Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Векторная мечта

АрхивОфисные приложения (архив)
автор : Сергей Токарев (eSTet)   11.05.2001

Adobe Illustrator всегда оставался слишком аристократичной программой, чтобы привлечь к себе внимание широких масс. Однако его последняя версия уверенно побивает как иные векторные, так и многие растровые редакторы. Подробности? Пожалуйста!

Что круче – вектор или растр?

Традиционно векторные редакторы по части спецэффектов считались бедными родственниками своих старших растровых собратьев. Классическим средством для создания головокружительных коллажей являлись Adobe Photoshop и Corel PhotoPaint. Пожалуй, только Corel Draw мог соперничать в популярности с этими программами. А что касается Adobe Illustrator, о котором пойдет речь, то он всегда оставался чересчур аристократичной программой для создания сверхстильной графики - слишком холодной и чопорной, чтобы привлечь к себе внимание широких масс.

Положение существенно изменилось с выходом восьмой версии, когда стало возможным использовать сетчатые градиенты и произвольные кисти для рисования орнаментов и случайно рассеиваемых объектов. Все это было замечательно, но другие векторные редакторы по-прежнему шли с отрывом, поскольку предоставляли более широкий выбор эффектов: тени, контуры, прозрачность и так далее.

Но вот без особой шумихи на арене появляется Adobe Illustrator 9. И делает огромный рывок - на два шага и одну голову, уверенно обходя не только все векторные, но и растровые редакторы. Почему?

Вы теперь можете смело работать с векторными изображениями, как с растровыми, без предварительной растеризации! Можно использовать эффекты тени и сияния, а также менять прозрачность объектов и (внимание!!!) режимы наложения объекта на нижележащие – абсолютно с такими же режимами, как в Photoshop.

А самое главное – эффекты в программе теперь можно редактировать в любое время. Спектр “гибких эффектов” включает в себя практически весь набор фильтров Illustratora - от векторных до растровых. При этом использовать “гибкие эффекты” можно на все объекты – и на текст, и на вектор, и на растр.

Комбинации эффектов можно записывать как стили объектов, чтобы использовать их в будущем. Подождите, вы сейчас упадете со стула! Эффекты можно применять отдельно к обводке и к заливке. И один объект может иметь много обводок и много заливок!!! Это ли не сон, не векторная мечта?

Реверансы конкурентам

Эффекты тени, сияния, а также прозрачность и режимы наложения.

Конечно, мимо самого популярного эффекта ребята из Adobe не могли пройти спокойно. Теперь Illustrator может добавлять тень к любым объектам, что, кстати, уже давно умеют практически все векторные редакторы. Тень, сияние, растушевка краев (когда они постепенно становятся прозрачными).

Также есть возможность задавать произвольную прозрачность и режим наложения – совсем как у слоев в Photoshop. В специальной палитре “Transparency” можно выбрать прозрачность с помощью движка или вводя нужное число в процентах и режим наложения. Всего имеется 15 возможных режимов (не считая Normal), таких же, как и в Photoshop – от Multiply и до Luminosity:

Кстати, при изменении прозрачности тень объекта также меняет прозрачность.

Прикладное значение этого нововведения огромно. Векторная иллюстрация необычайно выигрывает от использования режимов наложения. Раньше добиться подобных эффектов было практически невозможно, а линзы, используемые другими программами, обычно дают не очень качественные результаты. Добавьте сюда наработанную в Photoshop репутацию механизма наложения, и вы поймете, что Иллюстратор сделал огромный рывок вперед:

Режим наложения и прозрачность объекта можно изменить в любое время, но, как оказывается, в любое время можно изменить практически все!

Гуттаперчевый Иллюстратор

Изменяемые эффекты. Подключение других модулей.

Традиционные эффекты Иллюстратора напоминали фильтры Фотошопа – примененные один раз, они необратимо меняли форму и содержимое объекта. Никаких вариаций или изменений чуть позже. Сказано -  в морг, значит, в морг! Если нужны были изменения, приходилось начинать все сначала – создавать исходный объект и, напрягая память, восстанавливать цепочку использованных фильтров.

В девятой версии появилось меню “Effect”. В нем дублируются команды и эффекты из других меню, а также добавлено несколько новых (таких, как сияние и др.). Здесь можно делать все то же, но с одним существенным отличием - уже созданный эффект можно редактировать. И если изменить объект, эффект автоматически пересчитается и выдаст корректные результаты. Примерно так, как это делает Фотошоп с эффектами слоя.

Живой пример – использование фильтра “Скруглить углы” (Round Corners). Используя, как обычно, меню Filter, мы получаем “жесткий” прямоугольник с круглыми углами. При непропорциональном растягивании круглые углы “портятся”. Используя меню Effect, мы получаем этакого "гуттаперчевого мальчика" – как ни крути, сжимай или растягивай фигуру, радиус округления остается неизменным. И углы не портятся – невероятно удобная штука, особенно когда постоянно приходится вносить какие-то поправки в макет.

Кроме “чисто” векторных фильтров к выбранному объекту можно применить “растровые” эффекты. Весь набор Photoshop-фильтров, идущих в комплекте с Иллюстратором, можно использовать прямо на векторных объектах. Очень приятно и то, что наконец-то появилась возможность превью – даже у команд, обычно лишенных превью, зайдя в меню “Effect”, вы можете предварительно изучить их действие при разных параметрах, прежде чем сказать “Пуск!”.

“Гибкие эффекты” можно сделать жесткими, действия - необратимыми. Это делается через меню Object->Expand Appearance…

В стандартной поставке идет сравнительно небольшой (по сравнению с Photoshop) набор растровых фильтров. Ради эксперимента, я скопировал два любимых мною плагина Clouds и Twirl из поставки Photoshop 5.5 в папку плагинов Иллюстратора. И они заработали – вкупе с Polar Coordinates, которые я добавил позже. После запуска они оказались в тех же пунктах меню, что и положено. Диалоговые окна были точно такие же, как и в Photoshop, то есть где не было Preview, там оно и не появилось.

По информации в хелпе, добавлять таким способом можно любые плагины, совместимые с версиями Photoshop, начиная с третьей.

Видимо-невидимо…

Концепция Appearance.

Все это становится возможным благодаря новому подходу Иллюстратора к векторным объектам (см. рисунок). В программе появилось новая палитра под названием “Appearance”, которая отображает визуальные параметры объекта: обводки, заливки, эффекты. Я употребил множественное число не случайно. Отныне все объекты могут иметь сколько угодно заливок и обводок, и отдельно к каждой можно применять разные эффекты. Это просто на грани сенсации!

Палитра “Appearance” организована по типу палитры слоев. Перетащив артефакт (обводку, заливку или эффект) на соответствующую иконку, можно создать копию или удалить. Более того, отдельный артефакт можно выделять в палитре, и тогда эффекты будут применяться только к этому артефакту. Так, имея несколько обводок и применив к каждой из них фильтр искажения с разными параметрами, можно получить новую сложную обводку.

Двойной щелчок по артефакту вызывает диалоговое окно или палитру с параметрами, которые можно отредактировать.

Артефакты Appearance можно рассматривать как слои. Можно создать несколько заливок – с разными градиентами. Каждой заливке можно задать свою прозрачность, свой режим наложения. Можно добавить спецэффект. В результате получается просто гремучая смесь.

Каждый эффект – который даже в Photoshop неживой, который не позволяет делать изменения – может быть отредактирован в любое время, когда и как угодно. В этом Иллюстратор даже превосходит Фотошоп и все свои предыдущие версии.

Этот новый движок, новый подход к созданию эффектов содержит практически безграничные возможности по созданию невероятных эффектов. Комбинации артефактов (“Appearance”) можно записывать как стили, чтобы потом использовать в другое время и в другом месте. Разработанные стили хранятся внутри документа, их можно скопировать, поменяться ими. Ими можно пользоваться с помощью палитры “Styles”, просто перетаскивая на нужный объект или щелкая по ним при выделенном объекте:

 

The Memory is not Enough…

Немного дегтя – высокая требовательность к ресурсам компьютера.

Преимущество безумной гибкости в девятом Иллюстраторе оборачивается существенным минусом – крайне высокой требовательностью к ресурсам. Особенно жесткие требования выдвигаются к объему физической памяти, так как именно она необходима для отображения на экране соответствующего Appearance. На системах типа P-200, 32 Мбайт (еще недавно это было прилично) вы не ощутите прелести работы в девятом Иллюстраторе, так как никакого Appearance просто не увидите.

Скажем так, на системе, где я работаю (Р-2 350, 256 Мбайт), работа идет нормально, если число “гибких эффектов” не очень велико. Но при превышении некоторого предела выдается сообщение о нехватке памяти для отображения Appearance, и часть эффектов, а то и все, просто исчезает. По палитре Appearance они есть, но их и не видно (на экране), и не слышно (не печатаются). И тогда остается только остается напеть на мотив Garbage песенку “The Memory is Not Enough!” (из фильма про Джеймса Бонда), и пойти к шефу за дополнительными ассигнованиями на память. Или попытаться упростить дизайн.

Кроме этого, отмечается еще один неприятный момент. При сохранении файла в девятой версии может появиться сообщение, что с PDF что-то неладно. Файл не сохраняется, а в месте назначения возникает файловый мусор значительного объема. По-видимому, это связано с ориентацией программы на PDF. Проблема исчезает, если при сохранении пометить галочку “Include linked files”.

Обсуждение статьи - в форуме "Обсудим "СофтТерру"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.