Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Кризисуемо потихесеньку

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   27.05.2009

Ситуация в экономике Украины не то что под стать российской, а и того хуже. А разница в отношении людей к неурядицам радикальная: минор - на родине, мажор - в Незалежии. В чем причина?

Миленькая всё ж таки украиньска мова, n’est pas? Тащусь неподдельно. Кризисуемо - это, конечно, я сам придумал, а вот потихесеньку - взаправдашне: переводится как "потихоньку" (для тех, кто самостоятельно не утямил1). Традиционную ежегодную рекогносцировку накануне летнего переселения на юг я провел в конце апреля, совместив приятное с полезным по самое зашморгування2.

Впечатлений и в самом деле море разливанное: во-первых, протестировал новый UMTS/HSDPA-модем от Novatel Wireless (модель Ovation MC990D) в сети местного оператора UTEL.

Результат перекрыл все ожидания, особенно в сравнении с прошлогодним опытом работы в сети CDMA2000 EVDO (оператор People.net): умопомрачительные скорости, умопомрачительное качество связи, абсолютно непобиваемые цены! Все подробности - в видеоприложении к "Голубятне Онлайн" ("Фиговина").

Во-вторых, интенсивно протестировал свою новую цифровую мыльницу (мыльницей, впрочем, язык не поворачивается назвать подобное произведение искусства) - Panasonic Lumix DMCLX3 (a propos, надоумили меня сменить FujiFilm Finepix F100fd на это чудо читатели, за что громадное им дякую!). Презентацию LX3 вкупе с пучком эмоций и впечатлений тоже смотрите в "Фиговине".

В-третьих, совершенно невероятными наблюдениями пополнилась моя персональная кунсткамера в контексте переживания Незалежной экономического кризиса - переживания в до того диковинной форме, что вынес их в заголовок сегодняшней публикации.

В-четвертых, забавно было наблюдать за реакцией местных друзей, родственников и товарищей на фильм "Тарас Бульба", который, в отличие от уже ставшего традицией на родине холодного приема всего, что не вписывается в схему "пошагового руководства по срубанию бабок", получил на Украине мощнейший эмоциональный импульс, подкреплённый неадекватной реакцией официальных властей.

Культур-повидло мне бы хотелось наполнить именно "неайтишными аспектами" весенней рекогносцировки, а именно: кризисными наблюдениями и "Тарасом Бульбой", оставив "железяки" целиком за кадром, ибо мы давно уже сошлись во мнении, что последние идеально воспроизводятся видеорядом, который по убедительности всегда перевесит любое вербальное смакование.

Начну с "Тараса Бульбы", который, по всем признакам, ранил незалежные сердца гораздо забористее, чем отечественные. Что не удивительно: народ в средней школе давно уже учится плохо, первоисточники читает невнимательно, а потому заводится с полоборота от идеологем стопятидесятилетней свежести. Поскольку обитателям Российской Федерации малоросские идеологемы Николая Васильевича Гоголя по полному шарабану, фильм "Тарас Бульба" и не вызвал волны, желанной тем, кто его заказывал и проплачивал. Незалежным же нашим братьям идеологемы Гоголя показались яростно злободневными, вот они и возбудились не на шутку.

Как я уже сказал, масла в огонь подлили политики, которые с простотой старушки, подкладывающей веточки в костер Яна Гуса, первыми расписались в плохой школьной успеваемости: "Николай Гоголь был первым малороссом. Что касается фильма - это однозначно продукт информационной войны, которую ведет Россия. С точки зрения РФ - она ведет себя правильно. Не имея своих героев, россияне ищут их в других нациях", - отомстил за художественное оскорбление глава Всеукраинского объединения "Свобода" Олег Тягнибок.

Политикам вторит продвинутая в незалежном отношении пресса: "Смерть каждого героя-казака сопровождается прощальной фразой, в которой он благословляет "Русскую землю". То, что у Гоголя было органичным плетением трагического момента, у Бортко превращается в пафосный фрагмент, грубо вмонтированный в историческую драму по идеологическим соображениям. Кино как жанр искусства тут умирает, мы вынуждены пересматривать банальную агитку, в которую превратился российский кинематограф последних лет", - сокрушается газета "Украина молодая".

Не отстают и вечно вчерашние: президиум ЦК Компартии Украины удостоил 22 апреля 2009 года Владимира Владимировича Бортко Ленинской премии "за высокохудожественное воплощение в киноискусстве идеалов дружбы украинского и русского народов, пропаганду общего исторического и культурного наследия".

Короче говоря, читатель уже догадался: украинских людей больше всего смутила в фильме Бортко частота употребления фраз "русская земля", "русский дух" и "русский царь". Фраза "православная вера", звучащая не реже "русской земли", никого не смутила. На аналогичном - фразеологическом - уровне фильм "Тарас Бульба" воспринимается на Украине и гражданами-обывателями, которые, в зависимости от геополитической ориентации, восторженно приветствуют художественное творение российского режиссера либо проклинают его за посягательство.

Наблюдения эти забавны исключительно в одном отношении: они иллюстрируют мою давнюю теорию о том, что общественно-политическая организация общества поразительным образом формирует эстетику этого общества в частности и его ноосферу в целом. Согласитесь: ну чем "Тарас Бульба" вам не "Рейчел, выходящая замуж"? Кажется, кто-то из читателей проводил эту параллель при обсуждении контекстной "Голубятни" на форуме.

Меж тем параллель эта крайне обманчива. В первую очередь потому, что в ней происходит путаница идеологии произведения искусства с идеологией восприятия. В "Рахили" мультикульти-агитка вмонтирована в послание режиссера, тогда как пафос "русского духа" и "русской земли" к режиссеру Владимиру Бортко имеет лишь опосредованное отношение. Весь этот пафос сконцентрирован в первоисточнике - повести нашего великого классика Николая Васильевича! Как бы ни ухищрялись в жонглировании словами письменники "Украины молодой" ("То, что у Гоголя было органичным плетением трагического момента, у Бортко превращается в пафосный фрагмент"), от всякого прилежного школьника не утаится истина: "Русский дух", "Русская земля" - это никакое, на фиг, не "плетение", а глубинная первооснова всей повести Гоголя! Вокруг этого в "Тарасе Бульбе" все вертится, ради этого, собственно, повесть и была написана.

Не буду скрывать: педалирование "земли" и "духа" в фильме Бортко с наскока меня тоже слегка ошарашило, однако я сразу же поступил сообразно долгу честного филолога: извлек из электронной библиотеки первоисточник и перепроверил подозрения. Подозрения подтвердились: режиссер Владимир Владимирович Бортко свято сохранил каждый изгиб патриотической мысли классика, до последнего нюанса, до мизерной крошки. Целые куски литературного сценария фильма дословно повторяют пассажи из повести Гоголя - явление довольно редкое в современной кинематографии.

У меня даже возникла шальная мысль, что снимался фильм именно с этим (наивно) дьявольским умыслом - в надежде на школьное невежество (мнимых) идеологических оппонентов. Что ж, расчет оправдался, невежество подтвердилось, и оппоненты угодили в ловушку, приписав проклятому Путинлянду то, что в действительности принадлежит великому патриоту Российской империи середины XIX века.

На уровне всё того же пафоса Гоголя восприняли фильм и рядовые украинские зрители. Почему этот уровень столь примитивен? Ну как же: ведь примитивна (по молодости!) сама общественно-политическая организация Незалежного государства, которая и формирует эстетику общества (см. выше).

В России, как я сказал, фильм на уровне идеологии восприняли разве что сами заказчики: рядовому народу все эти "русские духи" и "земли" оказались по полному шарабану. Опять же - почему? Потому что общественно-политическое дышло нашего отечества давно заматерело и развернуто в диаметрально противоположную сторону: наш народ целеустремлен и сосредоточен. На распиле бабла. Общенародный всенациональный распил бабла - это сегодня главная идеологема Российской Федерации, поэтому обыватель плевать хотел на ляхов (кто они вообще такие? Где живут? С чем их едят?). Зато запрет импорта криворульных автомобилей - вот проблема вселенского масштаба!

Поскольку реклама фильма "Тарас Бульба" оказалась нешуточной, народ в кинотеатры потянулся, идеологический аспект действа пустил побоку и сосредоточился на том, что и полагается: на художественных достоинствах творения Бортко. Сосредоточился и... не вдохновился! Вышел уныло из кинотеатра, смачно плюнул себе под ноги и вернулся к злободневным реалиям: единодушной поддержке кандидатов "Единой России" на выборах в мэры Сочи и борьбе за право кататься не на "Самарах", а на списанных "Тойотах".

И тут начинается самое интересное. А почему, собственно, наши соотечественники не вдохновились художественными достоинствами "Тараса Бульбы"? А потому, что в фильме Владимира Владимировича Бортко таковых достоинств нет! В этой унылой констатации и заключается основная сермяга и трагедия сюжета. Ничего более ужасного, беспомощного, примитивного и халтурного именно в художественном отношении я на экране давно не видел, если вообще видел когда-либо. Потому что батальные сцены (составляющие, по злой иронии, чуть ли не большую часть киноленты) "Тараса Бульбы" дают сто фор любым "Красным колоколам", в которых мексиканские повстанцы скачут вокруг осажденной крепости и скачут, скачут и скачут, скачут и скачут, скачут и скачут, но так ничего зрелищного и не наскакивают.

У большого художника Сергея Федоровича Бондарчука рекрутированные солдаты Советской Армии хоть скакали профессионально, тогда как статисты Владимира Бортко вытворяют в кадре вещи просто умопомрачительные. Дабы не удавливать читателей собственными наблюдениями, предлагаю эксперимент: запустите по новой "Тараса Бульбу", выберите любой батальный кадр (он в фильме - каждый второй) и вместо общего сумбура действия и монтажного примитива ("взмах сабли - порез на теле крупным планом") сосредоточьтесь на любой паре статистов, фехтующих по углам кадра - вам откроется такая нирвана, что ни в сказке сказать, ни пером написать! Люди монотонно, слово под бой метронома, размахивают сабельками туда-сюда и при этом озираются по сторонам ("Интересно, а что сейчас Вася делает? А Колян? А вон Петька, вона! Ну, умора!"). В какой-то момент статисты одумываются, поворачивают головы друг к другу, один из них картинно задирает локоть (то ли как в танце "Семь сорок", то ли как в шлягере 80-х про утят), другой аккуратно засовывает ему под локоть бутафорское холодное оружие, локоть прижимается к туловищу, картинное падение, и - вот она, трагическая кончина за "землю" и "дух".

У этого нет названия - это нужно видеть собственными глазами. Первая мысль: "Как же так?! Как режиссер "Собачьего сердца", "Идиота" и "Мастера и Маргариты" мог вообще снять такую гомерически позорную туфту?! Как он мог допустить такую халтуру?" Однако уже вторая мысль успокаивает: "А чему, собственно, удивляться? Когда Владимир Владимирович Бортко снимал action movies? В "Бандитском Петербурге" или, может, в "Улице разбитых фонарей"? Нет же, конечно: и там, и всюду и везде, Бортко снимал камерное кино, целиком и полностью построенное на удачном подборе актеров. Так и в "Тарасе Бульба": задействованные актеры - самая сильная сторона фильма: и Вдовиченков, и Боярский, и Ступка. Даже неземной красоты панночка Магда Мельцаж, которая ничего, кроме демонстрации своей неземной красоты, делать не умеет, оттеняет ужасы общей динамической беспомощности фильма.

Такие вот непричесанные мысли родились у меня на Украине по поводу главного идеологического блокбастера России 2009 года. Перейдем теперь к незалежному переживанию экономического кризиса в стиле "потихесеньку". Только, бога ради, не приписывайте мне лишние обобщения: все мои впечатления выстроены на наблюдениях в городе-герое Одессе, который, как известно, та ещё Украина. И тем не менее - гривна и в Одессе гривна, а автомобильная сборка в Ильичевске приостановлена точно так же, как приостановлено производство в крупнейших промышленных центрах Запорожья.

К ужасам сворачивания местного производства можно смело добавить ужас ценового роста: гривна обесценилась с 5 до 8 (за доллар), и вместе с ней по мистическому и ничем не объяснимому закону развития экономик постсоветского пространства выросли цены на продукты питания и всё остальное тоже! Такое впечатление, что пиво разливают не на соседней улице, а в Занзибаре, а помидоры выращивают и хлеб пекут не в пригородных теплицах и хлебокомбинатах, а в Детройте. Как могут расти цены на продукты местного производства при росте курса доллара?

На самом деле ясно как: дело не в долларах, гривнах и рублях (в России мы наблюдаем точно такие же процессы), а в мировых ценах на сырье. Эти цены падают, поэтому в странах с полноценной экономикой падают и цены на остальные товары (как в США, например, или Европе), а в странах с дегенеративно-сырьевой экономикой цены на остальные товары растут, потому что государство истерически пытается компенсировать убытки своих ненаглядных сырьевых кормильцев за счет всех остальных отраслей экономики. Положение на Украине в этом отношении - лишь брызги и слабые отголоски того, что творится в России (поскольку Украина на сегодняшний день - экономический сателлит России, нравится это кому-то или не нравится).

Как видите, тенденции в народном хозяйстве, торговле, зарплатах и приработках населения наших стран общие, зато отношение людей к кризису - совершенно разное. Об этом отношении я как раз и хотел рассказать, ибо в нём заключена метафора "потихесеньку". Экономический кризис буквально выгравирован на каждой физиономии дорогих моих москвичей: скулы напряжены, глазья глядят угрюмо исподлобья, скрежет стоит зубовный после каждой скинутой тысячи с арендной платы за квартиру (похоже, 90% населения белокаменной столицы окормляется именно этим промыслом), родные работодатели если ещё не гонят на улицу, то уж зарплату урезают нещадно.

Это у нас. "А шо такое? Кризис? Какой кризис?" - вот общее настроение людей, с которыми мне удалось переговорить на Украине. Ни на какую репрезентативную подборку мои наблюдения не претендуют. Это глубоко личные и разрозненные беседы: с парой-тройкой предпринимателей, с программистами, с часовщиком в частной мастерской, с продавцами на рынках, с официантами, менеджерами салонов связи Utel и Peoplenet; с родственниками, разумеется; просто с обывателями в автобусах и маршрутках; наконец, с работником порта, спортивным тренером и инженером - моими купейными попутчиками. Поразительным образом настроение у всех подпадает под общую тональность: "Да, цены выросли, да, в Киеве цветет политическая клоунада, но настроение у нас бодрое, желание работать лишь усилилось, а дела - да вроде все постарому: торговля идет, строительство идет, дети в школу ходят..."

Но я-то ведь тоже не слепой, я же вижу, что ситуация в экономике не то что под стать российской, а и того хуже, причем чревата гораздо более серьёзными осложнениями (в силу полной необеспеченности украинских тылов в финансовом и сырьевом отношении). Тем не менее разница в отношении людей к неурядицам радикальная: минор - на родине, мажор - в Незалежии. В чем причина? В климате? В истории? В принципиально ином политическом устройстве?

Все эти аспекты не раз поднимались и обсасывались в "Голубятнях", поэтому нет нужды повторяться. Хватит общего вывода: разные мы, совсем разные. И это замечательно, поскольку разность эта не разделяющая, а дополняющая. Разность единой крови.


1. Сообразил (укр.) [назад].

2. Завязка (укр.) [назад].

Из еженедельника "Компьютерра" № 18 (782)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.