор производится там же, где и легальная (заводам-то не все ли равно?). Но при производстве крайне дешевой продукции приходится экономить на всем, и в первую очередь искать недорогое сырье. Так что брака в действительности гораздо больше, нежели мы ожидаем, уповая на "современные технологии". Самогон – он и есть самогон...

Давайте делать выводы. Я лично считаю, что сделать близкую к оригиналу "пиратскую" пластинку совсем несложно технически, но крайне непросто в условиях нашей реальности (причем не только нашей, но и китайской, и болгарской). Потому что за каждым технологическим этапом стоит конкретный персонаж, которому, по большому счету, глубоко безразличен конечный результат. Причем в описанном процессе вполне достаточно наличия только одного такого человека.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.