Василий Щепетнёв: Точка на карте
АрхивКолонка ЩепетневаСтрашно интересно, каков народ не в лице своих лучших представителей, а в массе. И чем масса больше, тем интереснее. И страшнее.
Без чёткого понимания, что мы есть сейчас, неясно, что, собственно, мы будем есть завтра. Иными словами, куда идём, господа и товарищи? А что идём, несомненно. Движение - факт. Прежняя цикличность времени сегодня не сможет полностью описать наблюдаемые процессы существования белка хотя бы потому, что нас семь миллиардов человек. Точной статистики за девятнадцатый век нет, а приблизительная говорит, что со времени похода Наполеона в Россию населения в мире прибавилось изрядно. И все хотят питаться.
Отступающая армия вторжения двенадцатого года пожирала и конские трупы и - если верить историкам и беллетристам - человеческие.
Продолжит ли человечество уплотнять Землю бесконечно (восемь, десять, пятнадцать миллиардов человек), остановится в нужной точке (а это где?) или же ему, человечеству, а, следовательно, и всем нам, предстоит отступление, по сравнению с которым наполеоновский крах - так, детский сад на манёврах? К тому же на пути нового отступления никто не позаботится разместить туши хорошо промороженной конины.
Я, как легко догадаться, всё об экзаменах, о ЕГЭ. Страшно интересно, каков народ не в лице своих лучших представителей, а в массе. И чем масса больше, тем интереснее. И страшнее. Не случится - и не случается ли уже? - феномен чёрной дыры, когда талант в силу разных причин, а по сути одной, притяжении массы, не может вырваться наружу, не способен проявиться? Но нет, до чёрных дыр ещё нужно добраться, пока же я пытаюсь сосредоточиться на одном-единственном вопросе: в условной человеческой единице интеллект неизменен, растёт или понижается? Хотя бы за десять последних лет? Если мы куда-то идём, давайте определимся, пока в руках есть целая и ещё не обтрепавшаяся карта, где на ней, карте, наша точка. Мы. Чтобы потом свою цивилизацию не спутать со следом мухи.
Судить о массе по элите невозможно, не исключу, даже в принципе. Победители интеллектуальных и натуральных олимпиад не только совершенно не отражают процессы в гуще закваски, они, скорее, должны замаскировать эти процессы. Поэтому-то так бьются за олимпийские медали не люди, люди-то понятно, а державы. Каждая хочет показать, что уж где-где, а у неё народ процветает физически. Любопытно и достойно изучение явления практически полной несравнимости по всем параметрам с натуральными олимпиадами олимпиад интеллектуальных - всяких математических и прочих, но это опять в другой раз. Пока ясно одно: в городе, где живет олимпийский чемпион по плаванию, в принципе может даже не быть бассейна (на всякий случай - это я не о Гвазде).
Так вот, что у нас с образованием в принципе: нормально, или плохо? Не из-за нехватки денег (то опять отдельно), а из-за слабой обучаемости детей, сиречь нехватки разума? Какая часть населения способна без риска психологического краха понять сама и объяснить соседу теорему Пифагора? Неужели сто процентов? Или девяносто? Или около пяти? Как долго ещё будет требоваться всеобщая грамотность, в смысле - письменность? Не свести ли Обязательную Всемирную Историю к брошюрке в тридцать две страницы для интеллектуалов и к восьми, включая иллюстрации, для большинства населения? Идей, понятно, у каждого много своих. Но смысл один: вдруг пять процентов интеллектуально одарённых людей (всех, конечно, в различной степени) вполне достаточно, чтобы развитие не только не стояло на месте, но и продолжалось? И они, работая для себя, не забудут и породивший их народ, которому многого ведь не нужно. Помимо еды, конечно. Но тут всегда можно вспомнить о внутренних резервах.
На кого ориентируется разработчик? На маньяка-зануду, любителя читать и перечитывать многотомные руководства, или же на любителя интуитивно-понятного (иначе - простого, как блин) интерфейса? Себя я, подумав, отношу ко вторым. Вот я, предвидя жару, установил кондиционер. К нему прилагалась небольшая инструкция и пульт управления. Самые нужные клавиши выведены наружу, а те, что немного посложнее, прикрыты дверцей. Когда установщики ушли, я, само собой, начал этот пульт вертеть, пытаясь открыть дверцу. Просто Алиса в стране чудес. Чуть не сломал. В инструкции (перечел трижды!) ничего не нашёл и написал на сайт производителя. Ответ оказался прост: я пульт пытался раскрыть, как книгу, а нужно было наоборот. С другой стороны, если бы я книг не читал, мне, вероятно, было бы легче постичь истину, что не все в мире устойчиво и привычно. Проще нужно быть, тогда тебя, то есть меня, поймет большинство. Было бы что понимать. И потому, редактируя свой текст, нередко то там, то сям стоит объяснить, что, собственно, я хотел сказать этими несносными аллюзиями. Читатель вовсе не обязан помнить наизусть ни "Идиота", ни "Анну Каренину". Помня их, зачем бы он тебя-то (т.е. меня) раскрыл?
То есть зачем, я знаю. В надежде нового. Мы все в надежде нового встречаемся с друзьями (и не только), ходим в филармонии, кинотеатры и просто театры, включаем телевизор, в общем, ведем себя сообразно возможностям и воспитанию. В поисках витамина новизны, витамина Эн, человек готов если и не горы свернуть, то нажать на кнопку пульта ДУ.
Лишь бы правильно нажать...