Голубятня: Где деньги, Вуди?!
АрхивГолубятня-Онлайн...он страдает всеми мыслимыми фобиями и передает их своим персонажам на экране: арахнофобией, энтомофобией, гелиофобией, кинофобией, акрофобией, демофобией, карцинофобией, танатофобией, мизофобией...
Субботнюю, расслабленную, морскую онлайн-голубятинку, между обжорством черешней в саду и грядущим вот-вот смакованием нефильтрованного черного пива "Бiла Нiч" (="Белая Ночь", но до чего же вкуууусно!) хочу отдать забавной не-пришей-никуда теме - фильмам Вуди Аллена. Даже не фильмам, а так: одной курьёзной идее, которая посетила меня после просмотра, кажется, сороковой картины этого самого необычного режиссера-актера-сценариста-педофила-мультифоба Америки.
К Вуди Аллену у меня не просто антиномичное отношение, а запредельно парадоксальное. В этом отношении даже излюбленное мое катуллово odi et amo не канает, до того чувства мои к этому, без малейшего сомнения, гениальному существу противоречивы. Начинаю смотреть очередной фильм и чувствую, как завожусь с каждой минутой до такой степени, что через полчаса хочется взять этого тщедушного, щуплого, нудного, мерзкого, сколиозного очкарика-доходягу (Вуди Аллен играет практически в каждом своем фильме, причем играет самого себя!) и придушить! В прямом смысле слова, невзирая на все мои вегетарианства и ахимсы. Почему придушить? Потому что спокойно наблюдать, как этот бруклинский гадёныш издевается надо всеми гойскими ценностями, невозможно. Тот факт, что над своими, еврейскими, ценностями Вуди Аллен издевается ещё больше, успокаивает слабо. НО! Заканчивается фильм и я тут же присматриваю себе ещё один - опять вудиалленовский - на завтра! Почему? Потому что оторваться нет никаких сил! Потому что я никогда в жизни ни над чем так не смеялся, как над его пассажами! На днях поймал себя на мысли, что после вот этого диалога не мог прийти в себя минут 15:
- For God sake, this is a woman I was married to for 10 years! We made love! I'd hold her head over the toilet bowl when she threw up!
- From making love with you?
- Not from making love with me. From eating sushi.
В какой-то момент заставил-таки себя окончательно определиться в отношении к Аллену, сказал: "Ну, хватит! Нравится тебе он, по гамбургскому счету, или не нравится?" Подумал и твердо ответил: "Я Вуди Аллена обожаю". Не рискну сказать, что это самый мой любимый режиссёр, но один из пятерки самых любимых - без всякого сомнения.
Я назвал Аллена самым необычным персонажем кинематографической Америки не случайно: ему нет равных ни в чем. Этот человечек в гнусных роговых очках, из которых он не вылезает с 60-х годов, снял больше фильмов, сыграл больше ролей и написал больше сценариев, чем кто бы то ни было в Голливуде (начиная с 1969 года - каждый год по фильму - минимум!). И не каких-то там проходных фильмов: Аллен был номинирован и выиграл 136 призов - больше, чем Чарли Чаплин, Бастер Китон и Гарольд Ллойд (тройка величайших комиков Америки), вместе взятые. 14 номинаций Оскара за лучший оригинальный сценарий, 19 номинаций за режиссуру и сценарии, 21 номинация за триплет (режиссура-сценарий-актерская игра) - ничего подобного ни один персонаж заокеанской мифокультуры не добивался даже рядом.
Большинство фильмов Аллена - чистые бурлески. Его персонажи - невротичные нью-йоркские интеллектуалы-психопаты, сексуально потревоженные литераторы, фобиозные страдальцы, совмещающие метафизические метания со скабрёзным, вульгарным, типично еврейским грубым юмором. Вуди Аллен страдает (по жизни) всеми мыслимыми фобиями и наделяет ими всех без исключения своих персонажей на экране: арахнофобией (боязнь пауков), энтомофобией (насекомых), гелиофобией (прямых солнечных лучей), кинофобией (собак), акрофобией (высоты), демофобией (скоплений народа), карцинофобией (онкологических заболеваний), танатофобией (смерти), мизофобией (бактерий) и так далее.
С Алленом связаны (опять же - по жизни) множество скандалов, обычно сексуально-матримониального характера: три жены, две многолетние любовницы (Диана Китон и Миа Фарроу), судебная война за опекунство над детьми, женитьба на собственной приемной дочери (кореянке Сун-Йи) - пикантный шлейф, уступающий, разве что, ещё одному enfant terrible Америки - беглецу (от пиндосского правосудия) Роману Полански. Вуди Аллен наделен чудовищной во всех отношениях внешностью: щупленький, горбатеньких, очкастый, с бараньим выражением лица, плешивый (с юности), с рыжей веснушчатой пигментацией кожи, кривоногий. При этих данных Аллена любили ( в прямом смысле слова) самые красивые кинодивы Америки и по опросам журнала Empire он входит в сотню самых сексуальных кинозвезд истории (на 89 месте). В сотне самых выдающихся кинозвезд (без сексуального подтекста) Аллен занимает 43 место.
Мой пост, однако, не об Аллене в сексуальном ракурсе (самый напрашивающийся и самый популярный топик в его контексте), а о совершенно неожиданной штуке. Мой пост о ... деньгах! Вот именно, о деньгах. Вуди Аллен и деньги. Во-первых, в его фильмах тема денег отсутствует практически полностью. Если его герои и стремятся к чему-нибудь такому предосудительному и морально отвратному (как, скажем, в Match Point или Cassandra's Dream), то - к карьере, славе, политической власти, в которых деньги выступают лишь косвенным приложением, а не прямой целью. Два исключения - ранний фильм "Take The Money and Run" (1969) и "Small Time Crooks" (2000) - подают тему прямого вожделения денег в столь какафонической плоскости, с таким издевательством и буффонадой, что даже неловко становится за примитивные устремления киногероев. Короче говоря, денег как лейтмотива в фильмах Вуди Аллена нет. Есть метания интеллектуалов, бесконечные сексуальные искания, адюльтер, измывательство над религиями и историей, мерзостью политиканства. Есть всё, а денег нет! Как вам ТАКОЕ? В Америке-то!
Теперь во-вторых. Вуди Аллен, конечно, человек весьма и весьма небедный. Между тем, объективный анализ его фильмов, оценка их целевой аудитории, подсказывает, что миллиарды долларов на своем творчестве Аллен тоже не заработал: не тот уровень массовости, так сказать. Аллена обожают нью-йоркская богема, интеллектуалы, социалиты, голливудская тусовка, ОЧЕНЬ богатая еврейская страта Америки, его боготворят в Европе (особенно во Франции, Испании и Англии) и.. и всё! Синие пиндосские воротнички, как вы догадываетесь, на Аллена не западают. А именно эти воротнички и несут миллиарды долларов всяким "Терминаторам" и "Покахонтасам". Впечатляет также и самопризнание Вуди Аллена, что на двух сделках с недвижимостью (продал свой пентхауз на Пятой Авеню, который давным-давно купил за 600 тысяч, за 18 миллионов долларов, да ещё один таунхаус - за 7 миллионов) он заработал больше, чем на всех своих фильмах вместе взятых.
Вот и получается, что самый любимый критиками, самый обожаемый всеми лучшими актерами-миллиардерами, готовыми сниматься у Аллена чуть ли не за просто так - из одного удовольствия и почёта, самый плодовитый кинодеятель Америки полностью исключил из списка приоритетов самую главную, самую стержневую, самую культовую тему Америки - ДЕНЬГИ! И ничего не случилось. Мир не перевернулся, не сошел с ума, не предал Аллена проклятиям. Мир любит этого чудака, смеется над его персонажами (свысока), и ждет с нетерпением каждого нового его фильма.
В этом, собственно, и объяснение моей любви к Аллену: всем своим творчеством он отстоял право художника чихать на вкусы и приоритеты быдла и человеческого белка. Право снимать, писать, играть и вообще делать то, что нравится художнику, а не омерзительному рынку, с его предпочтениями и расстановкой акцентов.
Согласитесь со мной?