Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: GTD компендиум. Часть первая

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   23.03.2009

В конце концов достигаешь состояния, когда не то, что нет времени пилу точить (Sharpening the Saw), а - прости Господи! - облегчиться лишний раз некогда...

GTD компендиум. Часть первая.

 

Перечитав предыдущий пост в Голубятне Онлайн, а за одно - задумавшись о будущей проработке темы систем личной производительности, решил, что неподготовленным читателям будет очень сложно ориентироваться в вопросе без хотя бы самого общего представления о том, что являет собой система Дэвида Аллена Getting Things Done (GTD). В идеале, конечно, хорошо бы прочитать книжку Аллена "Как привести дела в порядок", которая свободно курсирует по Рунету (ещё лучше - её купить, ибо это как раз тот самый справочник, который желательно постоянно держать на журнальном столике либо прикроватной тумбочке), но столь великих жертв в наш перегруженный информацией век я не в силах требовать от читателей, а потому для тех, кто по всем временным статьям зашился, я и пишу этот компендиум, в котором излагаю голый скелет системы Getting Things Done.

Дабы не пережевывать миллион раз уже пережеванное, изложу GTD в том виде, как сам эту систему потребляю. Допускаю, что моя трактовка теории Аллена в деталях (и не только) отличается от оригинала, однако сила этой теории как раз в том и заключается, что каждый пользователь волен самостоятельно перелопатить частности, подогнав их под собственные нужды. К тому же подобный - проприетарный - подход сослужит ещё и добрую службу читателям, поскольку стимулирует любознательность (ведь для того, чтобы уличить Старого Голубятника в подтасовках классической GTD, придется таки ознакомиться и с первоисточником).

Итак, поехали. Основа GTD - разгрузка головы пользователя от лишней информации. Именно эту тонкость я пропустил мимо ушей год назад, когда проводил сравнение между системами Коуви и Аллена. Год назад GTD показалась мне излишней примитивизацией процессов индивидуального делопроизводства, тогда как душа просила сложностей (а для этого Коуви подходит идеально). Однако по мере роста занятости и формирования перенагрузки я стал искренне тяготиться информационными шлаками, которые скапливались в голове в геометрической прогрессии: ведь помимо деталей частных Задач, Встреч, Идей и Проектов система Коуви заставляла постоянно задумываться о "высоком" и "возвышенном" (Sharpening the Saw). В конце концов достигаешь состояния, когда не то, что нет времени пилу точить, а - прости Господи! - облегчиться лишний раз некогда. Вот тогда-то и начинаешь ценить GTD Аллена, лейтмотивом которой служит призыв: "Ничего не храните в голове!"

Отсюда логически вытекает Шаг первый в системе Getting Things Done: как только что-то умное приходит в голову, сразу же фиксируйте мысль где-нибудь за пределами черепной коробки. За пределами - это где угодно: хоть на манжете рубашки, хоть на ресторанной салфетке, хоть в диктофоне, хоть в КПК или коммуникаторе, хоть в ноутбуке, хоть в бумажном органайзере. Значения не имеет. Все вместе эти контейнеры называются Корзиной (Inbox). Я лично практически весь поток информации закидываю в папку LeaderTask, которую так и назвал - Inbox. Тащу туда каждый всплеск мысли, сколь бы мелочным и незначительным он ни казался. Зачем? Все за тем же: чтобы разгрузить голову от всего этого хлама. Для чего разгрузить? Для того, чтобы сориентировать эту несчастную голову на главное - выполнение поставленных задач!

Собственно, на этом вся эвристика концепции Дэвида Аллена и заканчивается. Дальше - лишь технология. Шаг второй: при каждом удобном случае и выдавшейся свободной минутке наводить порядок в Корзине, то есть прочесывать её и выполнять сортировку. Первый водораздел - вопрос: "Надо ли что-то с ЭТИМ делать?" Если надо - кладем направо, если не надо - налево (сейчас говорю условно, разумеется, лишь подчеркивая дихотомию выбора).

Шаг третий: разбираемся сначала с тем, что не требует от нас действия. Весь этот массив распределяем по двум направлениям: сохраняем в ящик (папку, отдел, называйте как угодно) "Когда-нибудь / может быть" (Some Day / Maybe), либо в ящик "К сведению" (References). Первый предполагает наличие какого-то ценного зерна с перспективой на будущее (скажем, задача "Съездить в Махачкалу и навестить друга детства"). Второй не предполагает непосредственного действия, однако содержит потенциально ценную информацию, которая может пригодиться в будущем (а может и не пригодиться, но выбрасывать жалко). Всё остальное из скопившегося в Корзине и не требующего действия, мы смело выбрасываем на помойку, то есть уничтожаем (Delete, комкаем, сжигаем, пропускаем через шредер и т.п.). Деструкции подлежит всё, что очутилось в Корзине на волне любопытства, излишней эмоциональности, иллюзии или просто - неадекватной оценки ситуации, переоценки важности дела, собственных сил и проч.

Шаг четвертый: разбираемся теперь с тем, что скопилось в Корзине и требует действия. Об этом поговорим завтра: сегодня время кончилось - отправляюсь писать бумажную "Голубятню", иначе не успею до вечера!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.