Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Конь и трепетная лань..."

АрхивМаковое поле (архив)
автор : Сергей Волк   01.11.2001

Что может получиться, если совместить эстетику и фунциональность Макинтошей с проверенной годами надежностью... Unix. Материал из темы номера "КТ" от 23 октября 2001 года.

…Взгляд на экран — ага, что-то новенькое. Ярко, красиво, заметна продуманная, добросовестная работа дизайнеров, серьезное отношение к деталям, иконки просто идеальны, фактура кнопок создает иллюзию объемности, все «живет и дышит». При всей узнаваемости основных элементов интерфейса не покидает ощущение какой-то свежести и новизны. И тут, наконец, мы замечаем небольшое голубое яблочко в углу экрана…

— А, так это Apple! Па-анятно… Новая красивая игрушка для детей и домохозяек. Хотя, конечно… Почему бы и нет. Что-то же должно быть, так сказать, «для дома, для семьи…»

— Так ведь, вроде бы, это Uniх…

— ВОТ ЭТО — UNIX?!

Звучит действительно странно: Macintosh и Unix, «два в одном», «конь и трепетная лань…». Но, как ни странно звучит, это действительно Unix. Не верится? Давайте посмотрим.

Ядро

Начнем с самого главного. Mac OS X, как и любой «нормальный» Unix, в основе своей несет ядро, называемое Darwin. Это ядро открыто, то есть его коды доступны всем желающим, и посему в реализации проекта Darwin приняло участие более 10,000 программистов. В отличие от классического Unix'а, для которого термин «ядро» обычно означает небольшую, как правило монолитную, часть системы, выполняющую минимальные базовые функции для поддержки всех основных сервисов операционной системы, в Mac OS X понятие ядра существенно расширено: под ядром в Mac OS X понимаются все программные модули, исполняемые в адресном пространстве ядра. Darwin объединяет в себе несколько технологий, основные из которых: микроядро Mach 3.0, сервисы операционной системы на базе BSD 4.4-Lite, быстрые, основанные на сложившихся стандартах сетевые модули, система ввода-вывода (I/O Kit), поддержка различных файловых систем.

Микроядро Mach 3.0

Микроядро Mach (разработка Carnegie-Mellon University), выполняя критически важные функции операционной системы, является основой всего ядра Darwin. Оно управляет загрузкой процессора, создает расписания и отслеживает их выполнение, управляет распределением памяти и обеспечивает ее защиту, создает централизованную инфраструктуру системных сообщений для других уровней операционной системы.

  1. Защита памяти. Mach заботится о том, чтобы никакая программа не смогла записать какие-либо данные в адресное пространство другой программы или системы. Поэтому сбои и нарушения в работе прикладной программы не приводят к краху всей системы — достаточно отключить программу, вызвавшую сбой, и продолжить работу.
  2. Вытесняющая многозадачность. В современных системах множество задач разделяют ресурсы процессора. Mach контролирует загрузку процессора, составляет расписания, устанавливает приоритеты задач, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы процессора и предоставить всем задачам необходимое процессорное время.
  3. Виртуальная память. Каждой задаче в Mac OS X выделяется свое виртуальное адресное пространство, объемом до 4 GB. Однако реальное выполнение каждой задачи возможно только в истинной физической памяти — оперативной памяти компьютера. соответственно, Mach осуществляет выделение задачам пространства физической памяти и преобразование виртуальных адресов в адреса физической памяти, а также контролирует загрузку и освобождение памяти.
  4. Режим реального времени. Для процессов, требующих быстрой реакции, Mach обеспечивает доступ к ресурсам процессора за минимальное время.

BSD

Несколько видоизмененная версия Unix системы BSD 4.4, базирующаяся на микроядре Mach. Включает в себя многие POSIX API, обеспечивает реализацию модели процессов, отвечает за многопользовательский режим работы и соответствующую систему безопасности, реализует так называемые «нити процессов» (threads) для всей Mac OS X.

Сетевые компоненты

В основном реализованы на базе сетевых модулей системы BSD, включая поддержку современных возможностей типа Network Address Translation (NAT) или firewall.

Сетевые компоненты ядра Darwin обеспечивают:

  1. 4.4 BSD стек протоколов TCP/IP и socket API
  2. поддержку как IP, так и AppleTalk — протоколов транспортного уровня
  3. работу одной и той же сетевой карты с несколькими адресами (multihoming)
  4. маршрутизацию (routing)
  5. многоадресную рассылку (multicast)
  6. основанную на идеологии socket реализацию AppleTalk
  7. поддержку сетевых возможностей обычной «классической» Mac OS
  8. модемное подключение
  9. поддержку беспроводных сетей.

Mac OS X поддерживает разнообразные типы сетевых сред: Ethernet 10/100/1000Base-T, Jumbo Frame (Ethernet-стандарт передачи данных между серверами), последовательную передачу данных через модемы, а также с применением DSL и ISDN устройств, и беспроводные сети, например, по технологии AirPort на основе стандарта 802.11b. Из стандарнтных сетевых протоколов Mac OS X поддерживает TCP/IP, UDP/IP, PPP, включая протоколы подтверждения прав (authentication) PAP и CHAP, HTTP, FTP, DNS — Domain Name Service, SLP — Service Location Protocol, DHCP и BOOTP — Dynamic Host Configuration Protocol, Bootstrap Protocol, LDAP — Lightweight Directory Access Protocol и NTP — Network Time Protocol.

Будучи рассчитанной на работу в сложных гетерогенных средах, Mac OS X поддерживает также несколько сетевых файловых протоколов:

  • AFP клиент — Apple File Protocol — основной протокол общего доступа к файлам в системах Mac OS 8 и Mac OS 9
  • NFS клиент — Network File Service — доминирующий протокол общего доступа к файлам в системах Unix
  • SAMBA — стандартный протокол общего доступа к файлам в сетях Windows
  • WebDAV — стандарт общего доступа к файлам через Интернет

Подсистема ввода/вывода (I/O Kit)

Данная подсистема создает объектно-ориентированную среду для облегчения разработки и функционирования драйверов устройств. Является модульной и расширяемой подсистемой; реализованной на подмножестве языка C++, и обеспечивает истинный режим plug and play, динамическое управление устройствами («горячее подключение») с загрузкой их драйверов по мере необходимости, управление энергопотреблением как портативных, так и настольных систем, а также позволяет Mac OS X работать в многопроцессорных конфигурациях.

Файловые системы

Mac OS X основана на идеологии виртуальной файловой системы (VFS), что дает возможность легко добавлять новые файловые системы по мере их появления. В настоящее время реализована поддержка следующих файловых систем: HFS, HFS+, UFS, ISSO 9660, UDF, из которых HFS и HFS+ — стандартные файловые системы для Mac OS, что-то вроде FAT16 и FAT32 в мире Windows [1], UFS — наиболее распространенная файловая система для Unix, ISSO 9660 — стандартный формат компакт-дисков, а UDF — формат DVD дисков.

Как видим, все основные компоненты на месте: микроядро Mach и BSD Unix, вытесняющая многозадачность и защита памяти, виртуальная память и многопроцессорная обработка, многопользовательский режим работы и модульность, достаточно современные средства работы в сети и в Интернете.


Рисунок 1

Ну а если вас, как бывалого Юниксоида, смущает «оболочка», многослойный пирог графического интерфейса, и нет ощущения полного владения ситуацией при работе мышью, потому как гораздо привычнее и понятнее работать из командной строки — вперед! Запускайте терминальную сессию (рис.1) — и все в вашей власти (рис.2). Это ведь все-таки Unix…


Рисунок 2

Переходный возраст

Хорошо. Добавим возможность работы из командной строки в число явных плюсов OS X. Но все же при всей своей Unix'овости Mac OS X представляет собою систему не столько для Macintosh'а, сколько для людей, работающих на Macintosh'ах. За многие годы существования Mac OS все уже привыкли к простоте и удобству работы в ней. А теперь, получается, надо убедить всех поклонников Mac'ов в связи с переходом на Unix срочно учиться работать из командной строки, учиться компилировать систему, бороться с многочисленными конфигурационными файлами и так далее?

Вовсе нет. Инженеры Apple прекрасно понимали, что большинство людей, работающих на Mac'ах, просто не готовы к такому развитию событий, посему вопрос об обеспечении плавного перехода «на новые рельсы» был одним из ключевых, и от его успешного решения зависел успех всей системы. Общая задача была разбита на несколько подзадач разного уровня, и для каждой из них предстояло найти достойное решение.

На уровне ядра системы был разработан и внедрен механизм динамической загрузки специальных дополнительных модулей без необходимости перекомпиляции ядра. Такие модули и весь механизм в целом получил название расширений ядра (Kernel Extensions, KEXTs). Например, некоторые модули работы с сетью реализованы как сетевые расширения ядра (Network Kernel Extension, NKE), а возможность динамически добавлять новые файловые системы основана на расширении ядра, называемом виртуальной файловой системой (VFS).

Кроме того, был разработан новый подход к созданию, организации и функционированию программ, как прикладных, так и большинства системных (некоторые системные модули в силу их специфики могут быть реализованы иначе, нежели прикладные). Итак: программы, разработанные для новой системы, должны иметь четкую, заранее определенную структуру. Все их компоненты должны находиться в одной-единственной папке, содержимое которой скрыто от пользователя и на пользовательском уровне вся эта папка выглядит как один-единственный файл. Посему процесс инсталляции программ или их переноса состоит… в простом копировании одного «файла-папки», называемого пакетом (bundle)!

Помимо этого, пожалуй, впервые принцип «штепселей» (plug-ins) был реализован на уровне системы как единый механизм дополнений для прикладных программ. Таким образом, разработка любой прикладной программы может начинаться с небольшого фрагмента, постепенно наращиваясь без необходимости ее перекомпиляции при выходе в свет каждого нового релиза. Конечно, идея «штепселей» не нова, но до сих пор в каждой из поддерживающих их программ имелся свой собственный механизм создания и работы с plug-in'ами, в «десятке» же поддержка «штепселей» представляет собою идеологию системы.

Наследие прошлого

Наиболее трудным, пожалуй, был вопрос о совместимости и переносе на новую систему прикладных программ. По-настоящему полноценно уникальные возможности OS X можно было реализовать только в новых, специально для нее написанных программах. Очевидно, что для этого нужно было по крайней мере время, а в большинстве случаев еще и деньги. Многие фирмы-разработчики, потратив немало средств, времени и сил на создание программ, которые принесли им успех и признание, не могли согласиться с необходимостью все начинать с «чистого листа». Да и большинство пользователей не стали бы переходить на новую систему в полном программном вакууме — вспомните судьбу, постигшую очень неплохую BeOS. После тщательного анализа сложившейся ситуации было найдено Соломоново решение, устроившее подавляющее большинство заинтересованных лиц.

Было очевидно, что на некоторое время, по крайней мере на «переходный период», необходимо сохранить возможность работать с уже существующими программами безо всякой их переделки. Для этого был разработан способ запуска слегка расширенной версии обычной «классической» Mac OS в среде Mac OS X без необходимости перезагрузки компьютера [2]. В качестве такой «классической» системы была выбрана последняя версия Mac OS 9 — Mac OS 9.2.1 с некоторыми добавлениями, а сам режим запуска «старых» программ и поддержка этого режима получили наименование Classic. Конечно, такой режим никаких преимуществ не дает, но позволяет начинать осваиваться и работать в новой системе, легко переключаясь в привычную среду классической Mac OS без затрат времени на перезагрузку.

Далее. Анализ существующих прикладных программ показал, что большинство из них относительно легко могут быть переделаны для работы в системе Mac OS X. Для этого надо переписать фрагменты программы, содержащие безнадежно устаревшие системные вызовы, которые не могут адекватно работать в среде многозадачной операционной системы, и заново перекомпилировать программу. Фирма Apple выпустила соответствующий документ, содержащий список всех «нехороших» вызовов, а также предложила специальную утилиту, которая позволяла проверить конкретную программу на готовность к работе в новых условиях и подсказать разработчикам, где в этой программе могут быть проблемы. Объем таких переделок, как правило, не превышает 5% кода, а во многих случаях и того меньше. Такой подход позволяет существенно сэкономить время и средства при переходе на новую систему. У таких переделанных программ, конечно, не появляется новой функциональности, но эти программы могут полноценно работать в среде новой системы и использовать ее возможности — защиту памяти, многозадачность и так далее. Такой режим работы был назван Carbon (Углерод), а переделанные для него программы стали называть «карбонизированными», то бишь готовыми для работы в среде Carbon.

И, наконец, для поддержки работы новых, с нуля написанных для новой системы, программ была создана специальная объектно-ориентированная среда, названная Cocoa (Какао).

Вот и все. Точнее, почти все, потому как осталось еще два возможных режима работы с системой. Об одном из них мы уже упоминали — это работа непосредственно в Unix'овой среде команд BSD. Хотя фирма Apple рассматривает этот режим только как вспомогательное средство, которое может быть полезно в редких случаях для решения сложных административных задач, тем не менее режим этот вполне доступен, и если вы являетесь приверженцем «нормальной» работы в Unix'е безо всяких излишеств — пожалуйста, дерзайте.

Еще одна среда, о которой пока что ничего не было сказано — среда поддержки работы с Java. Она реализует полные спецификации стандарта Java 2, включая Java Virtual Machine, JVM. В материалах фирмы Apple возможности Mac OS X для работы с Java хотя и упоминаются, но не очень широко рекламируются. Но от себя замечу, что разработчики программ на Java имеют доступ ко всем API (Application Programming Interface) среды Cocoa. А это означает, что разницы между программами, написанными на языках типа C и программами, написанными на Java, практически не существует. Более того, многие системные модули написаны именно на языке Java!

Бесплатный сыр

Для того, чтобы облегчить переход на новую систему и стимулировать разработчиков писать или переделывать программы для Mac OS X, фирма Apple создала и (пока что) бесплатно поставляет свои собственные средства разработки прикладных программ. На компакт-диске Developer Tools, который поставляется вместе с Mac OS X, находится практически все, что нужно для создания прикладных программ. Основу этого набора составляют две программы: Project Builder и Interface Builder. Первая из них — это интегрированная среда по созданию и управлению программными проектами, включающая в себя компиляторы таких языков программирования, как C, C++, ObjectC, Java, а также отладчик и другие необходимые инструменты разработчика (рис. 3). Project Builder позволяет создавать программы для всех трех основных сред — Classic, Carbon, Cocoa, а также полноценные программы и апплеты на Java. Interface Builder же дает возможность быстро и легко разрабатывать из готовых элементов пользовательский интерфейс вашей будущей программы (рис. 4).


Рисунок 3

А совсем недавно фирма Apple объявила о создании еще одного мощного инструмента для разработки специальных программ — AppleScript Studio, который, в отличие от упоминавшегося Project Builder'а, предназначен для создания средств автоматизации работы с помощью специального языка межпрограммного общения — AppleScript. Сам по себе язык AppleScript появился достаточно давно, и я знаю немало людей, которые в той или иной степени используют AppleScript для автоматизации рутинных операций. Но его более широкое применение до сих пор сдерживалось, помимо прочего, отсутствием хороших средств отладки AppleScript программ. AppleScript Studio призвана ликвидировать этот недостаток.


Рисунок 4

Течет вода…

Но мы немного отвлеклись и совсем забыли о том, с чего начали. Mac OS X — это не только Unix внутри, но и настоящий Mac снаружи: простой и удобный в общении, красивый и немного неожиданный. Для новой системы ее создатели «сшили и новое платье» — графический интерфейс Aqua (Вода). Если попробовать выразить одним словом мое впечатление от интерфейса Aqua, то это будет слово «живой» — преобладающий голубой цвет, постоянное движение, магия текущей воды…


Рисунок 5

Оболочкой (shell) Mac OS X, как и ранее, является Finder. Однако старый знакомый предстает перед нами в неожиданном облике. По-прежнему предоставляя все необходимые средства для выполнения обычных ежедневных операций: навигации в файловой системе, поиска необходимых ресурсов, перемещения или удаления данных, запуска программ и так далее (рис. 5), Finder обзавелся новыми режимами отображения информации, значительно облегчившими работу с системой (рис. 6-8) . «Старожилам» Mac OS будут привычны два первых режима, однако наиболее удобным следует признать все же третий — режим отображения в виде колонок с иерархической структурой (view as columns, рис.8). При таком представлении содержимое каждой выбранной папки (или диска) отображается в следующей колонке справа, при этом дополнительные колонки создаются по мере необходимости. Это позволяет одним взглядом окинуть всю историю путешествия по сложному дереву пути. кроме того, выбрав файл в одной из колонок, в следующей вы получите полную информацию о нем, а также сможете просмотреть (или прослушать) большинство мультимедийных файлов непосредственно из Finder'a.


Рисунок 6

Панель инструментов Finder'а легко настраиваема — вы можете добавить наиболее часто используемые элементы из достаточно обширного списка (рис. 9) или удалить ненужные, чтобы не загромождать панель.


Рисунок 7

Еще одним интерфейсным новшеством в Mac OS X стал Док (Dock), своеобразный аналог панели задач в Windows (рис. 10). Однако в отличие от панели задач, Док гораздо более функционален и не ограничивается только отображением иконок запущенных программ.Он позволяет размещать в себе любые объекты, поддерживаемые Finder'ом, для быстрого доступа к ним: программы, документы, открытые окна, папки, целые диски и даже Web-адреса. При этом все объекты, бывшие активными в момент помещения в Док, продолжают функционировать. Так, «свернутый» видеоролик в формате QuickTime продолжает играть в Доке в виде… видеоиконки. Кроме того, Док обеспечивает пользователя информацией о состоянии объектов, например, указывая, сколько сообщений электронной почты поступило в ваш почтовый ящик. Специальная система контекстных меню позволяет выполнять целый ряд операций над тем или иным объектом, не выходя из Дока.


Рисунок 8

Многие операции с Доком сопровождаются видеоэффектами, придающим всему процессу дополнительную эмоциональность. Так, при добавлении очередного элемента в Док остальные иконки красиво раздвигаются, освобождая место для «нового гостя». Если иконок в Доке становится слишком много, а размеры их слишком малы, чтобы разглядеть детали — можно включить режим «увеличительного стекла», при котором движение курсора над иконкой в Доке сопровождается увеличением соответствующей области вокруг курсора без потери качества изображения (рис. 11). Док может автоматически «прятаться» за ненадобностью, а для удобства работы в Mac OS X 10.1 предусмотрено расположение Дока не только в нижней части экрана, как это было в предыдущей версии, но и по бокам экрана.


Рисунок 9

Графическая революция

Нельзя не упомянуть полностью переработанную графическую подсистему Mac OS X. Macintosh всегда был любим и почитаем среди людей, работающих с графикой. В «десятке» графике было уделено особое внимание, и в общей структуре системы ей отведен отдельный логический уровень (рис. 12).


Рисунок 10

Все было пересмотрено и переделано так, чтобы Mac OS X получила самые современные средства отображения информации. В результате графическая подсистема Mac OS X состоит из трех основных компонент:

  1. Графический модуль работы со всей двумерной графикой, называемый Quartz. Специалистам, работающим с графикой, хорошо известно, сколько проблем порождает различие в формах представления информации на экране и устройствах вывода типа принтера или фотонаборного автомата. Идея создать единый механизм для вывода информации на любые устройства зародилась достаточно давно. Автором ее выступала фирма Adobe, а реализовать идею попробовали в Next'е, но Direct PostScript (так называлась технология) не получил должного распространения по двум основным причинам: во-первых, потому, что сам язык PostScript достаточно сложен и требует много времени на обработку, а во-вторых, потому, что компьютеры тех лет были слабоваты для таких задач. И вот теперь, похоже, мы наблюдаем инкарнацию старой идеи в новом качестве — модуль Quartz в качестве внутренней модели представления информации использует PDF (Portable Document Format). Таким образом, все, что выводится на экран или печатается на принтере, сначала преобразуется в PDF. Поэтому вам больше не надо беспокоиться о создании PDF документов, думать о PostScript'е и Acrobat Distiller'е — как только вы увидели нужное изображение на экране, можете успокоиться — PDF у вас уже есть.
  2. Для работы с трехмерной графикой Mac OS X использует широко распространенную и общепризнанную технологию OpenGL.
  3. Большая часть мультимедийных возможностей — работа с видео, звуком, анимацией, музыкой, с потоковыми данными из Интернета и даже с виртуальной реальностью осуществлена средствами целой совокупности технологий под общим названием QuickTime. При этом часть возможностей QuickTime реализована в среде прикладных программ, а часть — в чисто графической среде.

В печать!

Не оставлена без внимания и система печати. В Mac OS X используется совершенно иная, нежели в классической Mac OS, идеология, в основе которой лежит принцип виртуальной печати — таким образом, каждая страница сначала готовится в некоем виртуальном пространстве и лишь затем переносится в «реальную» жизнь. Такой подход уменьшает общее количество преобразований данных, делает механизм печати более универсальным и менее зависимым аппаратно. На пользовательском уровне все теперь сосредоточено в единой программе управления печатью Print Center. Модульная архитектура позволяет легко добавлять новые типы принтеров без существенных переделок в самой системе печати, а встроенный механизм автоматического распознавания устройств дает возможность автоматически загружать необходимые драйверы для большинства USB-принтеров. Что же касается PostScript-моделей, то в настоящее время вместе с Mac OS X поставляется более 200 файлов-описаний (PPD) этих принтеров.


Рисунок 11

Поскольку Macintosh по-прежнему остается основной системой, используемой в полиграфии, для него обязательны корректная работа с цветом и полноценная поддержка шрифтов. Система цветопередачи всегда была сильной стороной Macintosh'ей, и Mac OS X — не исключение. в нее встроена наиболее «продвинутая» на текущий момент система управления цветом ColorSync 4.0. Что же касается шрифтов, то Mac OS X поддерживает все основные их типы: PostScript Type1, TryeType, Open Type и bitmap, причем как в формате Macintosh, так и в формате Windows. Специальная система работы со шрифтами — Apple Type Solution (ATS) позволяет удобно управляться со шрифтами, создавать, сохранять и при необходимости активировать нужные вам коллекции шрифтов.


Рисунок 12

Вам, меломаны

Поговорим теперь о поддержке аудио. На настоящий момент профессиональным цифровым аудиостандартом является 24-битная дискретизация на 96 кГц. В Mac OS X же вся аудиоинформация кодируется 32-х битными числами с плавающей точкой, то есть обеспечена не только полноценная поддержка существующих высококачественных аудиосистем, но и предусмотрен изрядный «запас прочности» на будущее улучшение стандартов. В Macintosh'ах «от рождения» присутствовал двухканальный стереовыход, но при разработке Mac OS X пошли дальше — система рассчитана на работу с многоканальными системами, что позволяет реализовать, например, режим surround sound 5.1 непосредственно на вашем Macintosh'е. Возможность работы в режиме Realtime создает хорошие предпосылки для использования Macintosh'ей музыкантами, работающими через MIDI интерфейсы в реальном времени, а подобные системы, реализованные другими средствами, пока что стоят достаточно дорого. Mac OS X содержит сервисы, реализующие полноценную поддержку MIDI (Musical Instrument Digital Interface), облегчая задачу написания всевозможных музыкальных программ. Поэтому, как мне кажется, в ближайшем будущем следует ожидать очередную волну интереса к Macintosh'ам со стороны профессионалов, работающих со звуком: музыкантов, звукозаписывающих фирм, создателей соответствующей аппаратуры, программистов, специализирующихся в области звука и музыки.


Рисунок 13

Ну, а как насчет Интернета?

По простоте настроек для подключения к Интернету Macintosh по праву считается одним из лучших. Кроме того, в Mac OS X есть все необходимое для работы: встроены очень неплохой мейлер и адресная книга, с системой поставляется Internet Explorer 5.1, но помимо него вы можете использовать и другие варианты. Мне лично более по вкусу новый, написанный для Mac OS X браузер группы Omni — OmniWeb. Пока что существует только его бета-версия, но она достаточно устойчива в работе и очень неплохо справляется с русскими сайтами. Можно попробовать и совсем небольшой по размеру браузер iCab или версию Netscape для Mac OS X. Плюс ко всему — полноценная поддержка Java 2.


Рисунок 14

Но особенная прелесть системы — в легкости создания и поддержки сайтов. Если вы постоянно подключены к Интернету [3] и хотите иметь свой личный сайт — нет ничего проще. Создайте свои странички в HTML, помеcтите все это дело в папку Sites вашей домашней папки, назовите стартовую страницу index.html. Теперь остается только «включить» Web sharing в панели управления Sharing — и все — вы доступны всему миру. Встроенный в Mac OS X Web-сервер Apache сделает все остальное.

Что вокруг?

До сих пор мы говорили только о самой системе Mac OS X. Но ведь система существует не ради себя самой! На январской выставке MacWorld глава Apple Стив Джобс в своем программном выступлении заявил ни много ни мало о наступлении новой эры — эра «цифрового стиля жизни», когда большая часть информации, с которой мы будем иметь дело, будет представлена в цифровом виде. Персональный компьютер призван стать, по его мнению, центром такой «цифровой вселенной» (digital hub).Дальнейшее развитие событий показало, что это были не просто слова, а, если хотите, «направление главного удара» фирмы Apple. Все аппаратные и программные решения обязательно строились с учетом этого фактора: быстрые и простые в применении интерфейсы FireWire (IEEE 1394) и USB позволяют подключать большинство современных цифровых устройств непосредственно к Macintosh'у, а целая серия специально разработанных и поставляемых либо с операционной системой, либо с компьютером программ обеспечивает все необходимое для работы с этими устройствами без лишних затрат. Нужны примеры? Пожалуйста.

Начнем с цифровой фотографии. Достаточно только подключить цифровую камеру к USB порту вашего компьютера — и все. Система автоматически обнаружит это подключение и предложит перенести фотографии из камеры в компьютер. С помощью программы Image Capture вы можете отредактировать эти изображения и сохранить в удобном для вас месте. Программа также позволяет работать со звуком и цифровым видео, если в вашей камере предусмотрены такие возможности.

Теперь музыка. iTunes (рис. 13), на мой взгляд, является самой простой и удобной программой создания и проигрывания музыкальных файлов в формате MP3, обладая при этом рядом возможностей, недоступных конкурентам — например, создание и «нарезка» компакт-дисков (кстати, запись компакт-дисков теперь поддерживается на уровне операционной системы, и вам больше не понадобится никакой дополнительный софт). А если вы поклонник прослушивания музыки через Интернет, то iTunes позволяет подключаться и к «радиовещательным» серверам. При этом программа абсолютно бесплатна…

Видео. iMovie уже успел стать признанным лидером в области создания любительских видеофильмов. Несмотря на простой и интуитивно понятный интерфейс, программа обладает очень неплохим набор средств, чтобы создавать фильмы высокого качества. А если вам нужны более серьезные решения — пожалуйста (но уже не бесплатно): Final Cut Pro.

DVD. Ну, проигрывать-то DVD не умеет сейчас только ленивый, а вот создавать… А программа iDVD как раз и предназначена для создания и редактирования фильмов в формате DVD и записи DVD-дисков (если, конечно, ваш компьютер оснащен DVD-рекордером [4].

Ну и, наконец, вы можете записывать файлы, хранящиеся на жестком диске вашего компьютера, непосредственно на CD или DVD методом drag and drop. Пустячок, а приятно…

В общем и целом, система у Apple получилась и впрямь удачной, а главное — «и волки сыты, и овцы целы». Если вы давно и успешно работаете на Macintosh'е, то вы заметите лишь, что система стала ставильнее, а работать теперь удобнее. И не бойтесь «страшных» слов о Unix'е, о командных строках, о «гаечных ключах и отвертках" — ничего этого вам не понадобится. Если же вы приверженец традиционного Unix'а и не очень-то доверяете всяким «красивостям», пожалуйста, живите в своей привычной командной строке и чувствуйте, что вы действительно хозяин всей этой умной и серьезной системы… Ведь Mac OS X — это первый по настоящему всенародный Unix — Unix для всех.


[1] — Скорее, я сравнил бы их с NTFS и NTFS 5. — Scout
[обратно к тексту]

[2] — В какой-то мере этот механизм можно сравнить с запуском DOS'овых программ в отдельном адресном пространстве из-под Windows — Scout
[обратно к тексту]

[3] — Постоянное подключение, конечно, необязательно, но в противном случае ваш сайт будет доступен лишь во время коннекта, что как-то неаккуратненько.
[обратно к тексту]

[4] — Старшие модели Macintosh'ей поставляются в комплекте с устройствами Super Drive, позволяющими записывать как CD, так и DVD диски.
[обратно к тексту]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.