Создание и программирование виртуальных сущностей. Часть вторая
АрхивТехнологизмы (архив)Мем-стратегия.
Надсознание и психические вирусы в Интернете
Современная психология переживает в последние годы настоящую революцию. Изобретены и научно обоснованы такие методы воздействия на человека, которые прежде можно было представить только в сказках. Возьмем, к примеру, психохирургию — если человека особым образом загипнотизировать и внушить ему, что у него вырезают опухоль, то сам организм за 3-5 минут растворяет больные ткани — опухоль исчезает (Кандыба В.М. Эмоциональный гипноз. — СПб, 1997, с.498). Исследования по фоносемантике и эриксоновскому гипнозу объяснили механизмы наведения и снятия порчи, прежде отрицавшиеся наукой как мифы магии (Котлячков А., Горин С. Оружие — слово. — М., 2001). Или вот еще — стоит внушить человеку, что у него гениальные способности, как его возможности решения задач заметно возрастают (в опытах В.Райкова, например, шахматисты, представлявшие себя под гипнозом чемпионами мира, увеличивали силу игры на 1-2 разряда).
Для объяснения технологий компьютерной эзотерики обратимся к понятию надсознания. Суть его в том, что окружающие человека предметы воздействуют на его сознание и подсознание, вызывая определенные смысловые ассоциации и побуждая к некоторым действиям. Предметы образуют вокруг себя как бы психическое поле (термин, введенный Куртом Левиным), воздействующее на мотивы и поступки человека. Система таких предметов, будучи организована во времени и пространстве, способна формировать и направлять поведение и мышление человека — это и есть надсознание.
Приведу яркий и трагичный пример могущества надсознания. Он взят из практики воспитания слепоглухонемых детей. Это маленькие люди, которые лишены обычных сенсорных каналов очеловечивания, — и если их предоставить себе, то личность у них так и не формируется. Но если этих младенцев ввести в жесткий распорядок дня, создать им стабильную обстановку, научить пользоваться ложкой (Загорский детский дом для слепоглухонемых) — то происходит чудо — у них открываются способности к обучению и, несмотря на сенсорные ограничения, формируются полноценные личности, способные не только окончить школу, но и учиться в институте (героическую историю одного из таких людей — ныне профессора, доктора психологических наук Александра Суворова можно узнать на science.ng.ru/human/1999-10-20/fingertip_universe.html).
Ввиду очевидности этого тезиса не буду приводить примеры из обычной практики (их каждый читатель вспомнит во множестве) — через организацию предметно-вещественно-информационной среды можно направлять мысли и формировать интересы человека. А вот и его следствие: когда вы «вселяете душу в компьютер», — вы организуете его виртуальное пространство таким образом, чтобы в нем поселилось и воздействовало на вас нужное вам надсознание.
Но не все в этой среде зависит от вашей воли. Есть весьма активные самораспространяющиеся элементы, которые в нейро-лингвистическом программировании (НЛП) получили название «психических вирусов» или «мемов». Существует целая наука «меметика», изучающая структуры таких вирусов и особенности их распространения (Р.Броди. Психические вирусы. — М., 2001). Под мемами понимают легко воспринимаемые единицы культурного наследия, которые поселяются в уме человека и способствуют возникновению своих копий в других умах. Характерный пример действия мемов — мода. Воспитание человека в семье и школе преследует цель привить ему базовые культурные мемы, с тем чтобы он передал их далее свои детям. На единстве базовых мемов строится стабильность общества, но не все мемы хороши. Часто бывает так, что они начинают контролировать ваше мышление, рассеивают внимание, отклоняют от важных целей, вызывая дезориентацию, стресс или даже отчаяние. Конечно, здесь у человека имеется собственная иммунная система — здравый смысл и чувство меры, но они не всегда срабатывают. Вот здесь вам и могут помочь обереги — элементы надсознания, направленные на ограничение действия нежелательных мемов.
Что касается ангела-хранителя, то меметика, вообще довольно скептически относящаяся к институтам религии, признает важность для личности обретения священных ценностей или смысла жизни. Вот как пишет об этом Ричард Броди: «Если ты вобьешь себе в голову, что жизнь безнадежна и случайна, то, вероятно, таков и будет твой удел. Если же ты запрограммируешь себя так, чтобы верить в существование цели жизни, то будешь стремиться ее достигнуть».
С точки зрения меметики, мем-стратегия «жизнь имеет смысл» — есть самореализующееся предсказание, подтверждающее пользу религии. По мнению Р.Броди, «Может быть, главное в жизни — найти подходящие для себя заблуждения, которые вели бы нас в желаемом направлении».
|