Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Sans Racines

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   22.04.2009

Трудно описать удивление студентов, когда я им отвечаю: "Законы и государственные регуляционные акты, по которым ведутся сегодня, в 2009 году, торги на американских фондовых рынках, были на 95% написаны и утверждены в 30-е годы!"

Хотел сегодня написать что-нибудь софтверное, желательно на тему PPS, которая все же должна как-то развиваться в сторону победного конца (и не сомневайтесь - разовьётся непременно!), но понял, что не хватит ни запала (утром сдал "бумажную" Голубятню, целиком посвященную программным утилитам родительского контроля), ни времени (нужно изучать материалы, а завтра писать серьезную статью в "Бизнес-журнал" про Chapter 11). Поэтому ограничусь абстрактными наблюдениями по одной весьма болезненной и, на мой взгляд, важной общественно-социальной теме. А может, и не общественно-социальной, а культурно-исторической - кто ж его сегодня разберет с плавающей-то рубрикацией и размыванием границ всех гуманитарных наук?

Как бы там ни было, вот эта метафизическая заноза, которая не дает мне покоя. Очень интересно послушать ваши суждения и наблюдения на этот счет. Итак: каждый день я натыкаюсь на проявления удивительного непостоянства нашей русской жизни, которое проявляется буквально и практически во всем: в магазинах то появляются, то исчезают продукты и товары; набор услуг любой компании меняется чуть ли не еженедельно, законодательство перекраивается быстрее, чем сменяются фазы луны, причем всякое такое перекраивание носит не косметический, а дьявольски радикальный характер - буквально с головы на ноги и обратно; сами государственные ведомства тоже постоянно плывут - их перестраивают, переименовывают, сливают, разделяют, тасуют как бог на душу положит; политики и общественные деятели практически все без исключения не имеют ярко выраженной политической платформы, потому что они постоянно мигрируют от одной позиции к другой, от одних приоритетов к другим, от одной идеологии к другой и так далее.

То же наблюдение можно развить и в отличной от вышеупомянутой плоскости: зайдите в любой дом и вы увидите выраженные следы - нет, не упадка, не вырождения, не нищеты, не отчаяния - а именно того же самого: текучести и неустойчивости в пространстве и времени. Мелкие детали (следы только-только проведенного микроремонта, перестановки, перепланировки, переделки, перемещения мебели по комнатам и т.п.) бросаются в глаза раньше, чем любые признаки постоянства. Никуда нельзя войти, чтобы увидеть, скажем, шкаф на том месте, где он стоял у друзей 2, 3, 5, 10, 15 лет назад. Нет "любимых" кресел с потертой, но дорогой сердцу обивкой, нет "бабушкиной софы" - все постоянно меняется, переделывается, перестраивается.

Можно пойти ещё дальше и констатировать точно такие же признаки перманентной флуктуации и в работе людей, в их карьерном росте, в их общественном поведении. Практически отсутствуют постоянные формы занятости: все переходят с места на место, увольняются (либо теряют против воли) с одной синекуры, утверждаются на другую, через полгода - на третью, на пятую, на десятую. Все спокойно обходятся без трудовых книжек, плевать хотели на непрерывность стажа, с легкостью переносят самые радикальные изменения в таких глобальных статусах как семейная жизнь, трудовой коллектив. А такое понятие, как община, вообще отсутствует: уровень постоянной привязанности и социальной укорененности нашего человека давно скукожился до индивидуального мироощущения (вот есть я, а вокруг всё крутится колесом и ко мне не имеет отношения).

Поскольку всё вышеописанное с легкостью обнаруживается и сегодня, и вчера, и 10 лет назад, и 100 лет назад (дальше не иду, потому как проверить не представляется возможным), напрашивается вывод, что дело не в случайном стечении обстоятельств или каком-то особенном общественно-политическом устройстве и переходной эпохе, а дело в глубинных чертах национального характера. Чертах, разительно отличных от того, что принято называть "европейским" мироощущением. Об укорененности Европы в традициях говорить бессмысленно - она лежит на поверхности и множественно документирована в исторических и литературных свидетельствах. Возьмем поэтому для контраста Соединенные Штаты, страну вроде бы как молодую, которой сам бог велел пребывать в постоянной динамике (что, кстати и выражается в постоянной готовности американцев в любой момент сняться с места, переехать в другой город, принять новую работу - лишь бы прослеживался карьерный рост и улучшение материального обеспечения). Между тем общественная жизнь Америки, привычки этой страны на уровне быта, товарного обеспечения и даже законодательства предельно консервативны и лишены суетной динамики. Во время всех моих многочисленных визитов в Заокеанию и в периоды временного там проживания меня больше всего поражало(и радовало!) именно это постоянство: когда бы ты ни пришел в любимый магазин, ты всегда найдешь тот сыр, который давно тебе полюбился, ту зубную пасту, которую всегда предпочитаешь, тот вишневый пирог, который ценишь, то же самое вино, ту же марку арахисового масла. И так во всем - у всех вещей свое камерное, но постоянно отведенное место. Обстоятельство, между прочим, вовсе не отрицающее появление с каждым днем всё новых и новых товаров, услуг, предметов. Вот только новые эти товары и услуги не вытесняют старые, не выбрасывают их с глаз долой, обеспечивая преемственность во времени, без которой жизнь лишена укорененности. Без которой, собственно, и наступает жизнь sans racines1, кою мы наблюдаем на Родине.

Студенты меня спрашивают постоянно, отчего не обновляются так долго лекционные материалы vCollege? Неужели ничего не меняется на американской бирже? Трудно описать удивление студентов, когда я отвечаю: "Законы и государственные регуляционные акты, по которым ведутся сегодня, в 2009 году, торги на американских фондовых рынках, были на 95% написаны и утверждены в 30-е годы!" Невероятно, но факт. Как такое возможно? А так, что законы эти писались не на три года, а с прицелом на неизменное пользование ими в будущем. На неограниченные сроки.

Что же означает наша неукорененность, наша необоримая склонность всё постоянно переделывать, перелопачивать, перестраивать, ломать, чтобы строить, строить, чтобы завтра сломать? На мой взгляд, речь идет о такой глубинной характеристике русского национального характера, как подсознательное ощущение временности бытия. Это ощущение не позволяет основательно обжиться, пустить корни в одном месте, устроить на одну работу (так, чтобы на всю жизнь), привязаться навеки к одному городу, одному месту, одному ближнему кругу. Любому одному, и главное, чтобы надолго. Русский человек - это какой-то вечный гость на своей же собственной земле, вечный странник, путник, проходящий всегда мимо. Вчера он был здесь, завтра его уже здесь не будет. Он не пускает корней, словно боится закрепиться, боится разочароваться в невозможности подобного укоренения, подобного закрепления, подобного пуска глубинных корней.

Откуда берется такое мироощущение? На мой взгляд, оно не имманентно натуре и не имманентно климату. На мой взгляд причины неукоренненности русского человека две. Первая - это православная религия, самая неукорененная в земной, материальной жизни, самая зовущая эту жизнь покинуть, самая подчеркивающая бренность и преходящую сущность бытия. (Кто говорил, что православие - это наука умирания? Игнатий Брянчанинов?) Причина вторая - государственное устройство России с самого момента уничтожения татарской Московией новгородской республики. Устройство это таково, что все подданые великой нашей империи - это служилые и бесправные люди (включая дворян - эти даже в первую очередь), которых в любой момент можно лишить всего - собственности, свободы, жизни. Есть царь и есть все остальные. И эти остальные - холопы. Очевидно, что извечное ощущение шаткости, ненадежности, недолговечности собственного положения, его зависимости от чужой воли и чужого каприза, все это не способствует чувству укорененности в жизни, действует отрезвляюще при всякой попытке пустить корни, основательно обустроиться - здесь и сейчас, с прицелом если уж не на вечность, то по крайней мере на век свой собственный, своих детей, внуков и правнуков. Ничего этого нет.

Такая вот у нас всех судьбина. И как с ней быть? Как поступать? Как жить дальше?

Что скажете?


"без корней" - франц. яз. [назад]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.