Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Фотографии по правилам сновидений

АрхивReaditorial
автор : Алексей Климов   28.10.2011

Как снимать наяву мир снов? Мы не говорим здесь о снимках с особым содержанием, задевающим наши фобии или морально-этические устои. Рассмотрим самые обычные уличные сюжеты.

Мне с детства не нравились золотые пропорции. Ряд Фибоначчи, ракушка наутилуса, таблица Менделеева... Это было слишком совершенно для того мира, в котором я ходил в детскую художественную школу в стране первого космонавта. Стол и шкаф в моей комнате делили пространство отлично от правила третей, а машины под окном парковались вне связи основных и дополнительных цветов их окраски.

Чего удивляться, что во сне я до сих пор вижу нескладный домик моего детства, а не картинки из учебника про идеальные пропорции. Большинство людей, с которыми я разговаривал, тоже видят сны бездарных операторов, декораторов и художников по костюмам, далёких от элементарных критериев красоты и меры. Вот уже пару месяцев как техника позволяет подтвердить мои слова: нам стала доступна запись сновидений (подробнее см. видео и описание). Поэтому я спешу предложить читателям мои многолетние исследования в этой области.

Я перефотографирую сновидения. Не фотографирую, а пере-, потому что для вдохновения мне нужен не волшебный томограф со спящим внутри человеком, как у сегодняшних исследователей, а простые "свидетельские" показания видевших сон. За четыре года я опросил около тысячи человек с просьбой отобразить сценку из любого их сна. "Криминалистически приемлемо" с задачей справились только 140 участников. Снятие показаний проводилось с помощью пластмассовых солдатиков моего сына. Опрашиваемые расставляли их "в кадре" белого листа так, как запомнили по сновидениям.

Меня интересовали точки наибольшего внимания, в которые спящий мозг помещал главных героев сновидений. Выяснилось, что большинство запомнившихся сцен построены либо "по-детски" (герой точно в центре), либо "по-зверски" (самая важная деталь или человек находятся на границе поля зрения). По сделанному эскизу производилась постановочная или натурная съёмка широкоугольным объективом. Затем я предлагал испытуемым обрезать полученную фотографию так, чтобы осталось только увиденное ими во сне. Из двенадцатимегапиксельных распечаток размером с писчий лист порой выкадрировались фрагменты не больше почтовой марки.

В результате, мне кажется, остаётся один шаг до раскрытия секрета съёмки запоминающихся фотографий нового типа. Фотографий, которые композиционно напоминают сновидения. Фотографий, которые читаются не по содержанию и смыслу, а целиком. Соккады и аккомодации при их рассматривании возвращают мышечную память глаз к опыту просмотра снов (подробнее англ.).

Рассмотрим подробнее, как снимать наяву мир закрытых глаз. Мы не говорим здесь о снимках с особым содержанием, задевающим наши фобии или морально-этические устои. Рассмотрим самые обычные уличные сюжеты. Причём качество таких снимков мало влияет на их запоминаемость.

Нам поможет встроенная в нервную систему "воронка Шеррингтона". Открытые Шеррингтоном принципы функциональной организации нервной системы предполагают, что только некоторые из внешних воздействий в условиях их одновременного влияния на организм получают на выходе непосредственный доступ к мышцам, проявляются в движениях. Следовательно, некоторый отбор, селекция раздражителей, отбрасывание части из них есть универсальный закон деятельности нервной системы вне сознательного участия нашей воли, а тем более фотографического вкуса.

То есть за палец на кнопке спуска конкурирует в среднем десять вариантов воздействия объективного мира на субъективные рецепторы фотографа. К сердцу зрителя воронка прикладывается повторно - из десяти замыслов фотографа к нам доходит (в информационном смысле) только один. Причём здесь уже однозначно работает только зрительный рецептор (запах фотобумаги или гул выставочного зала являются фоном, в принципе запоминанию способствующим, но факультативным).

Наши глаза устроены удивительно отличным от фотоаппарата образом. Для светового сигнала, но не для предметного восприятия адаптировано периферийное зрение. Краем глаза легче заметить мерцание монитора (да-да, некоторые экраны ноутбуков мерцают с частотой 200Гц при среднем положении яркости), козявку на стене, изменение лица начальника. Первая вспышка неосознанного зрительного внимания происходит по сигналу периферийного зрения. А дальше мы уже осознанно переводим взгляд в заинтересовавшую точку и разглядываем, например, фотографию.

Существует парадокс: чтобы увидеть нечто, нужно, чтобы это нечто уже воздействовало на сетчатку, обеспечило бы всю подготовительную работу - установочные движения глазного яблока, конвергенционные движения и т.д. При отсутствие периферийной зацепки дать команду "наблюдайте эту фотографию" крайне сложно. Что именно наблюдать? Требовать же от зрителя предварительного косого взгляда на ваши работы будет несколько авангардно (хотя можно попробовать, вдруг это тоже работает?).

Для зацепки за периферийное зрение зрителя фотографу придётся пройти за него этот путь. Самому смотреть на мир (даже не в видоискатель, а именно на мир) периферийным зрением. На практике это более естественно! Природа и социум выработали тактичный первый взгляд для составления впечатления о незнакомце. Мы не смотрим в упор при первой встрече (если не работаем в полиции). Для европейской культуры на улице характерны скользящие взгляды, косой "одноглазый" обзор или лёгкий наклон головы и вспышка нарочито рассеянного контакта глазами.

Мобильные телефоны со встроенными камерами словно созданы для съёмки в стиле учтивого невнимания - держать их возле уха, на границе поле зрения, вполне естественно. При этом половину кадра снимающий вообще не представляет. Таким образом, интуиция и случайность включаются в работу над итоговым снимком. А у зрителя включается сопереживание - его мозг ищет исходный ракурс и замысел фотографа. Приборы, записывающие движение центра зрительского внимания, на таких фотографиях показывают самые замысловатые траектории. Проверить предполагаемый среднестатистический путь обозрения любой фотографии можно на сервисе http://www.feng-gui.com.

Таким образом, в процессе восприятия фотография разворачивается из матричного, одновременного, воздействия всех своих миллионов пикселей в воздействие последовательное, по траектории взгляда. Сравните: одно дело глянуть на весь Лондон с самолётной высоты, другое - исколесить его на двухэтажном автобусе. Впечатление от города в заметной степени будет зависеть от выбранного маршрута, в том числе от его длины. Представляет интерес пересечение маршрута с ранее пройденными улицами. На перекрёстках охватывает ощущение уже виденного с другого ракурса, что усиливает запоминаемость. Аналогично этому чем дольше взгляд блуждает по фотографии и чем чаще линия движения фокуса внимания пересекается с уже пройденным путём, тем интенсивнее запоминается снимок и тем глупее он кажется. Ведь мы же не можем допустить, что не поняли автора с первого взгляда?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.