Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Дела кромсальные

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   19.03.2012

Выполнять эти задачи на полноценной системе нелинейного монтажа - это как паять с помощью сварочного аппарата. Не в том смысле, что не получится, а просто обпотеете и обхохочетесь.

Сегодня культур-повидлианский спрэд у нас совпадает с софтверным довеском -  разговор пойдет о вечном: программах для видеомонтажа. Но только не о монстрах для профессионалов и тщащихся приобщиться, а о мелкашках-недотыкомках, без которых, однако, свет не мил.

Начну с апдейта по серьезным NLE, о которых в последний раз мы беседовали 19 июля 2011 года.  В голубятне «FCPX - осмысление революции» я робко хоть и восторженно высказал предположение о победоносной поступи программ нелинейного монтажа, переосмысленных в креативном ключе. 

Именно в таком ключе Final Cut Pro Х предложил изумленным монтажникам отныне исполнять свои обязанности. Удивленные монтажники мягко но категорично сказали «нет», мотивируя отказ функциональной ущербностью FCPX: список очень длинный, но одной из ключевых неприемлемостей было отсутствие поддержки EDL / OMF и полноценного XML, необходимого хотя бы для импорта проектов из прошлой версии Final Cut Pro 7.

Как я и предполагал, в последующих технических апдейтах FCPX все эти недостающие фичи тихо дополнили функциональность революционного NLE, даже совершенно убогая обработка Chroma Key расширилась парой-тройкой новых настроек. Так в начале февраля вышла версия 10.0.3 - полностью сглаженная и вполне себе заматеревшая. По крайней мере большая часть дефектов недоношенности летнего релиза в 10.0.3 были устранены.

Ничего, однако, в отношении к FCPX со стороны профессиональных видео монтажеров не изменилось (слово «монтажники» мне нравится несказанно больше, но по настоятельной просьбе представителей профессии не буду превращать play of words в мулету). Видимо, разочарование оказалось столь велико, а центробежная сила столь стремительна, что вернуть обратно в лоно культовой платформы Надкусану профи уже не удалось. 

В начале ноября 2011 года, еще до выхода версии 10.0.3 в голубятне «Будучи ТАМ» я высказал предположение, что Apple после ухода Джобса все-таки одумается и попытается неприметно отыграть назад в сторону традиционного NLE  Final Cut Pro 7, спустив на тормозах «революцию» подобно тому, как Microsoft в свое время похоронила Windows ME.

Думаю, что даже сегодня еще не поздно и обратная рокировка все еще возможна, хотя после 10.0.3 в это верится уже с трудом. С самого начала было известно, что профессиональный видео монтаж составляет чуть более 1 % рынка любительского iMovie, но всем казалось, что у Надкусано и без того уже достаточно свободных миллиардов долларов, чтобы не разменивать репутацию на дополнительную материальную выгоду.

Похоже, что прагматизм все-таки взял верх и генеральная линия компании на статусное повышение миллионной армии своих любителей (FCPX = iMovie на стероидах) возобладала над попытками удержать профессиональный рынок.

С другой стороны, Apple понять тоже можно: конкурировать на рынке, где во всю орудуют такие чудовищные и необоримые монстры как Avid Technologies (Media Composer и Symphony) и Thomson Grass Valley (Edius), не говоря уж о более доступных в денежном отношении NLE от Sony (Vegas) и Adobe (Premiere Pro) весьма напряжно, а - главное - не слишком и мотивировано (деньги-то на фоне миллионной армии кромсателей iMovie выходят хлюпенькие).

По началу особо преданные монтажеры-яблофаны попробовали зацепиться за стремительно устаревающую Final Cut Pro 7, но потом, похоже, даже они махнули рукой и подались восвояси - кто на дорогой Media Composer, кто на Premiere Pro.

Я лично, не будучи даже рядом ни профессиональным монтажером, ни маньякальным монтажником, перепробовав все варианты, комфортно закрепился на Adobe Premiere Pro, которая в версии 5.5 демонстрирует просто чудеса надежности (чего раньше рядом не было) и быстродействия. 

Так работа с нативными клипами MTS (AVCHD от Sony) в последнем Премьере происходит без конвертации и раза в три быстрее, чем на FCPX, который хоть и в фоновом режиме, но все же перекодирует видео в собственный проприетарный ProRes. 

Главная, на мой взгляд, причина ошеломляющего успеха Adobe по переманиванию бывших пользователей Final Cut - в потрясающе мощном 64-битном коде обновленного Premiere  и безупречной взаимной интеграции всех приложений в пакете Creative Suite 5.5 (в первую очередь - After Effects, Photoshop и Audition). Особой похвалы заслуживает Adobe Media Encoder, который транскодирует хоть и медленно, но на чрезвычайно высоком уровне качества (ничуть не хуже, чем у эталонного  Sorenson Squeeze - в одной из голубятен я выложу образцы для сравнения).

У меня вообще сложилось впечатление, что в функциональном отношении Adobe Premiere Pro 5.5 - это тот самый Final Cut Pro 8, которого два года ждали поклонники Final Cut Pro 7! 64-код, современный дизайн, монтаж AVCHD без перекодировки, открытый формат, поддержка всех принятых в мире NLE стандартов - вот, о чем мечтали профессиональные пользователи, а не креативной революции Final Cut Pro X.

На этом разговор о серьезных NLE мы завершаем и займемся теперь делами хоть и монтажными, но несерьезными. Очень часто возникает потребность подправить видеоклип на детском уровне: вырезать из него рекламу, разбить на части, удалить какой-нибудь кусок из середины, подправить синхронизацию звуковой дорожки.

Выполнять эти задачи на полноценной системе нелинейного монтажа - это как паять с помощью сварочного аппарата. Не в том смысле, что не получится, а просто обпотеете и обхохочетесь. 

На Windows для этого случая существует замечательнейший фриварный Avidemux. А на Маке? На удивление снаскока подобрать подходящую софтину не получается. Мне во всяком случае пришлось поковыряться основательно.

И вот, что я выковырял: SimpleMovieX и MPEG SteamClip. Первый условно бесплатный, второй - фриварный. Оба - шедевры безгеморройного и скоростного тримминга видео без всякой перекодировки звука и изображения.

Мне лично по интерфейсу больше приглянулся MPEG SteamClip, хотя невооруженным взглядом видно, что ни та, ни другая программа к философии и эстетике Надкусана не имеет ни малейшего отношения: это явные пришельцы из мира Форточке, что, впрочем, никак не мешает им замечательно справляться с поставленными задачами в царстве Cocoa.

Кромсание клипа выполняется тремя движениями мыши:

Выделяете ползунками начало и конец лишнего фрагмента и нажимаете на клавишу с изображением ножниц - всё! В SimpleMovieX есть довольно неплохая поддержка шорткатов:

Очень удобно масштабирование клипа с помощью стрелок «вверх» и «вниз», а также передвижение по кадру стрелками «вправо» и «влево». Чего очевидно не хватает, так это общепринятой поддержки шорткатов для Mark-In (клавишей I) и Mark-Out  (клавишей O). В бесплатном MPEG SteamClip подобных упущений нет: 

Да и в целом шорткатная поддержка у MPEG SteamClip выглядит гораздо привлекательнее:

Сохранение изменений в клипе без перекодировки происходит за считанные секунды. Если же вы пожелаете изменить кодек либо формат обработанного клипа, то обе программы позволят с легкостью это проделать при условии, что у вас уже установлены нужные кодеки (также желательно иметь на компьютере Perian для работы с клипами WMV, FLV и т.п.). 

Радует, что MPEG SteamClip и SimpleMovieX поддерживают Elgato Turbo.264 HD - «железный» ускоритель видео конвертации в USB форм-факторе (в свое время я хвалил его в одной из голубятен). Признаюсь, однако, давно перестал использовать этот гаджет, милый во всех отношениях кроме одного - качества видео на выходе. Как я не крутил, как не менял настройки, так до конца и не сумел получить оптимальную картинку, хоть как-то сопоставимую с тем, что мы получаем при медленном транскодинге через Adobe Media Encoder или Apple Compressor.

P. S. Видео на скриншотах просто умопомрачительной четкости снято, между прочим, с помощью фотокамеры Sony NEX-7 и объектива Sony SEL18200 18-200mm f/3.5-6.3  на максимальном зуме (200 мм)!


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.