Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Анатомия антиномии

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   17.06.2009

Поминания антиномичного мышления вскользь, судя по реакции читателей, явно недостаточно. Не столько для полноценного и адекватного восприятия этого метода мышления, сколько для уважительного к нему отношения.

Самый обделённый вниманием завсегдатай "Голубятен" - это адаптированный Старым Голубятником ещё с университетской скамьи метод мышления. Там-сям и время от времени называю его по имени, но судя по никакой реакции читателей, поминания вскользь явно недостаточно. Не столько для полноценного и адекватного восприятия антиномичного мышления, сколько для уважительного к нему отношения. Хотя бы по той причине, что такой метод мышления не является изобретением скромного школяра из "Голубятни", а существует добрые две с половиной тысячи лет и давным-давно снискал лавры одного из самых почтенных и перспективных подходов к оценке окружающего мира.

Антиномичное мышление, которое, по злой иронии, основная масса читателей (если судить по форумным комментариям) воспринимает не иначе, как беспринципность автора, сегодня пламенно отстаивающего (как им кажется) одну точку зрения лишь для того, чтобы через неделю с не меньшей пеной у рта исповедовать прямо противоположное мнение, - конечно же, не является целенаправленным издевательством над общепринятым так называемым "логическим" складом ума. В моём личном случае речь вообще идет о подсознательной адаптации антиномии на всех без исключения уровнях творческого самовыражения: от сюжета до лексики и синтаксиса. Лучшее подтверждение сказанному - первая фраза сегодняшней "Голубятни": для меня она абсолютно прозрачна, тогда как близкий мне человек, прочитавший её, тут же указал укоряющим перстом на смысловую "нестыковку": "Как это завсегдатай может быть обделён вниманием?! На то он и завсегдатай, что является частым и даже постоянным гостем, которому по умолчанию уделяется внимания больше обычного!"

Короче говоря, настал час великой реабилитации, и посему культур-повидло сегодня отдаем под Begründung des Verfahrens1, без которого, к сожалению, никакой интуицией не получится адекватно воспринимать наши тексты.

Не буду утомлять читателя подробностями эволюции метода антиномичного мышления в истории: все необходимые детали и пикантности он найдет самостоятельно в "Брокгаузе и Ефроне" (на худой - ширпотребный - конец: в Википедии). Ограничимся лишь универсальным определением и наметкой магистральных линий развития, после чего сосредоточимся на конкретных проявлениях антиномии в уже знакомых вам текстах Старого Голубятника2. Итак...

Антиномия - это противоречие, реальное или мнимое, между двумя принципами или выводами, каждый из которых кажется в равной мере доказательным3.

Осмысленное задействование антиномичного мышления на уровне метода впервые произошло в индийской ведической традиции (одновременное и равноправное существование видьи-авидьи, брахмана-атмана и т.п.), развилось до виртуозной софистики у древнегреческих мыслителей, активно применялось при ведении диспутов в средневековой схоластике и европейском богословии и достигло, наконец, своего полноценного и завершённого обоснования в работах Иммануила Канта, который вывел антиномичное мышление на уровень глубинной метафизики. "Кант объясняет антиномию как противоречие, в которое теоретический разум (Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимо основательные теории, ведущие к принятию положений, или не удовлетворяющих беспредельным требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка. Антиномия обнимает следующие вопросы: конечны ли или бесконечны - вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Находится ли во вселенной или вне её необходимая сущность или нет? Так как антиномия в данном случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств как в пользу утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение антиномии необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может"4.

Перевожу все вышесказанное на бытовой язык: антиномичное мышление - это такое мышление, которое основано на внутреннем убеждении в том, что сложность реального мира сильно превышает любые доступные человеку методы постижения этого мира разумом (синтез, анализ, логическое доказательство и пр.). Как следствие, любое однозначное утверждение не может являться истиной в конечной инстанции. Отсюда вовсе не вытекает, что любое утверждение автоматически становится ошибочным (вывод, напрашивающийся при формально логическом подходе). Как раз напротив: антиномичное мышление признает одновременную правомерность всех внешне противоречащих друг другу суждений!

Я, конечно, понимаю, что излагаемая здесь методика мироощущения радикально противоречит тому, чему обучают в школе и институте. Вот только... чем черт не шутит,а? Наступите на горло примитивной гордыне логики, отодвиньте в сторону вдолбленные с детства в голову сказки про триумф четкого знания и попытайтесь адаптировать хоть на денек антиномичный взгляд на вещи! Очень скоро вы с удивлением обнаружите, что подобный стиль мышления не просто является более тонкой формой мироощущения, наиболее адекватно отражающей сложную реальность, но ещё и:

  • доставляет неизмеримо большее удовольствие самому мыслящему субъекту (себе любимому);
  • открывает широкий простор для художественного дооформления идеи, то есть выводит эту идею на совершенно иной уровень отражения реальности (синтез формы и образа);
  • предоставляет вам ранее неведомые социальные преимущества: странным образом люди с антиномичным мышлением не только оказываются в общении интереснее остальных собеседников, но и - какое важное обстоятельство!- привлекают к себе несопоставимо более интенсивное внимание окружающих (противоположного пола - в первую очередь.

Какие преимущества открывает антиномичное мышление на уровне практического творчества? Знаете ли - великие! Во-первых, единожды смирившись с мыслью, что любое суждение не только не является истиной в конечной инстанции и имеет право на существование, но ещё и равно доказуемо, вы открываете для себя безграничное удовольствие интеллектуальной игры! Иными словами, вы можете позволить себе роскошь этих самых доказательств, кои вольны разносить в пространстве и времени. Лично я нахожу невероятную прелесть в возможности искренне доказывать правоту суждения А в "Голубятне" сегодня с единственной целью - развенчать это доказательство через месяц! Обратите внимание: развенчать не из жажды разрушения и негативизма, а ради триумфа суждения Б, которое в равной мере справедливо в нашем неоднозначном мире.

С другой стороны, игнорирование принципа антиномичности в жизни и мышлении ведет к примитивным и неприятным аберрациям. В качестве примера хочу привести отрывок полемики, которая недавно завязалась на форуме вокруг моего поста "Контраверза №1".

Один из пользователей выступил со следующим заявлением: "Кастовость - главное препятствие вырождению нации. Когда лучшие гены нации защищены от смешивания с дегенеративными. Происходит улучшение той части нации, которая выделена в особый, защищённый слой населения".

В ответ даже самые трезвомыслящие завсегдатаи форумных дискуссий выпустили когти остракизма: "Какой ужас. Уважаемый модератор! Обратите внимание, нацистская агитация со стороны пользователя "Атеист" уже идёт давно, примите, пожалуйста, меры".

Начнем с того, что подвергнутое жесткой критике высказывание не имеет к историческому явлению нацизма ни малейшего отношения. Мое глубокое убеждение: идея кастовости принадлежит к самым высшим и благородным формам мироустройства, когда-либо выстраданным человечеством. По той простой причине, что у кастовости есть только одна альтернатива - геноцид! У арийских племен, столкнувшихся с дравидами, был один выбор: либо обособиться от местного примитива в неприступную и закрытую касту, сохранив - обратите внимание! - этому примитиву жизнь и историческую перспективу, либо "зачистить" жизненное пространство общепринятым и радикальным способом (нет человеков - нет проблем!). Брамины избрали кастовое обособление и сохранили Индию в бесконечном её разнообразии до наших дней. Англосаксы в Северной Америке избрали "более цивилизованный", некастовый подход - вырезали аборигенов под корень к чёртовой матери! Без всякой пропаганды нацизма.

Подобно браминам в Южной Африке повели себя потомки голландских переселенцев: вместо того, чтобы сгноить абсолютно невозможные для совместной жизни дикие чернокожие племена в концлагерях (как гноили самих буров британцы!), они предпочли привычному для европейских колонизаторов геноциду раздельное существование внутри единого государства (суть апартеида).

Совсем иначе разворачивались события в нашем родном отечестве после Великой социалистической катастрофы 1917 года: варвары просто взяли и умучили (уморили голодом, вырезали, расстреляли в затылок по подвалам и пр.) всю духовную и культурную элиту общества (ту самую "высшую касту", которая в России по наивности бредила иллюзиями о цивилизованности варваров), лишив в одночасье одну шестую суши малейших шансов на выживание в исторической перспективе! Одна шестая, конечно, понастроила атомных бомб (удачно украв технологии) и слетала в космос, зато безнадежно подорвала генофонд титульной нации - плоды этих "великих свершений" мы сегодня и пожинаем в виде ежегодного вымирания одного миллиона душ.

К чему я это рассказываю? К тому, что вне рамок антиномичного мышления мы обречены на скатывание к примитивным суждениям, которые рано или поздно сведут все дискуссии к навешиванию ярлыков и жупелов: "Касты, говоришь?! Ах ты, нацист проклятый! Фтопку! Апартеид?! Ах ты, фашист недобитый! Фтопку! Инквизиция испанская тебе нравится?! Ну ты и гнида моральная! Раздавим как вошь!"

Иначе и быть не может: линейное логическое мышление хорошо там, где оно только и способно работать - на уровне узкого конкретного естественнонаучного эксперимента в лаборатории! Доказать специфическое суждение в физике, химии, микробиологии, погонять элементарные частицы по синхрофазотрону - милости просим: вот вам и логика, вот вам и четкая система доказательств с синтезом и анализом. Объяснить же явления на стыке научных дисциплин, тем более - объяснить такие непостижимые вещи, как искусство, религия, жизнь общества и движение человеческой души, не говоря уж о первопричинах мирозданья (не дававших покоя Канту!), с помощью линейной логики и однозначных суждений - амбиция бесконечно наглая, претенциозная и глупая, ничего кроме смеха вызвать не способная.

Anyway, даже если читатели из числа наиболее закосневших в методе, проигнорируют оферту с личным экспериментом в сфере антиномичного мышления, теперь у всех должно быть четкое понимание причинного места, из которого растут замысловатые ноги культур-повидла. Во всяком случае, в следующий раз, когда возникнут сомнения, не будет соблазна списать всё на счет беспринципности автора!

Нам остается только доложить сегодня претенциозный шматок к "Голубятне" в форме софтяшки недели под названием HandBrake. Штука эта решает простенькую бытовую проблему, которая на поверку оказывается практически неразрешимой в создавшейся на рынке ситуации. Проблема называется - конвертирование DVD в один из современных форматов для последующего просмотра на мобильных гаджетах, будь то iPhone, коммуникатор HTC Touch HD либо чудо PMP Cowon Q5W.

Дело в том, что в настоящее время сложилась забавная ситуация: формат DVD окончательно и бесповоротно утратил титул лидера в качественной передаче видеоизображения. Самая заурядная любительская HD-видеокамера выдает файл, несопоставимый по качеству (разумеется, в лучшую сторону) с DVD. На торрентах лежат "морковки" (контейнеры MKV), которые тоже кладут DVD на обе лопатки. Добавьте сюда чудеса, которые творит кодек x264, добавьте морально устаревшую и занудную фичу по имени DVD Menu, добавьте убожество и предельное неудобство использования всех существующих программных проигрывателей DVD-дисков (PowerDVD, WinDVD, Windows MediaPlayer), добавьте полное неумение либо кривое воспроизведение DVD всеми лучшими универсальными софтплеерами (GOM, Zoom, VLC и пр.), добавьте, в конце концов, набирающую популярность Blue-ray, и вы поймёте, что желание поскорее избавиться от формата DVD более чем актуально и оправданно.

В моём конкретном случае потребность в конвертации выросла из двух обстоятельств: странной мутной (в глазах Антонелло) любви к просмотру фильмов на интимном экране Cowon Q5W и органической ненависти к PowerDVD (всякий раз, как запускаю этот, черт бы его побрал, лучший программный DVD-плеер, чувствую подступающий к горлу комок ярости!). Так вышло, что желанный концерт Marillion (Recital of the Script, 1983) на торренте был доступен только в форме папки video_ts, поэтому сразу после закачки возникла потребность в конвертации потных VOB'ов в файл потребного вида и адекватного качества.

Тут-то и начались проблемы. Самая знаменитая утилита - AutoGordianKnot - благополучно и давно издохла на версии 2.48 beta и о кодеке x264 даже не догадывается. Даунгрейдить же DVD в DivX или XviD не было ни малейшего желания. Прошерстив софтверные отстойники и гадюшники, обнаружил около десятка поделок, которые на уровне тоскливого мастера подсказок обещали ламерам вагон счастья.

Вагона, однако, не выходило, потому что утилиты либо не поддерживали x264, либо обладали совершенно непотребным и кривым интерфейсом, либо выдавали на выходе видео жалкого качества. Программы типа MeGUI, придержавшие для пользователя за пазухой революционный хайп вроде "трехпроходного кодирования", требовали от этого самого пользователя или врождённый квадратногнездовой заточ мозга (под гоблина), или безграничный запас свободного времени для изучения совершенно неподъёмных по количеству и содержанию тонких профессиональных настроек. Тем не менее, ни в коем случае не списываю MeGUI со счетов и с чистой совестью рекомендую эту утилиту технотронным товарищам. Принадлежность к таковым легко определяется- достаточно одного взгляда на скриншот программы! Если вас не смущает потребность в предварительном процессинге DVD с помощью специального фронтэнда AviSynth (потому как на входе MeGUI должен быть именно скрипт AviSynth, а не папка Video_ts), то - вперед и с песнями! Главное, помнить, что одним только AviSynth бодяга не закончится - выдержка из мануала: "Обычно работа с AviSynth строится таким образом: сначала вы создаете простой текстовый документ со специальными командами, называемый скриптом (т.е. сценарием, программой на языке Avisynth), и сохраняете файл. Эти команды соотносят один или несколько видеоклипов с фильтрами, которыми Вы хотите их обработать. Затем Вы запускаете видеоприложение, например VirtualDub, и открываете в нём этот файл скрипта (скрипт-файл). Тогда и начинает работать AviSynth". Просто и со вкусом.

To make it short, я нашел утилиту, обладающую идеальным балансом между качеством кодирования и простотой использования, - ту самую помянутую выше французскую жемчужину HandBrake. Достаточно взглянуть на скриншот, чтобы сходу успокоиться: всё просто и интуитивно до неприличия. А главное - качество кодирования x264 получается более чем приемлемое!


Из еженедельника Компьютерра" № 22 (786)

1. Обоснование метода (нем.). [назад]

2. Не волнуйтесь: перманентная апелляция к самому себе в третьем лице - не симптом шизофрении, а элемент художественного стиля! [назад]

3. Определение, данное в Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com/EBchecked/topic/28270/antinomy). [назад]

4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (статья "Антиномия"). [назад]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.