Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Гекатомба американской красоты. Окончание

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   29.07.2009

Почему общественное мнение остального мира, несмотря на доминирование в нём оценки, альтернативной американскому официозу, молча и равнодушно взирает на самую чудовищную аферу XXI века?

Статья написана 1 октября 2001 года

Следствие изменения культурологического кода – не только отсутствие «патриотического ралли» на бирже, но и какое-то измельчение событий, утрата того, что французы называют envergure, объёма, значительности. В качестве иллюстрации хочу привести замечательнейший эпизод с опционами на акции авиакомпаний, которые так взбудоражили мозги обывателей и журналистов во всем мире.
Напомню, о чем идет речь. Спустя некоторое время после событий 11 сентября стало известно о том, что накануне наблюдалась повышенная активность по пут-опционам на акции United Airlines (UAL) и American Airlines (AMR). Вот как это выглядело:


 

Вы видите, что 10 сентября было открыто 1535 контрактов по пут-опционам на AMR, а 6 сентября – 2000 контрактов по UAL. Надо сказать, что сам по себе факт неожиданного появления «взрыва объёма» у опционов не может служить доказательством инсайдерских торгов без дополнительного анализа. Дело в том, что существует целый ряд вполне законных, более того – рутинных действий, когда возникает аналогичный дисбаланс. Во-первых, «взрыв объёма» может явиться следствием применения опционных стратегий, например, самого банального спрэда. В этом случае, трейдер устанавливает большую бычью позицию и покупает опционы «в-деньгах» (at-the-money) и одновременно продает равное количество опционов с более высоким страйком, то есть out-of-the-money («не в деньгах»). В случае с UAL и AMR речь идет как раз о приобретении пут-опционов «в-деньгах» (по страйку 30 для обеих символов). Однако напрочь отсутствует вторая – «короткая» -  нога у спрэда, то есть проданные пут-опционы. Правда, бывает так, что трейдер «вертикализирует» стратегию, то есть разносит ноги по разным экспирационным месяцам (например, покупает опционы с экспирацией в ближайший месяц, а продает – дальний месяц), но и этого не наблюдалось – никаких симметричных всплесков активности не зафиксировано. Таким образом, мы можем сразу исключить работу профессиональных опционных стратегов. Что ещё остается?
Остается вариант с очень профессиональным опционным трейдингом смещения волатильности. Объяснить в деталях, что это такое, на пальцах и с наскока  не рискну, но вот контур намечу: обратите внимание на то, что у опционов по AMR 10 сентября возник дисбаланс (то самое смещение) между волатильностью колл-опционов (48.5%) и  пут-опционов (52.8%). Такая ситуация используется на ура – для этого открывается сложная позиция:
1. Продаются «дорогие» пут-опционы с имплицитной волатильностью 52.8% и одновременно
2. Открывается т.н. синтетический пут: покупается колл-опцион со страйком 30 и волатильностью 48.5%, а также продаются в короткую сами акции AMR.

В результате трейдер торгует не акциями и опционами, а лишь дисбалансом волатильности, поэтому ему совершенно всё равно, куда пойдет акция AMR – вверх или вниз – главное, чтобы восстановился паритет волатильности, а он всегда восстанавливается. Но и эта гипотеза не оправдалась: во-первых, нет т.н. «офсета» по колл-опционам, во-вторых, нет параллельной продажи акций AMR на основной бирже.

(Комментарий 29 июля 2009 года: поначалу я думал удалить все эти технические спецификалии, дабы не раздражать читателей, далеких от трейдинга. Однако сохранил текст в первозданном виде после того, как заметил, с каким рвением на форуме физики-лирики несут бред о бессмысленности трейдинга по причине хаотичности и непредсказуемости движения рынка. В контексте подобного дилетантского заблуждения откровение о возможности с помощью дельта-нейтральных опционных позиций получать прибыль независимо от движения рынка - вверх или вниз - будет звучать отрезвляюще - С.Г.)

Таким образом получается, что речь все-таки идет об инсайдерском трейдинге. Теперь самое интересное. Львиную долю всех журналистских жареных заголовков на эту тему по обе стороны океана можно свести к одной строке «Террористы наживаются на падении акций». Вот, например, образчик сенсации в исполнении Марка Льюиса из Forbes: «Мог ли бин Ладен, планируя свою самую амбициозную операцию, поступить так безрассудно, чтобы оставить отпечатки своих пальцев на крупномасштабных жульнических операциях? Возможно, но представляется маловероятным, чтобы такой скользкий тип мог бы быть так запросто выслежен». И далее: «Джеймс Кокс, профессор права в Duke University, специализирующийся на корпорациях и ценных бумагах, полагает, что тот, кто был автором террористического акта, стоял перед лицом «гигантского» соблазна, который был практически непреодолим».    
Мне искренне жаль почтенного профессора из университета Дюк, потому что если на таком уровне находится понимание жизни и мотиваций у «духовной элиты» нации, то чего ж ждать от политиков и рядовых граждан? Это ж надо себе представить, что люди идущие на смерть, будут покупать опционы, чтобы обогатиться! Вот это и есть – обмельчание действий и мыслей, потеря envergure, утрата масштаба, вызванная, на мой взгляд, нарушением культурологического кода.
Понятно недоумение Егора Соболева (интервью на сайте strana.ru): «Я лично не могу объяснить, почему накануне 11 сентября увеличились операции с опционами пострадавших компаний. Но мне кажется, что они вряд ли напрямую связаны с террористами. Подготовка такого теракта - довольно долгосрочная вещь, и возможности купить опционы заранее или как-то по-другому сыграть на понижение, не вызывая при этом особых подозрений, было предостаточно. Кроме того, прибыль по тем опционам составила около 1,5 млн долларов по каждой компании. Если это как-то связано с террористическими организациями, то не напрямую, поскольку оперируют они гораздо большими суммами и имеют грамотных финансовых консультантов, способных грамотно организовать эти операции, чтобы комар носа не подточил».
Со своей стороны добавлю, что как раз объяснить увеличение объёмов торгов по опционам просто: без малейшего сомнения перед нами чисто инсайдерские махинации. В равной мере не вызывает (у меня лично) сомнений, что к Усаме и реальным исполнителям терактов эти опционные игры также никакого отношения не имеют. Думаю, речь идет о копошении знакомых знакомых знакомых реальных заказчиков американских гекатомб. И безусловно, что эта ниточка – гораздо более надёжный след, чем «случайно» забытый в автомобиле арабский справочник (хорошо хоть не разговорник).
Впрочем, опять-таки я рассказал об опционных играх не в контексте конспирологических теорий, а в качестве иллюстрации пагубных последствий подмены культурологического кода, в чём я усматриваю главную опасность для будущего и американского фондового рынка, и американской экономики, и всего социального и политического устоя этой большой и красивой страны.

Послесловие 29 июля 2009 года

Как видите, текст, написанный мною по самым горячим следам 9-11, хоть и беден по фактографии (чему есть, как вы понимаете, объективное оправдание), однако же вполне адекватен по гипотетическому вектору. Особо радует, что зацепка в виде мелких и жалких опционных гешефтов в дальнейшем замечательно вписалась в форватер грядущих независимых расследований: и предупреждений, присланных за два часа до обрушения World Trade Center в офис израильской компании Odigo (расположенный по соседству с twin towers), и чудовищная афера с передачей небоскребов-близнецов из муниципальной (вернее - портовой: Port Authorities) собственности в частную (компании Ларри Сильверштейна) с последующей перестраховкой на сумму в 3.6 миллиардов долларов (Сильверштейн, кстати, потом ещё долго судился, пытаясь вышибить из страховых компаний двойную оплату, поскольку, по его мнению, произошло два теракта, а не один - по числу врезавшихся самолетов!), и много чего ещё интересного.

А теперь, собственно, основной вопрос: меня, по большому счету, давно уже не интересует т.н. "правда" о 9-11. Полагаю, что при существующем колоссальном массиве фактографии, нужно быть либо конченным идиотом, либо безнадежным ублюдком, чтобы сомневаться в "самопальности" этой катастрофы. 9-11 задумали, организовали и провели силы, находящиеся внутри Соединенных Штатов Америки. Как водится, при активной поддержке и прямом участии "разведок дружественных государств". Разумеется, теракт был выполнен "руками младенцев" - наивных и фанатичных арабских молодых людей, полагающих за счастье погибнуть в борьбе с "шайтанами". Все это очевидно.

Неочевидно другое: каким образом при наличии столь неопровержимой фактографии американское общественное мнение по-прежнему верит в сказки официального (и позорного) отчета Комиссии Конгресса США? И далее - почему общественное мнение остального мира, несмотря на доминирование в нём оценки, альтернативной американскому официозу, молча и равнодушно взирает на самую чудовищную аферу XXI века?! Наконец, третий вопрос: какие уникальные технологии psy-op были задействованы для тотальной мифологизации альтернативной оценки событий 9-11 в общественном сознании американцев?

Последнее - самое интересное, самое удивительное и самое ценное. Иными словами: что и как нужно было сделать с головами обывателей, чтобы заставить их перед лицом неоспоримых фактов продолжать нести бред про Аль-Каеду, независимых смертников и "складывание в коробочку" небоскребов, которые в миллионе случаев из миллиона могут обрушиться подобным образом только в результате направленного взрыва изнутри и снизу вверх? Я в принципе знаком с основными механизмами подобной мифологизации (т.н. техника жупела, при которой проводится целенаправленная диффамация не самой фактографии, а ключевого термина - в данном случае "конспирологические теории" и "альтернативная история", в результате чего у людских масс возникает отторжение на физиологическом уровне любого контекста, связанного с диффамированными и уже табуированными сознанием жупелами), однако в psy-op 9-11 так много новых ходов и методик, что было бы расточительно предать их забвению. Может кто из читателей поделится собственными находками в этом направлении?

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.