Василий Щепетнёв: Броня для "Я"
АрхивКолонка ЩепетневаПривычка к чтению художественной литературы есть адекватный ментальный аналог ношения звериных шкур и возведения крепких стен: защита "Я" от "не-Я" - дело необходимое.
Жизнь в зеленых лесах и голубых лагунах, слияние с природой и прочие идиллии, с той или иной степенью прибыльности продаваемые публике, проверку практикой выдерживают плохо. Не желает человек слияния с природой, ему необходима граница, вот здесь природа, а здесь я, и моего - не замай. Потому границу нужно крепить.
Собственную нежную и тонкую кожу покрывают шкурой убитого зверя, а если зверей на всех не хватает, то разного рода тканью, сначала натуральной, а потом и синтетической.
Но этого мало, требуется оболочка покрепче, и люди заселяют пещеры. А поскольку пещер тоже на всех не хватает, человек строит дом, и чем толще стена жилища, тем опять же лучше.
Потому и передвигаться по местности лучше в автомобиле, желательно - бронированном, не столько потому, что быстрее (иногда быстрее на метро), а просто чтобы не было физического контакта с окружающей средой.
Человек защищается от дождя и снега, от диких зверей, но пуще всего - от других людей. Понятно, что крепить личную границу приходится в рамках личного бюджета, и каждый не может позволить себе замок, обнесенный высоченной стеной и окруженный рвом с крокопираньями, даже бронированный "Мерседес" не всем по средствам, но это вопрос уже экономический, а не экологический.
Стоит заметить, что желание спрятаться, защититься в мире развито неравномерно. В одной стране люди живут за полустеклянными легонькими дверьми, и вполне прилично живут, в другой железные монструозии скрывают скудость, а порой и нищету. Но - прикрытую нищету, прикрытую той самой сейфовой дверью.
Но что тело! А защита духа? Защита "Я" от "не-Я" - дело не менее необходимое, чем бронирование дверей наших хрущоб. Если в двери ломятся все-таки не ежедневно и даже не ко всем, то взломать "Я" норовит всяк кому не лень. А кому лень, обращается в конторы по рассылке рекламы. Тут не природы боишься, природа на "Я" не посягает, волку или леопарду тоже внутренний мир человека малоинтересен. Но вот свой же брат Хомо Сапиенс...
И ведь доспехи, даже максимиллиановские, от ментального нападения не уберегут, как и танковая броня, и подземелья ракетных войск стратегического назначения. Ментальный натиск бывает незаметным для атакуемого. "Вроде все, как всегда: то же небо, опять голубое, тот же лес, тот же воздух, и та же вода", только вместо "Я" внутри сидит "не-Я".
Защиту от ментальных атак человек обыкновенно ищет сам. Проще всего выпить: мозг, окутанный алкогольным ореолом, на какое-то время становится невменяемым, а, следовательно, и не поддающимся обработке. Но простое решение не самое лучшее, порой - и довольно часто - страж мозга поражается раньше, чем сам мозг, и тогда человек ментально разоружается, и в пьяном виде совершает совсем уж неразумные поступки, классический пример - поведение Кисы Воробьянинова в ресторане накануне мебельного аукциона.
Да и в собственной жизни у многих есть что вспомнить: то вдруг сгоряча (то есть вследствие приема горячительных напитков) начнешь на улице цитировать Конституцию представителям органов правопорядка, то возьмешь кредит на второй ноутбук, то просто решишь поплавать в речке, забыв, что плавать толком-то и не умеешь.
Другой вариант - возведение вокруг "Я" ментальных бастионов. От легоньких - рыбки аквариумные, марки почтовые, фотографирование по-казацки, до весьма внушительных, вроде шахмат или активной поэзии.
Иногда программа глючит, и бастионы получаются престранные, тут иллюстрацией послужит гоголевский Поприщин. Пытался противостоять унылости и беспросветности повседневности - и стал испанским королем!
А бывает и наоборот, повседневность слишком уж необыкновенна, и тогда с человеком происходит то, что с героем романа Лихэйна (Dennis Lehane, Shutter Island). В век кинематографа можно и не читать, а посмотреть одноименную экранизацию, в русском обличии - "Остров проклятых".
И вот тут-то возникает понимание, что привычка наша к чтению художественной литературы или просмотру кинофильмов и есть наиболее адекватный ментальный аналог ношения звериных шкур и возведения крепких стен. Мы занимаем сознание небывальщиной, тем самым не оставляя места для войск потенциального агрессора.
Вакцинируемся. Погруженный в мир Достоевского разум теряет восприимчивость к навязчивой рекламе политика, прокладок или жевательной резинки. Если бы чтением или просмотром кинофильмов люди компенсировали недостаток внешних раздражителей, то следовало бы ожидать, что в деревне читали бы много больше, нежели в городе, однако на деле, похоже, все наоборот. Люди читают в том случае, если внешние раздражители превышают пороговое (у каждого - свое) значение, сверх которого разум теряет способность защищать "Я". То есть людям тяжело, когда реальности слишком много, и они ищут отдохновения в грезах.
Но это цветочек.
Ягодку я оставлю на завтра.