Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Такие разные динозавры

АрхивНаука и жизнь
автор : Михаил Карпов   23.03.2009

Недавние открытия позволили узнать, как летали птерозавры, являются ли пернатые динозавры исключением из правил или у большинства древних ящеров были перья, а также о самом большом морском хищнике всех времён.

Динозавры — не менее интересная тема, нежели полеты к звездам или жизнь на Марсе. Всегда приятно почитать что-нибудь новенькое про жуткого вида звероящеров самых разнообразных форм и размеров — и занимательно, и дурных новостей не сулит, что в настоящее время немаловажно. Вот, например, птерозавры — летающие ящеры, воплощение легенд о драконах - до недавних пор оставалось загадкой, как они умудрялись летать.

Как они летали?

Считалось, что грудная клетка птерозавров была негибкой, из-за чего, в теории, бедолаги, взлетев в воздух, должны бы были довольно скоро упасть - из-за нехватки кислорода. Но недавние исследования окаменелостей этих животных позволили разгадать её. Оказалось, что у лёгкие птерозавров были схожи с лёгкими птиц. Компьютерная томография окаменелостей особи Rhamphorhynchus показала, что кости этой рептилии были преимущественно полыми, а в кожистых крыльях и шее находились полости, сообщающиеся с лёгкими, которые нагнетали в них воздух во время выдоха. Это, собственно, и позволяло птерозаврам более эффективно дышать.

Расположение воздушных мешков Rhamphorhynchus

Что касается статичной грудной клетки, то ранее учёные не учитывали одну деталь - маленькие отростки на сегментах рёбер, которые сообщались с грудной клеткой и подобием килевой кости. Именно к ним могли крепиться мышцы, которые отвечали за расширение и сужение груди во время дыхательного процесса. Конечно, до наших дней мышцы не сохранились, однако другие особенности строения скелета птерозавра говорят за это предположение.

Перья

Кстати о птичках. Точнее, о сходстве динозавров с птицами - многие, наверное, знают, что, начиная с 90-х годов прошлого века учёные находили окаменелости пернатых древних рептилий. Ещё несколько лет назад это могло восприниматься как забавный курьёз, но сейчас уже можно говорить о том, что эти виды динозавров вовсе не были исключением из правил.

До сих пор все найденные пернатые ящеры относились к группе хищников тераподов, которые являются дальними родственниками современных птиц. Но теперь китайские учёные обнаружили окаменелости перьев у особи травоядного динозавра Tianyulong confuciusi, который 220 миллионов лет назад отделился от ветви древа эволюции, на которой присутствовали тераподы, что вполне может указывать на то, что предок всех динозавров обладал такой же особенностью.

Tianyulong confuciusi

Если это так, то перья могли быть у большинства этих древних рептилий, за исключением гигантских представителей, на окаменелостях кожи которых они замечены не были. Возможно даже, что весьма многие птерозавры были пернатыми, на что указывают некоторые находки.

В то время как перья современных птиц обладают разветвлённой структурой, у динозавров они были абсолютно примитивными и состояли из одного волоска. Сейчас подобные образования можно найти на хвосте райской птицы и на "бороде" диких индюков.

"Хищник Х"

Динозавры, впрочем, царствовали не только на суше, но и в морях. И, как выяснилось недавно, в то время, как на земле правил бал громадный тиранозавр Rex, в воде его роль исполнял вид, условно названный "Хищник X", который был в два раза больше своего сухопутного собрата. При этом сила его укуса составляла примерно 15000 килограммов, а длина одного зуба - около 30 см. Весил "Хищник Х" 45 тонн, протяжённость его тела составляла 15 метров, а жил он 147 миллионов лет назад.

Анализ найденных костей позволяет говорить, что существо, у которого было 4 плавника, обычно использовала лишь два передних, подключая задние в то время, когда приходилось поднажать в погоне за добычей. Мозг "Хищника Х" по размеру был сравним с мозгом белой акулы.

"Хищник Х"

Останки этого чудовища были обнаружены летом 2008 года норвежскими учёными из Музея естественной истории Университета Осло. По словам одного из них, анатомия животного позволяет говорить о том, что оно было самым опасным из известных на данный момент морским хищником всех времён.