Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: De Juventa

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   31.08.2009

...в этом и заключена загадка старого пердунства: единственное, что прибывает с годами, - опыт. Остальное истощается - начиная с памяти и заканчивая половой потенцией. В молодости же есть все, чего нет в старости, кроме одного - опыта.

De Juventa1

- Ты знаешь, Голубицкий, что тебе п...ц!

- В смысле?!

- Когда человек начинает бурчать на молодежь, это значит, что ему п...ц!!!"

Из философских диалогов с Антонелло в молдавском саду

У меня сегодня такое забавное культур-повидло, что буквально не терпится затолкать поглубже в чулан памяти всяческие эксперименты с софтяшками-железячками и побыстрее поделиться с читателями неожиданным откровением, значение которого трудно переоценить. По крайней мере - трудно переоценить для меня лично. Но так нельзя. Так не положено. Посему придётся досказать сперва про альтернативные клиенты ICQ, а затем наверняка ещё и достругивать в подвал колонки каких-нибудь айтишных глупостей. Утешает лишь, что есть у меня и такое, и эдакое.

Неделю назад мы остановились на подводке, обосновывающей мой отказ от альтернативных клиентов ICQ в пользу Pidgin 2.5.7. После того как я узнал о самозваной импровизации с онлайн-статусом, кою позволяет себе QIP Infium, программа была срыта и предана анафеме.

В правах восстановилась Miranda - былая фаворитка. Оказалось, что ненадолго. Утонувшая в бесчисленных плагинах Miranda почему-то разучилась достойно работать с протоколами. Речь, конечно, идет не об идеальных условиях эксплуатации, сопутствующих всякому широкополосному каналу. На скорости пять-шесть мегабит в секунду проблемы с текстовыми чатами не могут возникнуть по умолчанию - чай, не видео и даже не IP-телефония...

- Не понимаю тебя, Голубицкий. - Это опять вмешивается в поток сознания Антонелло, гостящий на моей молдавской фазенде и вещающий с высоты безделья, возникшего в результате заблаговременного написания всех сценариев и статей ещё накануне отпуска. - Какой QIP, какая Miranda? Чем тебе "Скайп" не угодил?

- Ты что, старче, совсем спятил?! О каком "Скайпе" ты бредишь, когда здесь у нас, на окраине леса в низине, окруженной со всех сторон холмами, только и работает что EDGE от оператора Orange, который по скорости раза в полтора медленнее давно забытого дайлапа?!

- А чем чат через "Скайп" не устраивает?

Вооот! Хороший вопрос дилетанта, который я по недосмотру забыл прояснить на прошлой неделе. Дело в том, что опция чата, встроенная в Skype, - это самая убогая и страшная инкарнация сетевого общения, какая только была порождена человечеством. Skype - замечательный клиент лишь для видеоконференций. И больше ни для чего. IP-телефония несопоставимо качественнее реализована в любом из клиентов CounterPath - eyeBeam, XLite или Bria, а чат в "Скайпе" вообще неработоспособен: нескончаемые лаги, минутные задержки с отправкой сообщения на любом канале (оно понятно - заторы возникают не по вине пользователя, а по причине перегрузки серверов управления самого "Скайпа") и передача файлов со средней скоростью 0,2–0,5 кбит/с. Короче - проехали без разговоров.

Увы, оказалось, что "Миранда" совершенно непотребно работает на тонких каналах связи: часами не может соединиться (у QIP в аналогичных условиях это получается молниеносно), не позволяет отсылать сообщения при временных разрывах, не работает в офлайне. Последнее обстоятельство для меня лично принципиально: я часто рассылаю друзьям и родственникам всякие ЦУ и депеши, которые не предполагают общения в реальном времени (где его взять-то - на такие глупости?). Конечно, это дублирует электронную почту, ну да что с того? Привык я так, а главное - работать в офлайне прекрасно могут и QIP, и Pidgin, и другие альтернативные клиенты ICQ. За какие красивые глаза я должен тогда делать поблажки для "Миранды"?

Долго ли, коротко ли, но я нашел, что искал: уже помянутый клиент Pidgin 2.5.7 неожиданным образом удовлетворил не только мои запросы в функциональности, но и эстетические предпочтения, которые я даже не надеялся удовлетворить. Фриварный Pidgin - прямой родственник Adium, универсального клиента для обмена сообщениями в среде Mac OS, в который я влюбился с первого взгляда. На удивление, версия программы под Windows визуально сохраняет все фирменные черты яблочной ипостаси (см. скриншот).

Что касается функциональности "Пиджина", то она, как и полагается современным бескомпромиссным чат-клиентам, перекрывает потребности 99,9% пользователей:

  • поддержка всех самых популярных протоколов: AIM, Bonjour, GaduGadu, Google Talk, Groupwise, ICQ, IRC, MSN, MySpaceIM, QQ, SILC, SIMPLE, Sametime, XMPP, Yahoo!, Zephyr. Признаюсь, я из этого списка не знаю более половины названий, а три четверти всех протоколов воспринимаю лишь теоретически - понаслышке. Тем не менее приятно осознавать, что программа теоретически способна удовлетворить даже самое извращённое чат-сознание;
  • как и положено фриварным "гуньевским" программам, "Пиджин" поддерживает интерфейсы всех земных языков. Ну, всех не всех, а кхмерский есть, пушту есть, дзонгкха есть, а что ещё надо честному чаттеру?
  • передача файлов, кастомизация сообщений об отсутствии (away messages), настраиваемые портреты-иконки в списке собеседников, кастомизированные смайлики, уведомления о печатании и т.п.

Всё это хозяйство работает спокойно, уверенно, на быстрых и медленных линиях, на толстых и тонких каналах, издает весьма приятные звуки по умолчанию в стиле Mac OS (никаких предынфарктных "оо!" и "куку!"). Короче, радуюсь не нарадуюсь и вам того же желаю: Pidgin 2.5.8 (версии плодятся как кролики, - пока писал "Голубятню", родилась новая).

Ну а теперь, ёлы-палы, к вожделенному культур-повидлу на заявленную тему De Juventa. Так уж случилось, что судьба предоставила мне неожиданный шанс разгадать загадку, над которой я бился последние пятнадцать лет (с тех пор, как по внутренним часам состарился), а человечество - наверное, и все пятнадцать тысяч лет. Антонелло сегодня мне даже напомнил о знаменитых вавилонских глиняных черепках, на которых запечатлена ламентация на тему мизерности поколения младого и незнакомого. Подобные ламентации существуют, похоже, столько же, сколько и сам род человеческий, и во все времена и эпохи сводятся к общему месту: "Господи, ну что за уроды, эта молодежь! Вот мы были... вот в наше время..." ну и так далее со всеми знакомыми остановками.

Поразительным образом брюзжать начинают абсолютно все без исключения. Просто для одних временной порог самоотмежевания от молодости срабатывает в тридцать лет, у других - в сорок, у третьих в семьдесят, четвертые предпочитают хорохориться и молодиться на публике до гробовой доски, не отказывая себе при этом в удовольствии брюзжать втихаря и в одиночестве.

Старым пердуном я себя ощутил лет в тридцать пять. Именно тогда, по памяти, меня начала раздражать молодая публика априорно, то есть ещё до того, как демонстрировала какую-нибудь глупость. Априорность, впрочем, мало что значила: какой бы поступок молодая публика ни совершала, он однозначно получал от меня если не вердикт неодобрения, то по меньшей мере ироническую улыбку.

Самое, однако, неприятное в старом пердунстве - его иррациональность. Негативная оценка молодежи налицо, а толковое обоснование её ускользает. То есть я чувствую, что мне всё не нравится, а почему не нравится - сформулировать не могу.

И тут - на тебе: такой подарок! Господь Бог (пишу с заглавной буквы - обратите внимание! - по многочисленным требованиям форумных филистеров) послал - нет, не кусочек сыра, а яркую и выразительную ситуацию, которая разом отверзла мне очи, позволив, наконец, прямым текстом обосновать индивидуальную форму моего старого пердунства.

Ситуация такая. Привел я Антонелло в гости в семью близких моих друзей. Антонелле понравилась хозяйка дома, которая, с одной стороны, разделяла с ним мерзостное курительное пристрастие, с другой была настолько хорошо воспитана, что любезно выслушивала, не перебивая и лишь одаривая благосклонной улыбкой, его тоскливый треп. Итак, Антонелло самозабвенно трепался, хозяин дома, облаченный в фартук, колдовал на кухне над волшебной испанской паэльей маринеско, ну а я, дабы притупить голодное урчание, сражался в преферанс с искусственным интеллектом моего HTC Touch HD.

Признаюсь, мне по душе PocketPref, старая добрая поделка соотечественников, которая хоть и была заброшена шесть лет назад, до сих пор рубится в "Ростов", как говорит Тетя Соня, like no other. Выставляешь геометрическую прогрессию штрафных очков на распасах, жесткий выход (через "восьмерную") - и вперед! Вполне себе достойное занятие за неимением лучшего: к великому сожалению, мой фаворит TBridge не поддерживает режим широкого VGA (800x480) и даже не запускается на моем коммуникаторе.

Играю я, значится, в преферанс и потихесеньку любуюсь высоким рейтингом, который снискал себе в затяжных боях против Господина и Госпожи Магистров - виртуальных соперников, играющих на очень даже генеральском уровне. Свой рейтинг я выхаживал почти четыре месяца - с самого момента покупки Touch HD. Согласитесь - маленькая, но радость. Короче, я играю, а ко мне подходит очаровательная дочка моих друзей, которой восемнадцать, которая писаная красавица, в бытность - чемпионка Молдавии по теннису, а ныне - студентка Роттердамского университета.

Подходит, значит, ко мне Даниэла и с умным видом говорит: "О! Ты играешь в преф!" Нормально так, да: метнуть подобную фразу старому пердуну, который не только видел юную нахалку в подгузниках, но ещё и отмотал 34 года преферансного стажа?!

В настроении я был благодушном, а потому решил спустить свое старое пердунство на тормозах и заменить осуждение поколения младого незнакомого на добродушный хорохор: "А ты что же - тоже играешь?" - это я к тому же с доброй улыбкой. "Ха! Ещё бы! - деловито парирует младая амазонка и тут же демонстрирует хватку. - У них на руках в трефах остались только восьмерка и король, а у тебя - семерка с валетом, ход не через тебя, так что можешь смело ремизить другую масть".

Не скажу, что я сразу отпал, но уважением проникся - это точно. Дана не отступает: "Твой друг пишет пулю?" "Антонелло! - кричу я через две комнаты на веранду. - Ты в преф умеешь играть?" "Умею, но не люблю", - отвечает бородатый бонвиван, явно не желая прерывать свою трель: "Когда Ани Жирардо снималась в фильме по моему сценарию..." Ааа, ну все понятно.

С живым преферансом у нас явно не срасталось, так что я вернулся к PocketPref’у, а Дана довольствовалась ролью комментатора-советчика за моей спиной. Ну а что? На мой взгляд, очень даже почётное занятие для молодых-зелёных. Помнится, в моей юности о таком даже мечтать не приходилось: взрослые никогда не позволяли не то что комментировать, но даже подходить ближе десяти метров к столику с канделябрами и зеленым сукном.

Минут пятнадцать прекрасная Даниэла удивляла меня не по годам точными рекомендациями - что сносить в прикуп, как похитрее выходить под вистующего Господина Магистра, насколько выгоднее уйти без трех на восьмерной, вместо того чтобы ввязываться в неравный бой на распасах с тремя тузами в коротких мастях. Короче, чудо девочка! Вот она - наша гордость, подрастающее поколение, надежда и опора, которой не стыдно и передать факел прогресса.

Неожиданно меня позвал Кротокрыс (отныне и впредь Свет Моих Очей предпочитает выступать именно под таким боевым ником, заимствованным, как уже давно догадались читатели, из Fallout 3), я передал коммуникатор Даниэле и предложил: "Держи, поиграй за меня!" Дана опешила: "Можно? Я вроде не очень сильна на распасах..." В голове пронеслась последняя реплика юной преферансистки: "Я бы не стала рисковать, Сергей! Мы же закладываемся только на третью даму". Да нет! Какие тут могут сомнения! Такому вундеркинду доверил бы по оказии и штурвал корабля. "Без вопросов, Данон! Играй, конечно", - и удалился к сыну.

Ну а потом - закрутился. Разобрался с компьютером Кротокрыса, утонул в невозможных ароматах на кухне. Затем обсуждал с хозяином дома мистическое воздействие храмового перстня с ртутью и вкраплениями неизвестного металла, который привез ему в подарок из Индии. В скором времени подтянулись ещё гости, Антонелло наконец-то утомился от хвастовства, все сели за стол, долго ели, пили, кричали, веселились и радовались дружбе и взаимной приязни.

Дана давно уже закончила играть. Поздно вечером я сметнул коммуникатор с журнального столика, мы распрощались с моими дорогими гостеприимными друзьями и отчалили. Утром я проснулся, как обычно, на веранде в саду (стараюсь при любой возможности спать летом только на открытом воздухе), привычной рукой потянулся к Touch HD - проверить почту. Коммуникатор был полностью разряжен. "Однако Дана и поиграла - уговорила 75% заряда", - дружелюбно усмехнулся я и отправил гаджет на подзарядку.

После обеда выпала свободная пятиминутка, так что решил расписать короткую пульку на десяточку. Запускаю PocketPref, на экране появляется итоговая таблица рейтинга, и... я столбенею. Сначала не верю своим глазам, начинаю их тереть, хлопать ресницами, вращать глазными яблоками. Таки нет - это не оптическая иллюзия: вместо моего полуторатысячного рейтинга на меня смотрит какая-то скотская, совершенно невозможная цифра - МИНУС 500!!!

Как?! Скажите на милость: как такое возможно?! Как можно за час ТАК испоганить мой чудесный рейтинг - плод четырехмесячных усилий?! Как можно было так сыграть?! Смотрю на ещё незавершенную последнюю пулю: у Даночки в горе минус 1400 пунктов!!! Господин и Госпожа Магистры, разумеется, оба в полном шоколаде. "Что же ты тут вытворяла, маленькая бандитка? Какие такие паровозы на мизерах раскручивала? Четыре масти и все без хозяек, что ли?!"

Дану я люблю. И друзей своих дорогих и близких люблю. Ничего не буду им рассказывать заранее - пусть узнают о дочуркином "преступлении" уже из опубликованной "Голубятни". Впрочем, частности неважны, потому как мне внезапно открылась великая истина: я вдруг понял, почему я не люблю молодое поколение!

Не люблю вот за это вот самое: за неадекватную самоуверенность в теории и полнейшую импотенцию на практике! Хотя - отчего же неадекватную? Очень даже адекватную! Всё то время, что Даниэла провела за моей спиной, она давала более чем адекватные, тонкие и правильные рекомендации по игре. Очевидно же, что она играла в преферанс, причем не один десяток раз. По крайней мере - понимала, что говорила, обладала теоретическими знаниями, так сказать. Но как только дело дошло до практики, причем практики неподконтрольной, самостоятельной, - произошла катастрофа.

В этой катастрофе сошлись все "прелести" юности: безответственное отношение к порученному делу (не по злому умыслу - упаси Боже! - исключительно по возрастной безбашенности), переоценка собственных сил, возможностей, опыта, умения.

Я давно уже не думал о преферансе. Забыл, конечно же, и о Даниэле. Потому как случай открыл мне глаза на универсальное качество юности - её эмпирическую беспомощность! И тут я вспомнил себя самого! Ну вылитая Дана! Точно такой же был сам: самоуверенный до бессознательности! Стоило что-то где-то прочесть, выучить пару-тройку грамматических правил, как тут же грудь начинала распирать уверенность. Казалось - уже и язык-то новый целиком выучил: любую книгу осилю, любой фильм отсинхроню! А потом... а потом, помню, попал в переводческую будку на одной конференции СЭВ да так поплыл на первом же докладчике, что, если бы не помощь сидящего рядом дублера, меня бы за срыв синхронного перевода могли запросто попереть если не из университета, то из комсомола - точно. Пришили бы ещё и идеологическую диверсию.

В этом, собственно, и заключена загадка старого пердунства: единственное, что прибывает с годами, - это опыт. Все остальное истощается - начиная с памяти и заканчивая половой потенцией. В молодости же есть всё, чего нет в старости, кроме одного - опыта. Без опыта же, увы и ах, никакие практические дела не получаются, ничего по жизни не срастается, а конфуз становится логичным продолжением неадекватной самоуверенности, подкреплённой лишь теоретическими знаниями.

Подобное отсутствие опыта, усиленное энергией крикливого самовыражения, и раздражает нас, старых пердунов, в молодом поколении. И ничего тут не попишешь и не поделаешь. Единственная надежда - на здравый смысл и адекватность самого старого пердуна: если он ещё не впал окончательно в маразм, то просто обязан вспомнить, что сам когда-то был точно таким же. А потому - не фиг брюзжать на объективное колесо времени!

Ура, хронотоп опять весь вышел, а потому отпала и потребность в железячно-софтверных довесках к сегодняшней "Голубятне". Как в добром старом анекдоте: "А вы попрыгайте, попрыгайте! Видите, он у вас сам по себе отвалился - зачем же вам операция?!"


1. О младом племени (лат.). [назад]

Из еженедельника "Компьютерра" № 30 (794)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.