Ассоциативная зависимость
АрхивОфисные приложения (архив)Как узнать, есть ли закономерность между рождаемостью и количеством аистов?
Современная коммерческая деятельность целиком основана на скрупулезном математическом расчете (иначе просто денег под проект не дадут). Это ни для кого не является секретом. Очень редко кто может позволить окунуться в ту или иную сферу бизнеса, не просчитав внимательным образом все вероятности успеха и неудачи. Можно конечно рассчитывать на свою легкую руку, но эта позиция, как показывает практика, крайне уязвима, и такие предприниматели частенько от этой самой руки и прогорают.
Так, что вряд ли я открою глаза большинству, если скажу, что, к примеру, наше с вами потребление тщательно рассчитано и выверено. Расположение прилавков в крупных супермаркетах и торговых центрах, показ рекламы, смена фильмов в репертуаре, выпуск музыки, софта и игр — все это заточено под то, чтобы мы — покупатели — покупали как можно больше, смотрели и слушали чаще. Все мы подчиняемся тем или иным закономерностям, кои для нас самих и не заметны, а для предпринимателей представляют первостепенный интерес.
Изучением этих самых закономерностей занимаются сразу несколько отраслей науки: маркетинг, статистика и в глобальных масштабах — социология. В данном случае общие качественные размышления мы оставим в стороне и коснемся лишь количественной (математической) стороны медали, т.е. маркетинговых исследований.
Программа, о которой мы хотим сегодня рассказать, называется Rules Wizard. Она призвана выявлять эти самые закономерности или ассоциативные связи. В качестве примера ассоциативной связи, авторы программы приводят следующий. Покупатель, приобретающий хлеб, приобретет и молоко с вероятностью 75%. Очень просто. Именно поэтому эти два товара лежат обычно неподалеку. Такая закономерность очевидна, и выявить, а главное объяснить, ее можно и без особых просчетов. А вот пример, из моего опыта, посложнее. В одном из районов Украины результаты исследования показали, что между количеством младенцев и количеством аистов тоже имеется закономерность! Объяснение этому было очень простое: чем больше молодоженов, тем больше строилось жилых домов и построек, на которых могли селиться аисты.
Выявить и установить закономерности и связи можно при помощи элементов теории вероятности, однако расчеты коэффициентов корреляции и прочего могут занять достаточно длительное время. А ведь потом нужно анализировать результаты, располагать их в приемлемом виде… Именно в этом и может помочь Rules Wizard. Подробное описание я приводить не буду в силу того, что широкому пользователю без знаний статистики и маркетинга она ни к чему, и правильно воспользоваться ей просто не удаться. Объяснять здесь, что такое «поддержка», «достоверность» и «транзакция» нет смысла. Профессионалы же сами поймут, нужна ли им Rules Wizard или нет.
Rules Wizard позволяет выявлять ассоциативные правила, используя таблицу транзакций и представлять их разными способами — в виде форматированного текста, дерева, перекрестной и обычной таблицы. Наибольшее использование ассоциативные правила находят в торговле, так как позволяют сказать, какой дополнительный товар может приобрести клиент, если он уже купил некоторые товары.
Программа сделана в виде мастера, который проведет вас по всем этапам — от выбора файла с исходными данными до получения различных вариантов представления правил.
Ограниченность Rules Wizard проявляется в том, что, по сути, это (пока!) только утилита. Никаких пользовательских настроек нет, возможности экспорта в Exel и распечатки — тоже.
Скачать Rules Wizard можно тут (717 Кб). Программа распространяется бесплатно.