Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Недопланета

АрхивНаука и жизнь
автор : Михаил Карпов   16.03.2009

Казалось бы, со времени определения Международным астрономическим союзом термина "планета" утекло немало воды, но споры вокруг планетарного статуса Плутона не утихают до сих пор.

Когда мы учились в школе, на уроках астрономии (у кого они были, конечно - знаю многих своих сверстников, которым не повезло) мы твёрдо уяснили, что в Солнечной системе есть девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и, наконец, Плутон. Так было до 2006 года, пока Международный астрономический союз не дал чёткое определение термину "планета" и Плутон исключили из этого списка. Теперь это просто ещё одно тело Пояса Койпера.

Вроде бы, вполне обыденное событие, ничего особо не изменилось, да и сам Плутон - уже вовсе не самое большое тело Пояса Койпера (космических тел, расположенных за орбитой Нептуна), в котором, он находится. Рекорд пока сохраняет карликовая планета Эрида, открытая в 2003 году, но это ничего не меняет. Плутон никто не отгораживал забором от остальных обитателей Солнечной системы, однако в некоторых кругах его "увольнение" вызвало настоящую волну возмущения.

Вряд ли детишкам самим пришло бы в голову так остро реагировать на это событие, скорее, тут поработали педагоги, но в результате свет увидела масса рисунков, живописующих бедных плутонианцев, протестующих против решения МАС с поверхности своей карликовой планеты. Однако этим дело не ограничилось - нашлась куча вроде бы вполне здравомыслящих людей, заинтересованных в решении этой надуманной проблемы.

Самые большие транснептуновые объекты из известных на данный момент

Так, сразу после "понижения" статуса Плутона, члены законодательного собрания штата Калифорния назвали такие действия МАС "научной ересью" (учитывая определение ереси как отклонения от догматов веры, звучит такое "оскорбление" довольно забавно), а палата представителей штата Нью-Мексико, в котором долгое время жил Клайд Томбо, первооткрыватель карликовой планеты, заявила, что в этом штате Плутон всегда будет планетой, а 13 марта объявляется "днём Плутона".

Ящики для пожертвований в обсерватории Лоуэлла, в которой Томбо открыл Плутон. Надписи: "Как нам называть Плутон? - Планета - Карликовая планета - Ещё как-нибудь - Мне не важно, я просто хочу поддержать обсерваторию"

С того времени прошло почти три года и, вроде бы, страсти должны были улечься, но нет же, вопрос поднимается снова и снова. В последний раз это случилось несколько недель назад, когда сенат штата Иллинойс принял решение, согласно которому "Плутон снова обретает статус планеты, после того, как его несправедливо понизили. 13 марта объявляется праздником планеты Плутон, в честь её открытия в 1930 году". Где-то мы всё это уже слышали, не правда ли?

Как вы, наверное, уже догадались, и тут без Клайда Томбо не обошлось. Астроному посчастливилось родиться в Иллинойсе (в 1906 году в городке Стритор), отсюда и такое повышенное внимание к многострадальной карликовой планете. Вы, возможно, спросите, как власти штата могут издавать какие-либо указы относительно космического тела? Всё описано в официальном документе. Плутон виден в Иллинойсе ночью на небосводе. Неужели нужны ещё какие-то доводы?

Вообще, если отвлечься от имеющих анекдотический характер дебатов относительно статуса Плутона, сама по себе эта карликовая планета представляет немалый интерес - вследствие удалённости от Земли и небольших размеров она практически не изучена. Впрочем, это до поры, до времени, так как в 2015 году Пояса Койпера наконец-то достигнет космический аппарат NASA New Horizons, который и займётся исследованиями карликовой планеты вплотную.

А пока - достаточно любопытный факт. На днях учёные обнаружили в атмосфере Плутона неожиданно большое количество метана, а также выяснили, что она теплее поверхности на 40 градусов - её температура составляет -180°C. Причин на то может быть множество, но самая очевидная - это присутствие замёрзшего метана на поверхности Плутона. По словам Эммануэль Лелуш, ведущего автора открытия, относительно высокую температуру атмосферы карликовой планеты объясняет присутствие в ней больших объёмов этого парникового газа.

Орбита Плутона

О том, что это космическое тело окружено тонкой газовой оболочкой, учёным известно c 80-х годов прошлого столетия. Как считалось, состоит она в основном из азота с примесями метана и, возможно, моноксида углерода. В то время как Плутон отдаляется от Солнца, двигаясь по своей 248-годичной орбите, его атмосфера замерзает и оседает на поверхности.

До настоящего времени учёные могли изучать лишь её верхние слои, наблюдая как карликовая планета заслоняет собой свет от звёзд. Но недавние исследования, проведённые при помощи спектрографа CRyogenic InfraRed Echelle Spectrograph (CRIRES), которым оборудован Очень большой телескоп, позволили изучить атмосферу Плутона полностью.

Если верхние слои атмосферы Земли холоднее нижних, то на этом космическом объекте всё наоборот. Почему же сам Плутон так холоден? Его поверхность охлаждается за счёт сублимации льда. Собственно, этот процесс можно сравнить с потоотделением у человека: пот испаряется и кожа охлаждается.

Насчёт того, почему у этой карликовой планеты такая атмосфера, есть две гипотизы. Согласно первой, поверхность Плутона покрыта тонким слоем метана, который сдерживает испарение азотного льда. Согласно второй, на поверхности этого космического тела существуют регионы, состоящие исключительно из метана. Чтобы узнать, какая из них верна, исследователи будут наблюдать за Плутоном и его атмосферой, в то время как он удаляется от Солнца по своей орбите. И, конечно же, в этом деле очень поможет New Horizons. Остаётся только ещё немного подождать...