Архивы: по дате | по разделам | по авторам

«Главное, чтобы костюмчик сидел»

АрхивПолезняшки (архив)
автор : Александр Агамов   21.11.2000

Как разобраться в огромном количестве shareware-программ и выбрать именно то, что вам нужно? Несколько советов по подбору софта могут помочь вам не ошибиться…

Приходилось ли вам испытывать досаду, когда среди изобилия товаров не удается найти именно то, что нужно? Наверняка приходилось, и это закономерно: вкусы людей были и будут тоньше и многообразнее свойств предлагаемых товаров и услуг. С этой точки зрения программы, в том числе shareware, мало чем отличаются от продуктов материальных.

Господствует мнение, что, покупая программу, мы заранее оплачиваем некоторый объем услуг. Для shareware это утверждение не корректно. В этом случае мы платим за программу, удовлетворяющую именно нашим потребностям, и, самое главное, - за возможность улучшать программы в дальнейшем, причем именно так, как это нужно нам.

Да, действительно, и коммерческий Microsoft Word развивается. Но когда крупные компании говорят о пользователях, то имеют в виду группы пользователей, на которых и ориентируются. Учитывать мнения и вкусы каждого индивидуума они не в состоянии. И в этом плане корпорации можно сравнить с крупными швейными фабриками, выпускающими ширпотреб, а разработчиков shareware - с искусными портными и модельерами, работающими по индивидуальным заказам.

Управдом из кинокомедии "Бриллиантовая рука" говорила, что доверять людям нужно в самом крайнем случае. Я вовсе не призываю читателей пользоваться программами "на халяву" или подбирать ворованные серийные номера. Но в процедуре выбора shareware кроется много подводных камней, знание которых поможет сберечь вам и нервы, и деньги.

Shareware-программ в Интернете огромное количество. Прошли времена, когда на каждую новую программу тут же набрасывалась орда пользователей. Сейчас ежедневно появляются сотни новых shareware-продуктов. Нечего и говорить, что большинство из них вам никогда не понадобится.

Поэтому совет первый: не скачивайте из Сети все подряд. Дело даже не в потерянном времени и засоренном ненужными файлами винчестере; вы можете пропустить по-настоящему интересную и нужную программу, на которую не останется ни сил, ни времени. Именно поэтому не стоит подписываться на непременные для сайтов с shareware и freeware списки рассылки, информирующие вас о появлении новых программ, - наступит момент, и вы будете отправлять такие сообщения в корзину, даже не читая.

Как следует выбирать shareware? Вариант первый: нужно точно знать, что искать. Вариант второй: случайно подвернувшееся описание программы стимулирует воображение и открывает новые, ранее не очевидные перспективы ее использования. В первом случае мы должны найти в программе то, что ожидали, все остальное или неважно, или не неожиданно. "Неожиданная" shareware из второго варианта является полем для исследований, мы начинаем знакомиться с функциями программы, ее интерфейсом и т. д.

Поиск нужного shareware-продукта - задача не из легких. Их может быть много, а может не быть вообще. К примеру, проведя в Интернете не один день, мне так и не удалось найти конвертер, импортирующий VRML и экспортирующий 3D векторную графику.

Если вы знаете идею, но не название программы, ее воплотившей, то вам прямая дорога на Shareware.com или Download.com. Там в окошке поиска введите ключевое слово или слова и выберите из предложенного списка подходящую по описанию программу. Однако не спешите сразу же ее скачивать.

Прислушайтесь ко второму совету: посмотрите на дату появления этой программы на сервере - она не должна быть давней (до 4-5 месяцев). В противном случае нужно самому сходить на сайт разработчика и убедиться в том, что, во-первых, это действительно последняя версия программы, а во-вторых, что разработчик продолжает ее разработку и поддержку. Выводы очевидны.

Не забывайте также о том, что не каждая shareware-программа на самом деле таковой является. Поначалу авторы и пользователи shareware придерживались некоего кодекса чести. Автор предоставлял свою программу пользователю, полагаясь на порядочность последнего. Если пользователю программа нравилась, то он мог за нее заплатить. При этом программа поставлялась в законченном виде, без купюр и ограничений. Сейчас такой подход - скорее редкость. Программисты изобретают все новые рычаги давления на пользователя, побуждая (принуждая) его оплачивать используемый товар.

И дело не только в том, что пользователь пошел нечестный. Больше десяти лет назад, когда движение shareware-разработчиков только зарождалось, любая утилита или просто небольшая программа сразу после выхода в свет становилась известной и повсеместно распространяемой.

Сейчас конкуренция среди десятков тысяч shareware-программ не способствует "узнаваемости" большей их части, а значит, количество распространенных shareware все меньше означает "качество существования" авторов программ. За короткий срок, пока программа отличается новизной, разработчики стремятся облегчить карманы тех, кто все-таки набрел на их творение и кому оно понадобилось.

Вот и получается, что, скачав релиз какой-нибудь "шаравары", вы столкнетесь при ее установке с предупреждением, что она "выдохнется" ("expire") через 15 или 30 дней. Другой пример ограничений: программа делает все, что обещано, но не выводит результаты на принтер. Считается, что такая программа удовлетворяет формуле "попробуй, а потом заплати", однако это не так. Мне приходилось встречать программное обеспечение (имевшее статус shareware и ограничивавшее вывод на печать), в котором использовались собственные оригинальные шрифты, и их корректное распознавание принтером было вопросом не праздным. Логично предположить, что подобные ограничения не позволяют объективно оценить возможности и надежность программы.

По всем правилам такие программы должны проходить как демонстрационные (demo) или облегченные (lite), однако зачастую автор боится отпугнуть пользователя "ущемляющим" атрибутом и вывешивает привычное "shareware". На фоне подобных ограничений навязчивое приглашение заплатить за лицензионную копию, появляющееся всякий раз при запуске программы, не имеющей каких-либо заметных ограничений (например, WinZip), кажется дружелюбным бурчанием.

Отсюда совет третий: ознакомьтесь с ограничениями по использованию программы и решите для себя, способны ли они в дальнейшем изменить ваше суждение о ней.

Найдя подходящую программу, не останавливайтесь. Ищите еще и еще, сравните несколько программ по качеству, функциональности, цене. Бывает и так, что приобретаешь несколько похожих программ, которые, отличаясь жизненно важными для вас функциями, прекрасно дополняют друг друга.

Как правило, цена shareware редко превышает 100 долларов, к тому же дорогие shareware со временем мигрируют в сторону коммерческих программ. Покупая shareware, вы вносите аванс в счет будущих усовершенствований и вправе просить разработчика об изменениях. Некоторые разработчики shareware содержат собственные группы обсуждения, участники которых высказывают пожелания (wishes) относительно усовершенствований программ.

Я сам как легальный пользователь являюсь участником одной из таких групп и хочу вас заверить, что оперативностью разработки и качеством технической поддержки авторы shareware-программ намного опережают гигантов софтверной индустрии. Помню, как меня поразило, когда один из пользователей попросил автора оптимизировать программу под 386-й процессор и 4 Мбайт памяти и уже через месяц новая версия лежала на сайте. Глупо ждать подобного внимания и прыти от Microsoft, но от разработчиков shareware можно и должно.

Отсюда совет четвертый: не оставляйте автора программы один на один с его детищем, стимулируйте не только его кошелек, но и его творческую мысль. В результате воздастся вам обоим.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.