Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Агора №8

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   26.08.2009

Интеллектуалы, обвешавшись книгами, кроют друг друга матом; профессора вцепились друг другу в седые волосья; блоггеры на исторических и философских сайтах собачатся в комментах… Так быть не дОлжно и не должно.

C большим удовольствием представляю читателям Агору № 8 с текстом уже знакомого и полюбившегося Каньона. Мне он привлекателен своим эмоциональным запалом, родственной мне энергетикой, а также умением разговаривать с форумом на языке, понятном форуму. Мне почему-то это никак не удается. Вспоминаю, как Каньон выстраивал по ранжиру публику на ветке обсуждения своей предыдущей публикации в Агоре №2. Эх, мне бы так научиться!

 

Каньон

Эмоциональная недоразвитость как бич нашего времени

(Об истинных интеллектуалах, о доброте и уме)

"Отяжелевший от сытости мещанин отупел, его восторги так пошлы, что досада берёт."
Герцен

- Чем отличается русский ресторан от английского?
- В английском видно, как едят, и слышно, как говорят, а в русском слышно, как едят, и видно, как говорят.

 

В нашем мире сейчас преклоняются перед АйКью – определяют, кто умнее. Кто, типа, более интеллектуально развит, тот и «круче», и лучше, и вообще – что может быть радостнее для среднего человека, чем возможность произнести слова «я умный – а ты тупой»? Это повод и для гордости, и повод для обид, и вообще – многих задевает.
Это если смотреть с обычной, обыденной точки зрения. А в жизни-то, в реальности все эти «умнее-тупее», все эти параллели проводятся только людьми недалекими, ограниченными и злыми. Реально умному и понимающему жизнь человеку не нужно никому ничего доказывать, и тем более - ставить себя в позицию «я умный, а ты тупой». И главное, никогда не придет в голову с этих позиций жить и строить свою парадигму. Есть вещи куда важнее. Важнее настолько, что «дальше некуда». В быту-то, в отношениях эти все «умный-тупой» НЕ РАБОТАЮТ. Не нужно это. Жизнь – она устаканена, и лишь время от времени в ней случаются бури, когда и включается, как рубильник, мозг (читай-интеллект). А между бурями идёт – бытовое, серое, нудное, обыденное, каждодневное, приевшееся ОБЩЕНИЕ. Люди, строящие свои отношения (какие бы то ни были – жена-муж, брат-сестра, друг-друг и т.п.) по схеме «умный – дурак» много не протянут, разве что они оба сознают свои роли в этом спектакле и отыгрывают их до последнего.
Интеллектуальная развитость - это хорошо, но развитость эмоциональная куда важнее. Хотя бы потому, что эмоции в жизни превалируют в соотношении где-то 90/10. Ты можешь быть трижды умным, но использовать интеллект во зло, ради подлостей и хитростей. Эмоциональное же развитие - это наши реакции, потому что человек в подавляющем большинстве случаев реагирует именно на раздражители, которых вокруг него полно - в первую очередь это другие люди. Взаимоотношение между людьми строится на эмоциях – если между людьми есть эмоциональный, поведенческий контакт, значит, эти люди - уже друзья, знакомые. Эмоциональная развитость - это контроль над своими эмоциями и, следовательно, реакциями. Что отличает недоразвитого, тупого человека? ПРИМИТИВНОСТЬ (т.е. неразвитость) реакций - на шутки он обижается, на обиды - злится, злясь - дерётся. Именно эмоциональная недоразвитость встречается у преступников, подонков. Эмоционально развитый человек пресекает в себе приступы самых примитивных эмоций, и это, пожалуй, главное. Взрослый человек не плачет на людях, как маленький ребенок. Это пример простейший. Эти яркие, простые и мощные эмоции любой взрослый научился сдерживать. Но это низший уровень, есть и повыше и ещё выше.
Эмоционально развитый человек не ржет как лошадь, над шуткой - у него есть стопор, его эмоция не примитивна (т.е. груба, и следовательно - громка, истерична), а приведена к нормам общества. Точно так же такой человек не лезет в драку или на рожон при малейшем конфликте - а эмоционально недоразвитые (ЭН) - ещё как.
Эмоциональность и её развитость определяет ещё и то, от чего человек получает удовлетворение. Например, кто-то ржёт от тупых шуток, да ещё во всю глотку. А развитый человек  интеллигентно смеётся над тонкой комедией. ЭН, допустим, не видит принципиальной разницы между "Титаником" и второсортной мелодрамой. Пробило на слезу - заплакал, пробило на злость - дал по морде. "Торкнуло – повело". То есть, их эмоции примитивны и банальны, при этом ещё и неэстетичны и опасны для общества (именно в силу примитивизма и банальщины).
Человеку ЭР-типа нравится далеко не каждая женщина, как и нравится далеко не каждая еда. ЭР - это гурман. ЭН - это обжора. Эмоционально развитый человек даже не смотрит  телевизор - для него там всё слишком грубо, пошло, некрасиво. Эмоционально неразвитый будет смотреть русский сериал, смотреть русскую эстраду, орать пьяные песни и т.п.
Эмоционально развитый любую проблему встречает не криками или истерикой или паникой – он «принимает к сведению».
Например, неразвитый может в определенных «взвинченных» моментах жизни радостно взвизгнуть или на людях громко высказывать свои эмоции. ЭР никогда такого не сделает.
Развитые эмоции - это в первую очередь их фильтрация с целью  выявления самых тонких, самых изысканных эмоций.
Проведите параллели с умственным, интеллектуальным развитием - тупица решает задачу три часа, а умный человек решит эту задачу, даже не обращая внимания, походя. Умному нужны сложные книги, самые сложные цели - сравните Эйнштейна и обычного выпускника. Чем балуется Эйнштейн, какими тяжестями разума, и чем - десятиклассник.
Так и здесь.
В поведении эмоционально развитый человек мягок, спокоен, рассудителен. Он может быть трижды тупым, чего-то конкретного не понимать, в чем-то не разбираться, но он всегда поймёт (от слова «понимание»), одобрит, не будет устраивать срача на ровном месте, оценит и поймёт великое и красивое - это люди, по которым можно  судить о каком-то явлении.
Высокий уровень эмоционального развития может служить верным компасом среди шторма многочисленных реакций на определенные раздражители. Когда эмоционально развитый человек чему-то радуется, о чем-то плачет,  это ПОКАЗАТЕЛЬ. А над чем ржёт недоразвитый? Да чёрт его знает, "он везде ходит и ржёт", " да он вечно смеется".
В принципе, это можно назвать духовностью, если вычеркнуть религиозно-эзотерическую составляющую. И вот эта «духовность эмоций» в общении, в обыденной, нервной, суетливой жизни помогает так - ЭР-человек избегает истеричных, идиотских суждений, избегает  детского поведения (детству свойственна эмоциональная неразвитость, впрочем, простительная), с таким человеком приятно и легко общаться.
Это не значит, что он тихий зомби, это лишь значит, что он не будет ржать над идиотским приколом, не будет тащиться с якобы искусства - такой человек уже не середняк; его суждения очень осознанны, от него не стоит ожидать взрыва сопливых эмоций на ровном месте, это очень "отмеренный " человек, у которого есть как бы "кодекс поведения", пусть и бессознательный (часто и сознательный).
Знаете, в интеллигентной среде не принято ржать за столом, а считается правильным цивилизовано смеяться, мягко улыбаться, вежливо разговаривать, не реагировать на идиотизм. "Как у людей".
Такие люди, даже выпивая и покуривая, будут милыми, приятными, не раздражающими людьми. Нет ничего более отвратительного, чем  внезапное ржание или повышенный тон в общении умных людей, куда затесался третий лишний.
Это как сидят взрослые, тихо обсуждают судьбы родного народа, Кафку, Ницше. А тут влезает баран: "Слышь, пацаны, не по понятиям. Кафка был мудак, аутист, а вы его тут обсуждаете. Ницще сумасшедший, сифилитик. Лучше зацените, по телеку "Наша Раша".".
ВСЁ. КОНЕЦ. Этот человек в этом обществе будет изгоем. Пусть даже он щелкает задачки из высшей математики и чертит сложнейшие схемы за пять минут.
Допустим, вы говорите девушке: "давай встретимся в кафе, поболтаем, ты умненькая, нам есть обсудить". Тут к вам подбегают, допустим, сокурсники "А, че, у  вас свидание, да? Любовь, да? Ух, ты…" и т.п.  Типичные эмоциональные дегенераты, которые опережают события, раздув своими эмоциями ничего ещё не значащую встречу до банальщины типа "Дэвушка, чё, сходим со мной в ресторанчик, а?".
У эмоционально недоразвитых людей эмоции всегда преобладают над разумом, какой бы большой тот не был. А ЭР всегда сначала подумает, используя свой мозг на полную, ибо его эмоции вот так на поверхности не лежат и не мешают мыслить, поэтому и решения, и мнения у ЭР-людей  гораздо более взвешены.А ЭН может начать восторгаться или осуждать, до конца не разобравшись в проблеме. Эмоционально неразвитого человека легко задеть, обидеть даже невинной шуткой, т.к. его грубые, угловатые эмоции всегда торчат впереди мозга и всегда готовы взорваться.
В фильмах, сериалах, книгах ЭН выбирает только то, что ему близко - т.е. пошло, мелко, истерично, крикливо, аляповато. Для него очень приятно видеть на экране таких же как он эмоционально недоразвитых, таких же крикливых, плоских, шумных, дубоватых людей. Для ЭН в радость видеть на экране, на странице такую же глумливую истеричность, такую же нехорошую радость, такие же пещерные эмоции, какими он обладает сам, и он всему этому радуется и поощряет это.
Вообще, эмоциональная недоразвитость (примерно то же, что и бездуховность) – это бич нашего времени. В эпоху, допустим, Возрождения этим и не пахло. Сравните слог произведений, манеру общаться о обществе, посредством переписки – куда там нашим современникам с их «смс», «чатами», «форумами» и «емылами».
Логика этих людей такая же эмоциональная, следовательно - необдуманная, следовательно ложная и всегда маргинальная.
- Я не хожу в церковь, не ставлю свечек, не читаю Библию..
- Значит, ты неверующий?
ЭН люди склонны к насилию, (см. эмоции уровня "Маааалчааать!" или "Ах так!!"), плюс на обычные раздражители они вследствие грубости реакций реагируют чрезмерно грубо и резко. Неудивительно, что среди ЭН высокий уровень преступников.
Таковы, к примеру, комментаторы в ЖЖ, на блогах, на сайтах, формах и т.п. При обсуждении любой проблемы ЭН воспринимает любое суждение поверхностно, всегда всё преувеличивает/преуменьшает:
- Гитлер - подонок.
- Ну, понимаете ли, в сложении личности есть много фаз, он не всегда…
- Да мудила он, палач, миллионы положил.
- Но и  у него был здравые мысли…
- А ты - фашист!
или
- Я не против геев, но считаю, что это нехорошо и ненормально…
- Да ты гомофоб, они такие же люди, как и мы.
- Да я не спорю, я говорю, что я лично считаю, что…
- А! Гомофоб, в суд на тебя подать надо.

- Этот мужчина очень хороший.
- Кроссавчег какой, он тебе сильно нравится?
- Милый, приятный человек.
- Интересно, какой у него, гм…?

- Сегодняшние игры, они страдают рядом таких недугов…
- Ага, дебил, раньше трава была зеленее.
- Да нет, просто в девяностые игры обладали рядом таких плюсов, как…
- А, все ясно, наигрался в детстве, теперь уже вырос.

- Здравствуйте, девушка, вы свобо..
- А, скотина, подкатываешься.
- Упаси господь, я вас даже не знаю…
- А, все вы мужики, одинаковые, у вас одно на уме.

- Молодой человек, можно не наступать мне на ногу?
- Чё, наезжаешь?
- Нет, прошу, уберите ногу с моего ботинка..
- Ой, прям такой бесценный ботинок, блин.
- Молодой человек, я по-хорошему прошу.
- А, ссучара. наезжаешь!!!

-  Хорошая песня...
- Да ну, попса.
- Какая разница, мужик хорошо поет.
- Да это же не рок, а попса галимая.

- А можно матом не ругаться?
- Сука, блядь, тилигента корчишь?
- Нет, почему, просто давайте потише, мы в приличном месте…
- А чё, уже сказать ничё нельзя!!

- Уаха-ха, какой ржачный фильм!
- Да, смешная комедия
- Я уссался, чисто прикол!
- Гм, да, я тоже чувствовал подобное….

- Я считаю, что это книга - один из самых ценных  и великих образчиков…
- Да, точно, бомбовская книжка!
- ...и она по праву заслуживает поклонения тысяч…
- А уж в одном месте я вообще рыдала, так слёзно описано!

- Симфония Генриха Горецкого затрагивает мои самые глубо...
- Я так плакала, так плакала!
- Я чувствовала, что слеза-таки прорвется наружу…
- Не, пять платков извела, автору зачОт.
Эти примеры – тест для вас. Поняли, кто здесь ЭН или ЭР? Уже хорошо.

Прекрасно об этом писал Хазрат Инайят Хан в эпохальной книге «Мистицизм звука»:
«Ухо должно быть натренировано различать как тон, так и слово, скрытое внутри значение, и узнавать из смысла слов и тона голоса, есть ли это истинное слово или фальшивая нота; различать между сарказмом и искренностью, между словом, сказанным в шутку, и сказанным серьёзно; понимать разницу между искренним поклонением и лестью; отличать скромность от смирения, улыбку от усмешки и высокомерие от гордости, выраженных прямо или косвенно.

Человек должен научиться, в каком тоне выражать определенные мысль или чувство.»

Вы можете сказать - так что, все умные - это истеричные люди? Ведь полно одновременно и тупых, и эмоционально недоразвитых....или что ты имел в виду?
Во-первых, помесь тупого (интеллектуально недоразвитого) и ЭН (читай - резкого, кичливого, агрессивного) - это потенциальный преступник, асоциальный элемент и вообще личность опасная, которую надо обходить стороной. Этих личностей мы в расчёт не берём - не тот уровень, таковые индивиды должны отсечься ещё на подходе к теме нашего "эссе". Пример? Среди чемпионов мира по боксу нет людей, которые не держат удара и падают как снопы - все бойцы со стеклянной челюстью и без защиты выпадают на ранних стадиях "естественного отбора", так как их просто "выносят" те, кто потом попадут в средние и высшие круги боксерской иерархии. Так и здесь - речь ведём только об определённом уровне, планке, ступени.
Во-вторых, по поводу "умный - значит истеричный" - для этого надо определить, кого же я имел в виду, упоминая носителей так называемого "интеллекта".
«Скромно полагаю, что интеллектуальный водораздел проходит ...между людьми образованными и людьми малообразованными. Образованные люди – люди культурные. Кроме всего прочего, они уважают своего собеседника и соблюдают правила публичной полемики.»
Д. Е. Галковский.
Да, ЭН может быть очень умным, рассуждать о судьбах отечества, о мощи интеллекта и о тому подобном. Чего бы не порассуждать? Только все эти рассуждения с гнильцой – да, когда ты где-нибудь в Сети или же оппонент привязан к стулу, это нормально. В жизни все размышления (о чём бы то ни было!) с вектором «да я такой-сякой» люди воспринимают в штыки. Это некая агрессия – ибо все, что человек говорит, направленно на доминацию над кем-то и подавление чужого «я». Такие люди обычно недостаточно умны – так как с большим умом приходит и понимание, для чего-таки этот ум дан тебе, а также – кем и зачем. Ницше не валялся в пьяных кабаках, Кафка не устраивал разгульные вечеринки на неделю, Розанов не орал с броневичка. Если ум чувствует, что ему надо высказаться – он не делает это в реальной, обыденной жизни, он выносит это за скобки своего бытового существования. Потому этими людьми исписаны тома умнейших книг, а не размалеваны заборы; потому этими людьми написаны кантаты, симфонии и оперы, а не  «Белые Розы»; потому этими людьми написаны «Афоризмы житейской мудрости», а не устроены ток-шоу типа «К барьеру»; потому Толстым написана «Война и Мир» и статьи о сути искусства, а не «Блог Пьера» или комменты типа «Борис, ты не прав».

Да, большим умам нужна буря – иногда, и они могут её устроить, но только лишь иногда, и не просто так, а для обоснования какой-либо теории или же для борьбы с недостойными явлениями. Но это у них обычно надолго и серьёзно – как правило, навсегда, это дело всей жизни. А обычного пошиба «умники» с аккуратно подсчитанным «АйКью» устраивают много таких «бурь в стакане», мутят воду и никогда не продолжают и не делают ДЕЛА, так как это – подленький акт агрессии в сторону слабенького соперника. Доказал «лоху», что он – лох, и дово-о-о-лен. «Смотри, дубина, я умный, так как знаю это, прочёл то и видел сё – а ты, повторю  для тупых – дубина стоеросовая. Ни высшего образования, ни диплома, ни диссертации». Это уровень, как уже  говорилось, форума, общаги, комментов, это НЕДОРАЗВИТОСТЬ эмоциональной составляющей. Настоящий ум ДЕЛО ДЕЛАЕТ. Его скандал из-за столкновения с чем-либо вырастет в отречение от серости и построение собственного обоснования, теории, книг, статей.
В том и разница между обычным «умным» и действительно умным.
Здесь речь будет идти только об этих первых – умниках и умницах, в чьих делах и словах нет сострадания, понимания, доброты, улыбки, милой, незлобивой иронии, тонкости и учтивости, такта и обходительности. Какой такт и обходительность может быть, когда надо кому-то что-то вдолбить, кому-то надо указать на его место? Даже Ницше, проповедуя своего Сверхчеловека, не призывал «давить их интеллектом». Но то Мыслитель… И как показывает опыт, от этого «ума», замешанного на самых примитивных посылах, в общении мало толку. Во-первых, и спорить-то с тобой, «умником», не будут – за пару фраз станет ясно, кто здесь и с какой целью. А даже если «с высокой степенью убедительности» докажешь кому-то что-то… То мил человек улыбнётся, плюнет и забудет, а тебя будет воспринимать либо как «молодо-зелено, перебесится», либо будет обходить, как бешеную собаку.
Так, к примеру, сообщество каких-нибудь творцов куда спокойнее и ровнее, допустим, тусовки историков с их «Фоменко, Морозов, фальсификация истории», «а документы почитай», «а они подделаны», «а вы ответите, что это правда», я уж не говорю о парочке колдырей у пивного ларька – «ты меня уважаешь??».
Именно нацеленность на «доказывание чего-то кому-то» в быту и среди людей, которые хотят мило болтать, и является инфантилизмом, детскостью (т.е. той самой эмоциональной недоразвитостью). Настоящий боец не бьёт людей на улице, доказывая, что он сильнее всех – он занимается спортом и соревнуется вне обыденной жизни, на ринге. А тот, кто хочет казаться бойцом – это картина печальная и для окружающих тошнотная. Даже если среди ЭР и есть спор – то это ДИСКУССИЯ, в которой тихо, незлобиво выясняется ОБЩАЯ проблема и пути выхода из тупика.
Добавлю - очень хорошо подметил Аксёнов: лучше НЕДОговорить, чем ПЕРЕговорить, слишком много слов, слишком много эмоций, перебор, overspeak.

Разумеется, я веду речь об идеале, в котором ум сливается вследствие собственной же мощи с пониманием ответственности за своё поведение, но ведь в жизни гораздо чаще встречаются люди «облегченной версии» - ведь не каждый имеет МОЗГ, так как это все же редкость и эксцесс в быту; я говорю об очень добром и милом человеке, который, может, и не заканчивал институтов и не писал книг, но который именно в эмоциональном плане легок и приятен. Вспомним Вирджинию По – девочка вообще была слегка недоразвита, а плохого о ней никто сказать не мог, и муж в ней души не чаял – жили душа в душу. Или пасторов-священников, которые окромя Библии ничего не читали – но души врачуют словом добрым, рукою мягкою, увещеванием дружеским. Мать Тереза была профессором? Нет. А пользы от неё обществу и его больным детям? Не перечесть.
Вот и я о том же. Ум вторичен, как вторичны книги и доклады – первичен БЫТ и БЫТОВОЕ, так что так же первичными должны стать доброта, понимание, мягкость и желание понять другого – только так. Примеры обратного мы видели много раз. Сначала крепкий базис, потом – надстройка. А иначе как? «Сорванные башни» мы уже видели.  Общение перерастает в скандал, шутки – в обиды, и так далее, как всегда бывает, когда нет эмоционального, гуманного базиса, фундамента. Причём что бы ни обсуждалось - без взрослых, вышколенных, высоких эмоций это превратится в склоку – будь то «все мужики сволочи» или же «пифагоровы штаны во все стороны равны». Поэтому правильно говорит Дмитрий Евгеньевич Галковский – надо не учить по формулам и по параграфам, а дать, заложить основы «Бытия в быту», «жизни в жизни»:
"… из унифицированной средней школы надо убрать колмогоровщину, больше внимания уделять языкам и в разы больше - общению. Ведь и по обсуждению в ЖЖ видно КАК людям недодали в этой области,  ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ они не умеют слушать собеседника и правильно отстаивать свою точку зрения".
В результате работы школьной системы образования и жизни, построенной на этих же принципах, у нас целые орды людей с понятиями о жизни уровня «я отличник, он двоечник», «я книжки читал, а он нет», и при этом не умеющие вовремя остановиться, не знающие, что положено в приличном обществе, что нет. Картина ужасная – ибо гротеск. Интеллектуалы, обвешавшись книгами, кроют друг друга матом; профессора вцепились друг другу в седые волосья; блоггеры на исторических и философских сайтах собачатся в комментах… Так быть не дОлжно и не должно. Сперва учимся – общаться, то есть говорить. А потом уже – ходить, то есть идти куда-то, к знаниям, к интеллекту на окрепших ногах. Как говорится у американцев – сначала talk the talk, а потом – walk the walk.
Не будет этого – не будет ничего. Погрязнем – вместе с книжками, конференциями, диссертациями и АйКью. Будет, как в анекдоте - «….мать, мать, мать…» - разносило эхо.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.