Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Глонасс и софтверная невкасса

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   20.07.2012

О преимуществах двойного чипа в навигаторах и о сакраментальной ошибке при написании компьютерных программ для рынка.

Недавно протестировал очередной GPS-навигатор от LEXAND - модель SG-615 HD. Она почти сестрица-близнец LEXAND STR-5350 HD за двумя отличиями: послабее процессор, зато к чипу GPS добавлен ГЛОНАСС.

Признаюсь, меня эта странная маркетинговая стратегия сильно заинтриговала: уж очень хотелось разобраться, зачем маркетологи совершают подобные внешне нелогичные шаги: с одной стороны вроде бы снижают планку (более медленный камень), с другой - наоборот повышают ее, улучшая качество позиционирования.

Впрочем, так ли уж это качество улучшается? В рекламных проспектах пишут, что второй чип ГЛОНАСС позволяет существенно ускорить холодный запуск навигатора, поскольку достаточно двух спутников на одном чипе, а не трех. Вернее: комбинации 2+1 (например, 2 на GPS, 1 на ГЛОНАСС), которая теоретически фиксируется навигатором быстрее, чем три спутника на одном чипе.

Результаты тестирования, а также кучу смежных суждений о ГЛОНАСС и маркетинговой политике LEXAND вы найдете в очередной моей видеопрезентации:

Культур-повидло сегодня хочу посвятить весьма актуальной теме - софтостроению как предпринимательской деятельности. Каким-то магическим образом именно этот аспект ускользал от внимания «Голубятен» чуть ли не с момента рождения колонки 13 лет назад (неслабо так, n’est-ce pas?) Меня почему-то всегда привлекала работа программиста с чисто потребительской и утилитарной позиции, а именно: как я лично и мои читатели могут использовать ту или иную программу. Взглянуть на вопрос с другой стороны баррикад почему-то не приходило никогда в голову, при том, что деловая тематика - самый продуктивный сюжет моих публикаций за пределами «Компьютерры»

Даже не знаю, почему так выходило. Наверное я привык отделять котлеты от мух: в «Бизнес журнале» обсуждаем бизнес, в «Компьютерре» - чистый софт. При том, что софт - это выдающийся бизнес. Короче разобраться в игноре уже нереально.

Что ж, лучше позже, чем никогда. Моя последняя ежедневная колонка (Надувной матрас и завтрак) в Национальной деловой сети была посвящена яростному сплетению сюжетов: концепции Product/Market Fit (сочетаемость продукта и рынка) и Founder/Market Fit (сочетаемость учредителя компании и рынка), которые по мнению авторитетных аналитиков и инвестиционных менеджеров являются ключевыми понятиями для успеха современного делового стартапа.

За деталями этой, на мой взгляд, захватывающей истории, отсылаю читателей к посту в НДС, мы же сосредоточимся на примере, который я вскользь помянул в «Надувном матрасе и завтраке» в качестве того, как нельзя программировать в коммерческих целях. Не так давно я получил письмо от софтверного разработчика, который предложил мне протестировать свою новую программу - менеджер закладок.

Менеджер оказался оффлайновым и десктопным (в виде сайдбара). Под Форточки, разумеется. Программа создавала новые закладки с помощью простого drag-N-drop, при этом классифицировала каждое новое вхождение по тегам, числовым и текстовым свойствам. Все это делалось для того, чтобы потом эффективно (по мнению автора) отбирать нужные закладки с помощью поисковых запросов, которые были достаточно продвинуты для того, чтобы воспринимать диапазоны значений свойств и дат создания, посещения страницы и т.п.

Я посмотрел на менеджер закладок и ответил разработчику: «На мой взгляд ваша программа - это полный анахронизм, опоздавший по крайней мере лет на 10. Сегодня и отныне балом правит синхронизация закладок по всем устройствам (Win, Mac, Android, iOS) через облачный сервер. Единственное полезное зерно в вашей программе я усмотрел в развитой поисковой функциональности. Вот если бы ее соединить с трансплатформенной синхронизацией, будет толк. А так - я лично ни малейшей перспективы не вижу».

Разработчик, похоже, никак не воспринял указание на концептуальный изъян своего детища, поскольку принялся оправдывать именно свой подход: «К синхронизации я не приступал (почти), но есть функция импорта, где закладки можно отобрать по запросу (например, самые последние + ключевые слова + ручной отбор) из экспортированных в HTML-файл или прямо с HTML-страницы закладочного сервиса, например. Вообще я программу позиционирую для, так сказать, творческих людей, работающих над текстами за рабочим столом. Или даже сказать, для начинающих предпринимателей, которым приходится делать множество дел самим, без помощников. Предполагается наличие большого множества закладок для работы по самым разным темам.

Но это только начало. Как я уже писал, на подходе добавление органайзерной функциональности, которая позволит (в качестве побочной функциональности) такие необычные вещи как напоминать посетить какой-либо сайт. Только бы вот сил хватило довести работу до конца».

Скажу сразу: мне очень симпатичен этот программист и я не случайно не называю программу по имени, поскольку верю, что со временем у нее может появиться какой-то шанс на выживание и даже популярность (код у программиста крепкий, лаконичный и не ресурсожоркий - большая редкость в наши дни). Зачем же мне портить ей будущее?

Меня данный пример интересует именно как иллюстрация одной из ключевых причин нарушения концепции Founder/Market Fit, сочетаемости демиурга и рынка. Эту причину - отсутствие контроля над личными мотивами - я подробно разбираю в своей колонке в НДС. Подавляющее число неудачных стартапов связано с выбором продукта в соответствии с собственными потребностями демиурга и его представлениями о нуждах рынка. Если его личные потребности совпадают с рыночными, рождается хит, если не совпадают - дитя, обреченное на забвение.

Проблема в том, что в 9 случаев из 10 субъективизация продукта попадает пальцем в небо и рынок ее полностью игнорирует. В нашем примере программист прямо позиционирует свою разработку как продукт для «творческих людей, работающих над текстами за рабочим столом» и «даже начинающих предпринимателей».

Начнем с того, что, на мой скромный взгляд, сопоставление названных двух категорий пользователей сродни скрещиванию троллейбуса с бутербродом. Не говоря уж о том, что я лично теряюсь в догадках, где в 2012 году разработчик видит этих своих «творческих людей, работающих над текстами за рабочим столом»?! В бухгалтерии? В университете? Собирают закладки после веб-серфинга?

Или - «начинающие предприниматели». Это кто? Зачем им закладки сверх тех, что хранятся у них в Хроме, Сафаре и MSIE?! Единственный хоть какой-то смысл stand-alone приложение с подобной избыточной функциональностью может обрести ТОЛЬКО за счет универсальной кроссплатформенной синхронизации. И именно эту синхронизацию программист априорно вычеркнул из списка приоритетных задач при построении своего продукта.

Короче говоря, мораль такова: если вы пишите для себя родимого, пишите на здоровье и в свое удовольствие, но только не питайте иллюзий на счет того, что рынку в страшном сне понадобятся ваши экзерсисы. Если же вы хотите выйти на рынок и - чем черт не шутит! - завоевать его, то будьте любезны соотносите свои идеи с объективными потребностями рынка! Контролируйте личную мотивацию. Лучший способ подобного контроля - обсудите со максимальным числом людей свою задумку прежде, чем садиться писать код! И не прогадаете!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.