Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Софт для промывки мозгов. Мифический двадцать пятый кадр

АрхивСофтерра - Промывка мозгов
автор : Павел Протасов   03.03.2004

В опубликованных на этой неделе статьях о программах для воздействия на человеческий мозг нет ни слова о пресловутом двадцать пятом кадре. И вот почему...

Если в понедельник вы внимательно изучили статью о принципах действия программ, воздействующих на работу мозга, вы должны были обратить внимания, что пресловутый двадцать пятый кадр там не упомянут ни разу. Объяснение просто: он не работает.

В пятидесятые годы об эксперименте с "кадром", организованном неким Джеймсом Викари, сообщалось, что проходил он так: в обычный фильм были вмонтированы надписи "Ешь поп-корн" и "Пей кока-колу", и зрители после фильма послушно исполняли приказы, которые были в этих невидимых глазу кадрах. По утверждениям Викари, кадры с призывами есть поп-корн и пить кока-колу увеличили продажи этих товаров, соответственно, на 50 и 18 процентов.

Ясно, что информация о таких успехах в рекламной технологии вызвала два противоположных процесса: рекламщики начали продвигать новые трюки в жизнь, а потребители рекламы, наоборот, всеми силами сопротивлялись (кому же понравится, когда тебя без твоего ведома программируют!). Под шумок даже были приняты несколько законов, запрещающих средствам массовой информации употреблять подсознательно воспринимаемые сообщения. И только потом общественность начала задумываться, насколько правдивы описания эксперимента, ведь сам Викари был владельцем рекламного агентства и запатентовал свой метод рекламы сразу после того, как объявил о нем.

Один из независимых исследователей, Стюарт Роджерс, не поленился съездить на полигон Викари. Как оказалось, искомый кинотеатр был слишком мал, для того чтобы через него за шесть недель прошли 50 тысяч зрителей, как утверждалось. Персонал кинотеатра, опрошенный Роджерсом, не припомнил ничего подобного описанному эксперименту. Организованные позже исследования подсознательных воздействий (уже без участия Викари) не обнаружили ничего похожего на этот эффект. В довершение всего, Викари так никогда и не опубликовал подробного изложения проведенных процедур, чего требовал от него американский Фонд исследования рекламных технологий.

Чтобы получить искомый "кадр", нужны кинопроектор и специальная аппаратура, назначением которой и будет проекция на экран нужного изображения. При воспроизведении фильма объектив проектора периодически закрывается особой шторкой в тот момент, когда напротив объектива находится граница между двумя соседними кадрами. Это нужно, для того чтобы граница не была видна зрителю. Промежутки времени, когда происходит проецирование кадра с киноленты, и когда объектив закрыт шторкой, равны и составляют 1/48 секунды. Иными словами, половину времени просмотра фильма объектив проектора закрыт, но мы этого просто не замечаем.

Когда объектив закрыт шторкой, в действие и вступает аппаратура, проецирующая на экран двадцать пятый кадр. Но главное, длится он около одной тысячной секунды и только в этом случае не будет зафиксирован сознанием зрителя. Так что в обычном кинотеатре вы не увидите фильм с такими вставками. С телевизором или компьютерным монитором такой трюк тоже невозможен. Если выключить телевизор или монитор, то изображение, бывшее на нем, еще остается видным доли секунды. Это так называемое остаточное свечение, длится оно гораздо дольше не определяющегося сознанием промежутка времени, и именно оно выдаст наличие изображения, которое кто-то захочет показать зрителю незаметно для него.

Короче говоря, большинство западных исследователей склоняются к мысли, что сообщения Викари не более чем саморекламная мистификация. Однако в России легенда о двадцать пятом кадре прижилась.

…1993 год. Все прогрессивное человечество готовится достойно встретить праздник 1 апреля. В редакции газеты "Вечерний Воронеж" двое сотрудников пишут праздничный материал. Как говорит один из авторов - тот, который впоследствии довел работу до конца, его напарник сошел с дистанции после спора об окончательном варианте текста. А сам он просто не успел дописать заметку к первоапрельскому номеру. Но не пропадать же добру! В итоге, пришлось печатать ее позже, в сентябре, когда народ стал легковернее, и в другой местной газете - "Провинциальной ярмарке". Результаты были потрясающими.

В заметке под названием "Компьютеры-убийцы" говорилось о смерти одного воронежского программиста, убитого на своем рабочем месте компьютерным вирусом, использующим тот самый двадцать пятый кадр. Якобы программист, сев за компьютер, вдруг неожиданно потерял сознание. Рядом оказался "дипломированный целитель", начавший оказывать первую помощь и определивший, что убил человека именно вирус, который, к тому же, имел размер 666 байт. Ну как, волосы уже дыбом встали?

Настораживало лишь то, что участники драмы фигурировали под инициалами, а под текстом стояла фамилия М. Ниппельбаум. Но это насторожило только самых недоверчивых. Сообщение о вирусе-убийце пошло гулять по городам и весям. Первой пересказала его "Российская газета", что и дало толчок к дальнейшим перепечаткам.

В следующем номере "Провинциальной ярмарки" появилась еще одна статья, подписанная именами Mike Perets и С. Курочкин-Ряббо (старший) и озаглавленная "Кто с вирусом к нам придет, от вируса и погибнет". Сообщалось в ней о нескольких простых способах борьбы с вирусом-убийцей, самым безотказным из которых являлось "обильное кропление монитора святой водой" (по замыслу авторов вирус должен быть нейтрализован, после того как монитор от святой воды сгорит).

Ну, а затем для самых непонятливых была опубликована заметка "Вирус-убийца - продолжение темы". И говорилось там о новом суперфильтре для компьютерных экранов, полностью нейтрализующем как двадцать пятый кадр, так и все остальные. Он представлял собой прямоугольник из любого непрозрачного материала, который нужно обрезать по размерам экрана и приклеить к монитору так, чтобы он был целиком закрыт. Подпись: "H. Курочкин-Ряббо (средний), он же Mike Perets". В общем, автор фактически признался в невинной шутке…

Но было поздно. Все-таки тираж "Провинциальной ярмарки" несопоставим с тиражом "РГ", и чередой пошли перепечатки и пересказы, которые так любит отечественная пресса. По дороге двадцать пятый кадр оброс массой прозвищ и эпитетов: "кадр ЦРУ" (так, вроде, страшнее звучит), "кадр Фишера" (о том, кто такой Фишер, история умалчивает), "смертоносный кадр" (ну, это понятно).

В свое время, заметки из "Провинциальной ярмарки" побывали в фидошной конференции SU.VIRUS, но для прочистки мозгов этого оказалось мало - не того масштаба аудитория. Теперь же ваш покорный слуга выложил их для всеобщего обозрения в интернете.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.