Две буквы
АрхивОфисные приложения (архив)Что такое "офис для Web" или как сэкономить $500...
Что такое Microsoft Office, известно всем. За некоторую общность методов работы и решаемых задач подобные наборы программ называются интегрированными пакетами. Пакет, о котором пойдет речь, кое-кто уже окрестил «Office для Web». В него вошли новые и не очень версии известных программ: Flash, Dreamweaver, Fireworks, Freehand, ColdFusion. Но если раньше они были сами по себе, то сегодня стали единым целым под названием Macromedia Studio MX. Вопреки ожиданиям, буквы "MX" в названии новой линейки программ от Macromedia ничего не значат. В генеральном списке наиболее частых вопросов компания Macromedia терпеливо объясняет, что они не являются аббревиатурой и вообще не имеют какого-либо литературного перевода. Это просто обозначение нового и очень прогрессивного продукта, который… и так далее, и тому подобное. Тоже вариант. Но он провоцирует на свой собственный перевод или ассоциацию. У меня лично MX ассоциируется с крылатыми ракетами, у кого-то с Mail Exchange, у другого — с MMX. Не объявить ли конкурс?
«Офис для Web»
Ранее в аналогичный пакет входило только две программы — Dreamweaver и Fireworks. Очевидно, компания Macromedia рассудила, что вместе пробиваться гораздо легче, и что оптовая торговля более доходна, чем розничная. Но шутки шутками, а реальная причина заключается в наступлении определенного исторического момента. С одной стороны, это тотальное распространение технологии Flash. Изначально она создавалась как средство для внедрения векторной графики и анимации в обычные веб-страницы. А сегодня ее позиционируют как тотальную и неизбежную замену обычному HTML. Классический случай помещения пальца в ротовое отверстие с последующим откусыванием верхней конечности.
По статистике Macromedia, проигрыватель Flash имеется у 436 миллионов или, другими словами, у 98,3% пользователей. Сторонние наблюдатели называют чуть более скромные цифры — где-то в районе 90%. Но как ни крути, получается подавляющее большинство. В то же время, Flash и HTML просто невозможно сравнивать — по той причине, что это совершенно несопоставимые продукты. На сайте самой Macromedia ролики Flash тоже используются как вспомогательное средство — для навигации и прокрутки собственных рекламных роликов. Большая часть информации сверстана все же в традиционном стиле с помощью старого доброго языка HTML. Хотя на странице, посвященной ColdFusion MX, можно наблюдать обычный текстовый дизайн в виде Flash-ролика. Непонятно, зачем? Чтобы лишний раз обломать посетителей, которые любят сохранять страницы на жесткий диск?
С другой стороны, наступает мультимедийный Интернет. Растущие скорости соединения и запросы рекламистов приводят к тому, что чистого текста становится все меньше. Все больше и больше контента не простого, а «богатого», или, по-аглицки, Rich Content. И одну из первых ролей здесь играет тот же Flash. Видя это, просто нельзя не выбросить на рынок универсальное средство, позволяющее удовлетворить разом все потребности веб-дизайна, а заодно и привязать к себе потребителей. И таким средством является как раз пакет MX. Его принцип — это создание любых Интернет-приложений в одном флаконе. Для этого в пакете есть инструменты разработки обычного HTML, а также поддержка современных серверных технологий — ASP, ASP.NET, JSP, PHP и CFML. Можно разрабатывать «богатый контент» на Flash, можно писать скрипты для сервера, а можно по старинке — строить обычный HTML.
Огромный плюс того же Office в том, что он позволяет решать не одну какую-то проблему, к примеру, набор текста, а комплекс связанных между собой задач. Точно также дело обстоит и с Macromedia Studio MX. Для дизайна веб-страниц предназначен Dreamweaver MX. Для подготовки графики — Fireworks MX. Если надо сделать мультимедийный ролик или анимационный баннер — пожалуйста, Flash MX. Нужно написать скрипт, работающий с базой данных — вот тебе ColdFusion MX. В качестве довеска в пакет входит векторный редактор Freehand, будущее которого покрыто туманом. В отличие от других, он не обновлялся и в состав «Студии» вошел в десятой версии, которая появилась еще год назад. Примечательно, что в различных материалах компания Macromedia словно забывает указать номер версии и говорит просто о Freehand. «Студия» ориентирована на Web, а Freehand издавна был силен как раз в другой области — в полиграфическом дизайне. Кроме того, векторные инструменты достаточно развиты как во Flash, так и в Fireworks, чтобы кому-то понадобилось использовать Freehand. Разве что только для перегона старых макетов из полиграфии в Web?
Все обновленные версии программ, поменявшие номер на сочетание "MX", получили интерфейс в едином стиле. Во всех программах появилась панель свойств, отражающая параметры выделенного объекта. А сами панели стали действительно оригинальными — теперь вряд ли кто-нибудь сможет пойти по стопам Adobe и подать в суд на Macromedia за кражу идеи. Раньше это были отдельные плавающие палитры, теперь же панели связаны в единое рабочее пространство. И им всегда хватает места на экране, поскольку неиспользуемые панели автоматически сворачиваются в тоненькие полоски с соответствующими именами — проявление заботы о владельцах пятнадцатидюймовых мониторов (рис. 1). Если же у вас более широкий монитор и нет необходимости держать на виду десять-двадцать панелей, то лучше перевести их в обычный плавающий режим.
Рисунок 1
Flash MX
Рисунок 2
Можно ругаться по поводу постоянного обновления стандартов. Но у Flash MX (рис. 2) есть один замечательный плюс, который оценят пользователи — это улучшенная компрессия роликов. Я экспортировал из одинаковых исходников ролики в пятом и шестом (новом) форматах SWF. И всегда шестой формат показывал несравненно лучший результат. Так, ролик, весивший в пятом формате 39 килобайт, в шестом похудел до 15 килобайт. А другой ролик сбросил вес аж со 115 до 36 килобайт. Особенно хорошо сжимаются файлы с большим объемом кода ActionScript. Это значит, что ролики в несколько сот килобайт будут весить по сотне, а то и меньше, так что повод для обновления Flash-плагина в браузере есть. В общем, хочешь похудеть — спроси у Macromedia, как.
Любителям слоев посвящается новшество — иерархические слои, а точнее, система папок, в которые слои можно укладывать. В ролики Flash можно импортировать видеофайлы и настраивать их сжатие и временные параметры (рис. 3). Кроме того, появились библиотеки элементов, которые используются на этапе воспроизведения ролика — т.е. несколько роликов могут использовать общие элементы из одного файла.
Рисунок 3
Те, кто сам творит ролики, обнаружат во Flash MX россыпь приятных мелочей. Как заметил один из знакомых «флэшеров», особенно удобно, что появились стандартные элементы интерфейса (рис. 4). Теперь их не надо рисовать, можно просто брать и использовать стандартные объекты — кнопки, полосы прокрутки, списки и т.п. Этакий Windows в миниатюре. Прощайте, нестандартные интерфейсы?
Рисунок 4
Главная же «фишка» в том, что стандартными элементами может быть все что угодно. По сути это объекты — кубики, из которых можно выкладывать законченное приложение, и которые можно разрабатывать, приобретать, обмениваться. Такой подход очень сильно смахивает на визуальное программирование. Пока создатели Flash предлагают его как средство для разработки веб-приложений. Но видно, что они не прочь, чтобы Flash использовался и для написания обычных приложений. Так, на нем можно писать дополнительные модули к программам из пакета MX, в частности к Fireworks [1]. Таким образом, Flash выступает в роли внутреннего языка программирования. Что же, «каждому Офису — свой Visual Basic».
Fireworks MX
Рисунок 5
|
Это графический редактор, который используется для подготовки обычных изображений для Web (рис. 5). В принципе, в нем можно разрабатывать и веб-страницы, но это занятие уже на любителя. Преимущество Fireworks перед остальными программами этого класса заключается в создании интерактивных изображений — кнопок, меню и ролловеров — без единой строчки кода, набранного вручную.
С выходом MX-версии программа приобрела черты взрослого универсального редактора. Раньше для работы с векторной и растровой графикой использовались разные режимы, между которыми надо было переключаться. При этом одни инструменты работали только в определенном режиме, а действие других изменялось в зависимости от текущего режима. Таких переключений больше нет — вся работа выполняется в одном стиле, просто «рисовальные» инструменты разделились на векторные и растровые (рис. 6). Это более удобно и соответствует классическому подходу в графических редакторах.
В новой версии появились дополнительные растровые инструменты: Blur (размытие), Sharpen (резкость), Dodge (уменьшение насыщенности), Burn (увеличение насыщенности), Smudge (размазывание). Похожие, если не идентичные, инструменты уже давно присутствуют в растровых редакторах, к примеру, в Photoshop. Но Fireworks приобрел их только сейчас. Очевидно, именно этих штучек кому-то не хватало для полного счастья.
В предыдущей версии текст набирался или редактировался в специальном окне мини-редактора. А сегодня Fireworks сделал тот же шаг, который сделал в свое время шестой Photoshop, — перешел к набору и редактированию текста прямо в окне документа. Это, бесспорно, более удобный метод, если только вы не собираетесь верстать абзацы в несколько тысяч знаков.
В верхнем правом углу появилась кнопка быстрого экспорта — причем экспорта целевого, под какую-то конкретную программу, будь то внешний редактор HTML или растровый редактор типа Photoshop.
Панель свойств разжевала и проглотила несколько панелей, отвечавших в предыдущей версии за настройки объектов. Теперь и специфические параметры, и заливка с обводкой, и даже живые эффекты — все это объединено (рис. 7). Логичный шаг — в ранней версии очень много операций уходило на то, чтобы перейти от одной панели к другой.
Рисунок 7
***
Программы, входящие в состав Macromedia Studio MX, так ладно подогнаны друг к другу, что просто трудно отказаться от их совместного использования. Тут и единый стиль интерфейса, и вызов функций одной программы из другой. Немаловажно и то, что Macromedia подталкивает пользователей к покупке не отдельных программ, а всего пакета: если брать Macromedia Studio MX целиком, то это обойдется в 799 долларов — на 500 долларов дешевле суммарной стоимости входящих в нее программ. Конечно, для многих из нас это не имеет особого значения. Зато это весомый аргумент для большинства дизайнеров и программистов в остальном мире — а они-то и будут делать погоду на рынке.
[1] — Точнее, на смеси Flash и внутреннего для Fireworks диалекта JavaScript.
[обратно к тексту]