Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Дитёнок Пайпала II

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   13.07.2009

Итак, на чем мы остановились? Ах, да: вплотную приблизились к "дитёнку Пайпала" - сервису MoneyMail, общение с которым доставило мне не только ушат негативных воспоминаний, но и подтолкнуло к забавной гипотезе.

Итак, на чем мы остановились? Ах, да: вплотную приблизились к "дитёнку Пайпала" - сервису MoneyMail, общение с которым доставило мне не только ушат негативных воспоминаний, но и подтолкнуло к забавной гипотезе, обладающей потенциалом для прояснения первопричины универсального убожества, кое мы наблюдаем повсеместно в деловых аспектах Интернета.

За гипотезу - чистосердечная MoneyMail благодарность, тем более что плохое и неприятное, как известно, быстро забывается. Да и потом мудрость, неизбежно приходящая с годами, всё чаще и чаще смягчает реакцию (не первую, разумеется, - она у меня всегда гиперэмоциональная, но вторую или третью - точно). Как замечательно написал на форуме Антонелло по поводу моей публикации в "Голубятне Онлайн", вызванной отказом "Райффайзенбанка" открыть счет вполне себе благопристойной сотруднице журнала Министерства образования России ("Руссише партизанен? Райффайзен?! Сдавайтесь!"): "Странная у тебя, Сережа, реакция! Государственная... Ну, козлы отказали. Так вокруг же множество конкурентов. А эти, в сущности, наказали себя, лишились клиента, - и пусть себе... Ты только радоваться должен! Ну, заходишь в шашлычную, там харчо воняет, - вышел и запомнил. Единственно, что правильно: оповестить народ. Что ты и сделал. А откуда ж эмоции-то?"

Прежде, однако, чем изложить суть дела вокруг MoneyMail, хочу окончательно расставить точки над i в претензиях, которые я высказал в первой части "Дитёнка Пайпала" в адрес технологий домашнего компьютера, которые каким-то магическим образом не позволяют полноценно пользоваться VoIP, демонстрируя позорное качество там, где чисто "железные" решения, идущие в обход Home PC, транслируют и видео, и аудиосигнал в несопоставимо более высоком качестве, причем на каналах с гораздо более низкой проходимостью.

Претензии мои к скайпам, сипнетам, айбимам и прочим бетамаксам носили традиционно ламерский (как и подобает человеку с филологическим образованием) характер и за отсутствием чисто "гоблинских" аргументов вполне могли сойти за очередное брюзжание Старого Голубятника. Неожиданно и как нельзя кстати на помощь мне явился Александр Черемис, матерый профессионал из SIPez LLC, и блестяще подвел техническую базу под мои эмоциональные упрёки. Уверен, читателям "КТ" аргументы Александра покажутся более убедительными: "В своей статье вы выражаете недоумение тем, насколько компьютерная VoIP-связь отличается от той же голосовой связи, но "в железе". Я уже несколько лет являюсь одним из основных разработчиков VoIP media engine sipXmediaLib и знаю эти проблемы на собственной шкуре. В ваших рассуждениях про достаточность канала связи есть существенный изъян - вы на самом деле рассуждаете о необходимом, а не о достаточном условии хорошей связи - достаточной пропускной способности канала. То есть если данные в канал "не влазят", то ничего не будет. Точка. Если же "влазят", то начинается самое интересное, потому что в дело вступает так называемая latency - по-русски говоря, задержка, - которая должна быть минимизирована. По стандарту ITU, IIRC, она не должна превышать 150–200 мс для комфортного разговора. Компьютерный VoIP нечасто может обеспечить такую малую задержку, но это другой разговор. Сегодня же все клиенты VoIP правдами и неправдами борются за каждую миллисекунду в roundtrip delay. Что этому мешает? Волшебное слово jitter.

Вот тут есть неплохие и не особо длинные статьи про этот самый jitter: voiptroubleshooter.com/indepth/jittersources.html, www.voiptroubleshooter.com/problems/jitter.html.

Если совсем коротко, то проблема в том, что некоторые пакеты могут приходить через заметно большее время, чем остальные пакеты. И такие "выбивающиеся" пакеты приходится отбрасывать, чтобы не портить задержку. Подобное отбрасывание приводит к ухудшению звука (или картинки). Остальное - следствие именно этого. Если вам интересно, можно попробовать измерить jitter на вашем канале связи и посмотреть, насколько он плох для VoIP.

Как это соотносится с качеством связи "в железе"? Во-первых, в настоящих системах связи используются протоколы с гарантированным временем доставки. Во-вторых, специализированные устройства проще "тюнить" для уменьшения jitter’а и задержки, вносимой самой ОС".

Если абстрагироваться от "латентных джиттеров", то письмо Александра Черемиса обогатило меня важным практическим выводом: таки прав я был в ощущениях убожества и явного несоответствия претензиям "писюковой" IP-телефонии! Изложил хоть и эмоционально, но в самый корень. И дело отнюдь не в "необходимых" и "достаточных" условиях хорошей связи, а в результате: на "писюке" IP-телефония sucks, а на специализированном железе rules! Недаром я давно присматриваюсь к гаджетам типа ZyXEL P2300RDL.

Что ж, теперь можно приступать к десерту. Портал MoneyMail выглядит солидно, убедительно, без излишнего мельтешения и суеты (см. скриншот). Список поддерживаемых сервисов если не вставляет, как на WebMoney и "Яндекс.Деньги", то по меньшей мере наполняет уважением: мобильные операторы (МТС, "МегаФон", "Скай Линк", "Билайн" и так до самой "Улан-Удэнской Сотовой Связи"), погашение кредитов ("Русский Стандарт", "Райффайзен", "Банк Москвы", "ДельтаКредит", "СитиБанк", "Росбанк" - кажется, ни одного лихоимца не забыли помянуть в списке), коммунальные платежи (Ростелеком, Мосэнергосбыт, ЖКУ СанктПетербург, ЖКУ Мытищи и Липецк).

Читатель помнит, что на MoneyMail я попал по нужде: требовалась срочная покупка электронного ваучера мобильного оператора Utel, а денег, как назло, ни на кошельке WebMoney, ни в "Яндексе" в тот момент не оказалось. Опция MoneyMail, предложенная сервисом Plati.ru, числилась одной из первых, поэтому я, едва очутившись на портале, сразу же приступил к созданию нового счёта.

Процедура стандартная: мыло, пароль, дата рождения, защитный код от поисковых ботов. На указанный адрес высылается письмо с кодом подтверждения регистрации. Всё пока без сюрпризов. Кликаем на линк подтверждения, и банковские люди искренне радуются вместе с нами: "Поздравляем! Регистрация успешно подтверждена. Теперь вы можете в любое время получить доступ к системе, используя ваш email и пароль".

Входим в систему. Следующий шаг: принудительная процедура активации системы безопасности платежей. На выбор предлагается единоразовый буквенно-числовой код подтверждения (аналог платежного пароля в "Яндекс.Деньги"), ключ-карта (таблица из 4 строк по 10 цифр в каждой), либо подтверждение цифровым кодом, который высылается по СМС на зарегистрированный вами мобильный номер.

Как видите, все не просто пристойно, а в высшей степени оправданно и соответствует современным представлениям о безопасности денежных транзакций в мировой компьютерной сети. Удивляться не приходится: формальный аспект сервиса MoneyMail не вызывает ни малейших претензий, и это обстоятельство является едва ли не краеугольным камнем моей гипотезы о первопричине универсального убожества деловой жизни в режиме онлайн. С формой (а также - скриптами, шифрованием, серверным обеспечением, базами данных и вебинтерфейсом) у банкиров чики-пики!

Каналы для ввода денег в систему MoneyMail практически не имеют ограничений: банковской картой, из платежных систем типа WebMoney и "Яндекс.Деньги", карточкой предоплаты, безналичным переводом со своего расчётного банковского счета, через все терминалы самообслуживания, а также через системы денежных переводов и платежей ("Юнистрим", Contact). Выведение денег осуществляется на счёт в банке РФ, наличными в московском банке "Финам" по предъявлению паспорта, переводом по системе Contact, а также в форме платежа за мобильную связь, коммунальные услуги либо в обменных сервисах (типа ROBOXchange, который, собственно, и был задействован в моём конкретном случае).

Как видите, и здесь у MoneyMail всё складывается замечательно. По крайней мере, на бумаге, поскольку проверить на практике ничего из перечисленного не удалось: наши отношения не срослись на гораздо более ранней стадии взаимодействия. Стадия эта заключалась в том, что перед вкушением вожделенных и обещанных благ требовалось ввести деньги в систему через банковскую карту, чем я и занялся сразу после подтверждения регистрации в MoneyMail.

Заполняю формуляр, указываю сумму, необходимую мне для покупки электронного ваучера пополнения счета у мобильного оператора Utel. Первый сюрприз: с каждой 1000 рублей MoneyMail сразу хочет хапнуть 40 рублей комиссии (см. скриншот) - а это, между прочим, 4% от суммы транзакции. Мягко говоря, жадновато для сферы электронной наличности (выведение средств на карту РБР с кошелька "Яндекс.Деньги" изначально облагалось двумя процентами налога, сегодня выросло до трех процентов, введение денег в систему с карты производится вообще бесплатно).

Что ж, позволяю MoneyMail откусить шматок моих денег, заполняю формуляр деталями VISA, жму кнопку. Успех! Транзакция авторизована и прошла успешно! Но что это?! Никаких денег с моего счета в систему MoneyMail не поступает, и вместо оперативной, как то надеялось, оплаты ваучера через систему ROBOXchange меня ожидает - даже слова правильного не могу подобрать: до такой степени отвык от подобных мерзостей из арсенала дьявольского PayPal! - проверка на вшивость! Да-да, она самая, читайте сами: "Уважаемый пользователь MoneyMail! Операция по банковской карте успешно авторизована и ожидает подтверждения Службой безопасности системы. В настоящий момент денежные средства заблокированы на счете карты банком-эмитентом (выпустившим карту) и не будут списаны до подтверждения. Обработка операции будет осуществлена в течение рабочего дня. В случае, если для подтверждения от вас потребуется дополнительная информация, сообщение об этом будет направлено вам по email".

Из дальнейшего развития событий я понял, что информация по срокам, указанным в данном письме, являлась чистейшей ложью, поскольку процедура измывательства изначально запрограммирована на многоходовку. В любом случае, было очевидно, что я уже пролетал с покупкой ваучера Utel, посему я отложил MoneyMail на сутки и озаботился поиском по-настоящему электронного и по-настоящему скоростного решения. Таковое, как помнят читатели из предыдущей "Голубятни", не заставило себя ждать - стоило лишь вспомнить о привязке моего счета в "Яндекс.Деньги" с картой РБР.

Оставляем теперь ваучер Utel в покое и возвращаемся к доблестной Службе безопасности системы MoneyMail. Как я понимаю, смысл депеши, присланной по электронной почте, - купировать чувство тревоги и снять напряжение у неподготовленных пользователей, то есть тех, кто не знаком с методами harassment-клиентов из арсенала PayPal. Поскольку с PayPal мне уже приходилось откушивать вдоволь дерьма, а повторять эксперимент не возникало ни малейшего желания, я сразу же решил распрощаться с эпигонами, как только сообразил, во что вляпался.

Эпигоны, однако, и тут опередили, явив себя во всей пайпаловской красе через три часа после транзакции. Привожу этот маразм полностью, поскольку до ТАКОГО додуматься человек в здравом уме и с прозрачными намерениями просто не в состоянии:

"Уважаемый пользователь MoneyMail!

ВНИМАНИЕ! ВЫПОЛНЕННАЯ ВАМИ ОПЕРАЦИЯ ТРЕБУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ! (Зацените вопли капслоком! А как же иначе: поймали вора! Опасного преступника! Террориста отмывателя денег бин Ладена, ненавистника западной демократии и общечеловеческих ценностей! - Прим. С.Г.)

Выполненная вами операция ввода денег по кредитной карте не может быть подтверждена без предоставления вами дополнительной информации. Нам необходимо убедиться, что вы являетесь законным держателем использованной кредитной карты.

Для подтверждения в срок до 12:22 15.06.2009 вам необходимо предоставить в электронном виде (на адрес security@moneymail.ru или support@moneymail.ru) сканкопии или фотокопии следующих документов (Каков стиль! Ну каков стиль, а? Руки за голову, теплые вещи в мешок, трусы в скатку! Какой бесподобный вертухайный подход к клиенту. - Прим. С.Г.):

¾ Фронтальной стороны предъявленной кредитной карты. С целью обеспечения безопасности передаваемой по email информации необходимо заштриховать непосредственно в изображении либо закрыть при сканировании/фотографировании средние цифры номера карты, т.е. номер должен выглядеть, например, так: "4000 xxxx xxxx 0002". Передача информации в таком виде безопасна и исключает возможность несанкционированного использования карты.

¾ Действующего удостоверения личности (внутреннего паспорта гражданина РФ, заграничного паспорта гражданина РФ при нахождении за рубежом, удостоверения личности офицера при прохождении действительной военной службы).

Подлинность документов будет проверена службой безопасности системы, после чего операция зачисления по кредитной карте будет подтверждена, и вы сможете распоряжаться зачисленными средствами. Пожалуйста, осуществляйте отправку электронной почты обязательно с вашего основного адреса в системе.

После успешного подтверждения операции зачисления по кредитной карте в дальнейшем при операциях с этой же картой данная процедура не потребуется".

В ответ на крик души "безопасников" отослал прощальную цидулю: "Узнаю неумелую руку "Райффайзена" :) Вам, ребята, не электронным бизнесом заниматься, а в прокуратуре работать :) Разумеется, время на всю эту туфту (это же надо додуматься: устраивать проверки с фейсконтролем при переводе с карты, на которой указаны имя и фамилия ТОГО ЖЕ человека, что и открыл счет в MoneyMail!) я тратить не буду, но читателям своим (коих у меня 15 миллионов) непременно расскажу о замечательных методах вашей работы. Удачи!"

Чем с превеликим удовольствием сейчас и занимаюсь. Страна-таки должна знать своих банковских героев в лицо. MoneyMail отреагировал изумительно. На переваривание полученной информации ушло ровно 4 часа 7 минут. Видимо, столько потребовалось, чтобы переслать главнякам с правом голоса мой отказ плясать под хамскую и оскорбительную дудку. Чо, не хош? Ну как хош! "Уважаемый пользователь MoneyMail! Выполненная вами операция ввода денег по кредитной карте отменена администрацией системы. Заявка на проведение операции отмены направлена в "Райффайзенбанк" ("Импэксбанк"). Номер операции в системе: xxxxxxxxxxxx. Номер операции эквайринга в "Райффайзенбанке" ("Импэксбанке"): xxxxxxxx. Уточнить подробности операции отмены вы можете, связавшись с банком, выдавшим карту. Более подробную информацию об этой операции вы можете получить в разделе "Cчета/История".

До чего charmant, не правда ли? "Уточнить подробности операции отмены вы можете, связавшись с банком, выдавшим карту". Причем тут банк, выдавший карту, когда распоряжение об отмене выдала администрация MoneyMail?! Ну да ладно, всё это не имеет уже ни малейшего значения.

Теперь перехожу к оглашению гипотезы, которая, по крайней мере в моих собственных глазах, проясняет первопричины универсального убожества, наблюдаемого повсеместно в деловых аспектах Интернета. Дело не в техническом несовершенстве - оно-то как раз на самой на высоте! - и дело не в сложностях интерфейса-посредника между электронными транзакциями и традиционными банковскими системами. Дело в самих банковских системах! Дело в этих неповоротливых, хитрых, ретроградных, лживых лихоимцах, которые решили переселиться из реаллайфа в онлайн (почуяли большую грядущую деньгу!) вместе со всем пакетом своих уловок, ужимок, проверок, хамства и классического harassment, сермяга которого сводится к отношению к клиенту как к потенциальному вору и быдлу, которого можно инструктировать в стиле "Ну-ка пошел быстро туда, отсканировал харю, затёр на фотографии ненужные цифры, прислал мне взад не позднее полуночи!".

Вместо того чтобы изучить блистательный опыт эффективной работы с благодарными пользователями и обеспечения беспрецедентной реальной безопасности, наработанный годами аутентичными системами электронной наличности (WebMoney и "Яндекс.Деньги"), реаллайфовские лихоимцы явились в онлайн со своими мерками, манерами и мансами.

Результат, правда, и радость доставляет нипадецки: MoneyMail, учрежденный в 2004 году, пять лет спустя всё ещё находится на задворках систем электронной наличности! Иначе и быть не может: пользователи-то разбрелись! Кто - в поисках сканера, кто - изучать "Фотошоп" на предмет затирания цифр в номере кредитной карточки.

из еженедельника "Компьютерра" № 25-26 (789-790)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.