Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Астероиды, чёрные дыры и галактики

АрхивНаука и жизнь
автор : Михаил Карпов   13.01.2009

Покуда мы маялись праздничным бездельем, в науке успели произойти существенные подвижки: ученые пересмотрели массу и скорость вращения Млечного пути и решили, что было раньше, галактика или её сверхмассивная чёрная дыра.

На уроках астрономии в школе (у кого они были, конечно) мы уяснили для себя, что Земля и восемь прочих планет Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, а между орбитами Марса и Юпитера находится пояс астероидов. Но шло время, и Плутон потерял статус планеты, а пояса астероидов начали находить и у других звёзд.

Если первый факт уже обмусолен до невозможности, то второй, вероятно, нуждается в разъяснении. Недавно американские астрономы с помощью космического телескопа NASA "Спитцер", наблюдая за шестью белыми карликами (так называемыми "мёртвыми звёздами", последней стадией развития звезды средней массы, вроде Солнца), обнаружили, что, согласно всем признакам, вокруг них обращаются пояса небольших каменистых космических тел, состав которых идентичен составу астероидов Солнечной системы.

И это не первый случай подобной находки. Ранее пояса астероидов были обнаружены еще у двух такого рода звёзд, так что теперь, когда к ним прибавились ещё шесть, вполне можно говорить о закономерности. Учёные предполагают, что вокруг примерно одного процента белых карликов обращаются пояса осколков астероидов. Состоят они из силиката, схожего с хризолитом, который часто встречается на Земле, но при этом в них не замечено углерода, что тем более подчёркивает их сходство с собратьями из Солнечной системы.

Но это еще не самая захватывающая новость. На праздниках исследователи порадовали нас известием о том, что всего в нескольких световых годах от сверхмассивной чёрной дыры в центре нашей галактики расположены зародыши светил. Это открытие подтверждает гипотезу о том, что звёзды действительно могут формироваться в этом регионе, что ранее казалось маловероятным.

В самом деле, эта область космического пространства подвержена влиянию "гравитационных приливов" сверхмассивной чёрной дыры Млечного Пути, масса которой сравнима с массой четырёх миллионов Солнц. При таком раскладе, по расчётам исследователей, газовые облака не должны быть способны сформироваться в звёзды. Но, с другой стороны, тогда присутствие молодых светил в этом регионе можно было бы объяснить разве что их формированием в другой части Галактики и перемещением к центру, что, тоже маловероятно.

Сейчас же ситуация более-менее прояснилась: скорее всего плотность газа в центре Млечного Пути существенно больше, нежели предполагалось ранее. Таким образом, он может, сконденсировавшись, коллапсировать и сформировать новое светило.

Не задерживаясь на звёздах, перейдём на ступень выше, прямо к нашей галактике, размеры и скорость вращения которой также подверглись ревизии в новогодние праздники. Теперь учёные считают, что Млечный Путь примерно в полтора раза больше, чем предполагалось ранее. Это ставит его в один ряд с такими большими галактиками, как Андромеда.

Так может выглядеть Млечный Путь

Скорость вращения нашей галактики также выше, и, согласно новым измерениям, в районе Солнца составляет 970000 километров в час. Масса же её сравнима с тремя триллионами масс Солнца, что может говорить об оказании ею сильного гравитационного воздействия на другие галактики местной группы, а значит её шансы столкнуться через некоторое время с Андромедой существенно повышаются. К тому же, данные исследования позволяют предположить у Млечного Пути наличие не двух, а четырёх звёздообразующих спиральных рукавов.

В центре каждой известной галактики находится чёрная дыра, из чего можно заключить, что, скорее всего, она присутствует в центре любой галактики. Но тут возникает старый как мир вопрос: что было прежде, курица или яйцо? Галактика или чёрная дыра? Да, похоже и на этот вопрос ответ найден.

По словам Криса Карили из Государственной радиоастрономической обсерватории в Нью-Мексико, всё указывает на то, что заварили всю кашу именно чёрные дыры. Предыдущие исследования близлежащих галактик показали очевидную связь между массой сверхмассивных чёрных дыр в их центре и массой центрального скопления звёзд. Оставалось выяснить, росли ли эти два образования вместе, "подкармливая" друг друга, либо одно существовало прежде другого.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, учёные воспользовались мощностями радиотелескопа Very Large Array, расположенного в Нью Мексико, а также французским интерферометром под названием Interferometer Plateau de Bure. Целью наблюдения стали самые отдаленные от нас галактики (а значит, те, вид которых для нас — картинка из очень далекого прошлого, ведь свет от них до телескопов на Земле проделывает очень долгий путь). Изучив некоторые из них, исследователи обнаружили, что сверхмассивные чёрные дыры этих космических объектов существенно массивнее центрального скопления звёзд. Это и указывает на то, что первые сформировались раньше вторых. Теперь остаётся выяснить, как чёрная дыра и центральное скопление влияют друг на друга, и на каком этапе скопление становится больше. Возможно, ответ на этот вопрос дадут более мощные радиотелескопы, которые уже строятся.