Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Догоним и перегоним Illustrator!

АрхивОфисные приложения (архив)
автор : Сергей Токарев (eSTet)   06.06.2001

Новая версия программы FreeHand от лидера индустрии Macromedia впечатляет своим новым интерфейсом. Большие изменения снаружи и маленькие изменения внутри. Работать во FreeHand, как в Иллюстраторе? Теперь это реально.

Наивно ждать каких-либо открытий от версии с порядковым номером десять. И, наверное, поэтому мое сердце учащенно забилось при первых секундах после запуска новой версии Macromedia FreeHand 10. Потому что появилось сильное ощущение новизны, свежести продукта. Видимо, недаром говорится, что встречают по одежке… Дело в том, что интерфейс программы был основательно изменен и улучшен, за счет чего и возникает ощущение некоторых кардинальных изменений.

Изменения в интерфейсе

Во-первых, все стало компактнее. Палитры инструментов выглядят более стильно и занимают меньше места на экране. Все инспектора и палитры уменьшились по площади в 2-4 раза, благодаря тому, что значки и текст стали значительно меньше. Из-за этого рабочее пространство стало более просторным, я бы даже сказал, более комфортным. Ощущение такое, будто работаешь в чем-то вроде Illustrator – настолько стало удобно.

Во-вторых, содержимое палитр было буквально перетасовано. Функции остались те же, но расположение кнопок, надписей, боксов изменилось. Сначала все кажется незнакомым, но по мере того, как взгляд находит привычные значки и надписи, ориентация в программе восстанавливается. Все же я долго всматривался в экран, прежде чем смог уверенно отделить действительно новые инструменты от старых.

Конечно, в первую очередь, нововведния коснулись палитры инструментов.

Теперь на ней есть два цветовых бокса для задания цвета обводки и заливки объекта. Эти боксы влияют на текущий выбранный объект и заодно определяют цвета по умолчанию. Цвет можно выбирать двумя способами: либо из Web-палитры, либо из списка именованных цветов. Кстати, последние во FreeHand сейчас именуются «Swatches». Далее, на палитру добавлено два неявных ранее инструмента – рука и инструмент частичного выделения. Конечно, для опытного пользователя данное новшество малоупотребительно – удобнее лишний раз нажать пробел, чем щелкать мышкой по палитре. Но новички и пришедшие с других программ это оценят. А вот переключение между открытыми файлами по выпадающему списку на главной панели – это очень удобная и приятная мелочь, не имеющая пока аналогов.

Итак, самым заметным изменением для тех, кто работал с предыдущими версиями (7, 8, 9) станет измененный дизайн внешнего вида программы. На мой взгляд, он стал лучше. По словам самих разработчиков, они стремились добиться единого интерфейса с другими продуктами Macromedia: Fireworks, Flash, Dreamweaver. Это коснулось и значков на панели инструментов (freeform, лупа и линия), и самих инструментов – пера, в частности. Они выглядят и работают так же, как и в других пакетах от Macromedia.

Как всегда, я ожидал от новой версии Freehand улучшенной перерисовки программы, но, к сожалению, видимого прогресса здесь нет. FreeHand перерисовывает экран очень медленно. Впрочем, режим Preview по сравнению с девятым FreeHand-ом показывает более сглаженную графику. Похоже, что лучшим режимом для интенсивной работы в этой программе был и остается «Keyline». Зато в «Keyline» FreeHand по-прежнему куда как менее требователен к ресурсам, чем другие монстры векторной графики. Это особенно ценно, если учесть существование функции «Copy Special» - когда при копировании в буфер вы указываете целевую программу (Photoshop, к примеру). Одновременная работа Photoshop и FreeHand возможна на гораздо более слабых машинах, чем у аналогичной «связки” Photoshop и Illustrator.

Расширенные возможности рисования

Появились кисти. Наконец-то. Не просто рассеиваемые объекты (такая функция в программе была уже давно), а полноценные кисти для обводки. Заранее заготовленных кистей в программе всего две. Остальные нужно делать самим: создавать графический образ, рисуя во FreeHand, как обычно, а затем перетаксивать в палитру кистей. Можно, как это сейчас принято, данную кисть вытягивать вдоль линии, повторять орнаментом или разбрасывать – джентельменский набор для уважающей себя современной векторной программы. Использование кистей уменьшает размер файла и сокращает время рисования, как говорится в релизе разработчиков.

Во FreeHand 10 введен новый, ранее неизвестный науке, тип градиента – контурный. Принцип его прост – градация от центра к краям фигуры. Для круга это будет выглядеть как радиальный градиент, для более сложных фигур – как эфффект «Контур», примененный внутрь. Перерисовка экрана солидно притормаживает. Зато красиво. Подозреваю, что это потенциальный источник проблем для полиграфистов, поскольку поддержка такого градиента в Postscript-языке мне лично не известна. Забавно, как контурный градиент ведет себя в режимах просмотра: в «Preview» он выглядит гладким-гладким, практически идеальным, в «Flash Anti-alias» он, наоборот, рассыпается на полоски, в отличие от обычных градиентов (линейного и радиального). Отсюда вытекает вопрос: а зачем это надо – новый эффект, который проблематичен и для печати, и для Сети?

Инструмент «Перо» стал еще больше похож на аналог в Adobe Illustrator. Теперь добавлять и удалять узлы можно, просто щелкая пером по кривой. При этом курсор меняет свой вид, показывая, какое действие будет выполнено – точно так же, как в Illustrator. Стиль работы с кривыми и узлами во FreeHand 10 вообще стал очень похожим на стиль программ от Adobe. И, пожалуй, здесь FreeHand догнал и обогнал своего конкурента от Adobe. Поскольку FreeHand, кроме всего прочего, позволяет задавать координаты отдельных точек числами, а в Illustrator без дополнительных plug-ins такое невозможно. Кроме этого, у FreeHand есть такая вещь, как автоматическая кривизна пути, но хватит об этом… Факт остается фактом – для работы с кривыми во FreeHand 10 имеются очень развитые средства.

Появился более удобный метод для редактирования символов. Кратко введу в курс дела, если кто не знает. Символы во FreeHand – это графические объекты для множественного употребления. В файле хранится описание символа в одном экземпляре, а каждое повторное употребление – это чистой воды копия, ссылка на единственный экземпляр. Кисти для обводки, кстати, работают именно на механизме символов. Ролики Flash-анимации также используют этот движок для уменьшения размеров загружаемого файла. Так вот, раньше (FreeHand 9), чтобы отредактировать символ, надо было вытаскивать его из палитры символов, разблокировать, а после изменений – тащить обратно и делать Replace. Теперь все упростилось. Достаточно два раза щелкнуть на символе в палитре библиотеки. Откроется окно редактирования символа, в котором доступно большинство функций. После закрытия окна копии символа в документе автоматически обновятся. Вот и все.

Улучшения для верстки

Появились мастер-страницы, то есть шаблоны, по которым можно задавать постоянные элементы для ряда страниц. В одном документе FreeHand 10 может быть до 32 000 мастер-страниц. Доступ к мастер-страницам можно осуществлять через панель библиотеки (бывшая панель символов), в которой заодно теперь хранятся и символы.

Новый инструмент «Page» позволяет выделять отдельные или сразу несколько страниц, изменять их порядок, копировать и так далее. Все это можно делать прямо в рабочем окне, не используя инспектор документа. В сочетании с мастер-страницами – очень удобное нововведение.

С помощью команды «Print Area» (меню “File”) можно определять поле печати – от распечатки части документа до распечатки всего на одном листе бумаги.

Работа с текстом

Приятный сюрприз для работающих под Windows: FreeHand 10 автоматически обновляет меню шрифтов и документы при включении и выключении шрифтов на системном уровне (с помощью Adobe Type Manager). При этом нет нужды перезапускать программу – все отслеживается и происходит на лету.

Web-функции

К стандартным форматам страницы добавлены стандартные же форматы Web. FreeHand сделал еще один шаг в сторону Flash – теперь в нем можно назначать Flash-действия для обычных графических объектов. Прямо во FreeHand можно создавать и предварительно просматривать flash-ролики. И, кстати, графику FreeHand теперь можно просто перетаскивать в окно пакета Flash 5. Написав эти строки, вспоминаю, как в Сети с полгода назад кто-то сетовал на скудность векторных форматов, пригодных для импорта в Flash, и рекомендовал использовать формат WMF. Теперь это в прошлом. Просто перетащи и брось!

Системные требования

Программа не очень требовательна. Оцените: Pentium (просто Pentium), 64 Мбайт памяти, 70 Мбайт на жестком диске, Win98\NT4\2000\Me, Internet Explorer 4 или Navigator 4 для системы встроенной помощи. Для Macintosh: PowerPC, 32 Мбайт памяти, 70 Мбайт на винте, Mac OS 8.6\9.1\X и аналогичные браузеры.

Все познается в сравнении

На сайте Macromedia приводится обширная таблица, сравнивающая FreeHand 10 и Adobe Illustrator 9. Прочитав ее, можно подумать, что FreeHand превосходит своего конкурента по большинству параметров. Но это не так. В том, что фанаты этих двух программ неровно дышат друг к другу, я убедился давно. Здесь отношения примерно такие же, как у поклонников разных платформ: Windows, Mac и Unix. И данная таблица – только дополнительное подтверждение тому.

Да, FreeHand поддерживает многостраничность и вообще удобен для «аналитической» работы с файлами. Недаром очень многие предпочитают готовить файлы к печати именно во FreeHand. И тем, кто работает с Flash-анимацией, удобнее работать во FreeHand из-за сильной ориентации пакета на Web. Но сравнивать FreeHand 10 c Illustrator 9 немного неправомерно. Эти программы разные, хотя и кажутся близкими родственниками. Разные у них и области работы. По части креативных возможностей Adobe Illustrator 9 превосходит FreeHand. Лично я работаю сначала в Illustrator – разрабатывая и утверждая макет, а потом перехожу на FreeHand – для подготовки к печати. Эти программы отлично ладят друг с другом и, пожалуй, спорить о том, какая программа лучше, нет абсолютно никакого смысла.

Резюме

Как только выйдут первые патчи и программа «устоится», сразу перейду на FreeHand 10. В значительной степени – из-за улучшенного интерфейса. Сейчас, пока я продолжаю работать с девяткой, весь интерфейс FreeHand 9 кажется мне чересчур громоздким и неуклюжим, занимающим неоправданно много места даже на 17-дюймовых мониторах. Скажу даже так: я не знал, как это было неудобно, пока не встретил Macromedia FreeHand 10.

Обсуждение статьи - в форуме "Обсудим "СофтТерру"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.