Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Василий Щепетнёв: Тусклая жизнь космовыпи

АрхивКолонка Щепетнева
автор : Василий Щепетнев   02.09.2011

Жили на поверхности, отчего же не пожить и в глубинах? Вдруг предания о Тартаре не на пустом месте возникли, вдруг это шлиман стори, память о прежнем, предпотопном Исходе?

Итак, отряд вынужденных переселенцев в преддверии глобальной катастрофы – политической, биологической, геофизической или какой-либо иной – устремляется в пояс Койпера, выбирает подходящий планетоид, не слишком большой, но и не маленький, и основывает форпост внеземной цивилизации. Возможно, отрядов несколько – три, четыре. Пояс Койпера тем и хорош, что планетоидов в нём видимо-невидимо, места хватает.

Прилетели, осмотрелись, стали окапываться. Поселения растут вглубь. Почему нет? В безатмосферных условиях, когда метеориты и космические лучи беспрепятственно бомбардируют планету, в мире тектонического покоя, когда нет ни вулканов, ни землетрясений, ни сколь-либо заметных приливных сил, поверхность теряет свою привлекательность, а недра, напротив, набирают очки.

Даже среди льда можно жить, что показал опыт антарктических станций, но, полагаю, в поясе Койпера найдутся планетоиды и покрепче, содержащие металлы если не в самородном виде (хотя всякое бывает), то в виде минералов. Жили на поверхности, отчего же не пожить и в глубинах? Вдруг предания о Тартаре не на пустом месте возникли, вдруг это память о прежнем, предпотопном Исходе? И наковальня в девяти днях полёта с ускорением, и тройной слой мрака, и железные ворота, и предсказания Нострадамуса о грядущем расцвете вполне укладываются в эту шлиман стори (именно так, через неразрывный дефис).

Жизнь в Коммуне Красных Орлов имени Геройского Маршала Ворошилова довольно тусклая – в прямом смысле. Поверхность планетоида, находящегося на расстоянии в 33 астрономические единицы от Солнца, получает в тысячу раз меньше световой энергии, чем земная. В ясный полдень освещённость на Земле составляет сто тысяч люкс. Делим на тысячу и получаем сто люкс. Это меньше, чем положено по СНиП 23-05-95 для номера гостиницы (150 люкс), но больше, чем в архиве (75 люкс).

Правда, освещённость кабинета Льва Толстого девятилинейной керосиновой лампой или мастерской столяра Луки Александрыча лампой семилинейной много скуднее, так что неудобств нет. Важнее другое: хватает ли света для фотосинтеза? Оранжереи, понятно, будут тоже в глубине. Можно установить светоконцентраторы, отражатели, направленное освещение. Тропического буйства зелени ожидать не приходится, но голодным не уснёт никто. Помогут грибы, одновременно выполняющие роль утилизаторов. (Классическое: "Кто сдаёт продукт вторичный, тот питается отлично!")

Впрочем, генная инженерия или же традиционная селекция выведет и новые койперовы яблони, и арбузы, и подсолнухи. Уж подзабытую хлореллу-то наверняка. Надеюсь, картофель тож, лишь бы жуков не завести. А, впрочем, жуки – источники животного белка, главное, готовить правильно. Холод вообще не проблема, в космосе сложнее отвести тепло, нежели его сохранить. Можно и дальше проводить поучительные расчёты, но, в отличие от Перельмана (Якова Исидоровича, а не Григория Яковлевича), я хочу показать не разнообразие явлений, а однообразие устремлений.

Выживание – вот сквозной лейтмотив существования вида homo sapiens. Лишь последние двести лет люди в сколь-либо заметном числе вышли за пределы "коридора выживаемости", да и то не по всему миру, а лишь в странах сегодняшнего золотого миллиарда. Вышли и ошеломлённо ахнули. Восемь сортов пива, книги по требованию и отдых на Средиземное море стали доступны для наших сограждан совсем недавно, отсюда и поведение детей, подобравших ключи к буфету с вареньем.

Но увы, недолго будет счастье длиться: придёт строгий дядя, заболит живот, да и варенье всегда кончается. Кончится и мир потребления. Кончится легко, безо всякого сопротивления. Для этого не придётся менять парадигмы и вводить смертную казнь за лампочки накаливания, достаточно будет навести телескоп на Землю. Да и какие лампочки накаливания, когда из розетки больше одного ватта не выжмешь? Каждый ватт энергии, каждый грамм белка, каждый кубометр пещеры будет служить единственно сохранению и, по возможности, преумножению граждан внеземной расы.

Если сегодня средний земной подданный тратит только на ежедневное перемещение "дом-работа-дом" пятнадцать тысяч больших калорий и два литра бензина, то для Красных Орлов подобное будет просто невозможно (положим, с бензином в поясе Койпера плохо, но из хлореллы нетрудно получить спирт). То есть моделью жизни будет не максимализм - четыреста лошадок на маршруте "дом-контора", триста ватт люстра, три тысячи пылесос, - а минимализм. Никакой пыли в глаза, никакой лапши на уши, никаких миллионных фейерверков ради праздника души в виде Дня Города. Знаем мы эти праздники, праздники Освоения Средств.

Жизнь будет строгая и суровая. До появления Данко. А потом…

Но сделаю паузу.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.