Василий Щепетнёв: Кассы на все направления
АрхивКолонка ЩепетневаПрирода пустоты не терпит, и вместо разговоров "где" появились разговоры "когда". Вот при царе-батюшке мои бы таланты признали. Вот при Сталине был порядок, там человека ценили по заслугам. Вот при…
Не так давно (а в геологическом масштабе - мгновение назад) обычной темой разговора была идея о жизни "там": как бы "туда" попасть при жизни, пустить корни и расцвети пышным цветом. Мол, здесь талант (труд, службу, предприимчивость, живость ума, верность долгу и преданность профессии) ценят дёшево, зато "там" заплатят полной мерой. В качестве примера брали танцоров, спортсменов, просто отчаянных людей, рискнувших поставить настоящее на карту и сменить масть. Но разговоры большей частью разговорами и оставались: вот так запросто купить билет "туда" – будь то Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Канада или Новая Зеландия – не получалось, потому и шли на рискованные дела вплоть до угона авиалайнеров. Был ещё шанс выехать по пятой графе, Москва – Вена, далее-как-получится, да не у всех она была, эта графа. То есть была-то как раз у всех, но не всегда подходящей конфигурации.
Сейчас – иное. Идешь в ближайшую кассу и заказываешь билет в любое место в любом классе. Приживайся, укореняйся, цвети. Если пустят. Впрочем, пускают – иногда. Мне браузер частенько норовит всучить листовку "Грин Карты", не зевай, выиграй свой Большой Шанс. Правда, само предположение, будто американский вид на жительство или даже американское гражданство есть счастливый лотерейный билет, кажется мне не вполне политкорректным, но сейчас я о другом: явилась возможность более-менее свободно перемещаться в пространстве, и отвлечённые разговоры на эту тему стали откровенным словоблудием. Если и нужны разговоры, то конкретные, информативные, с целью сбора проверенной на собственной шкуре информации. Годами размазывать по столешнице мысль о том, что вот в Мексике я бы показал, на что способен, выдают говорящего с головой. Езжай, да и показывай, ежели есть что за душой!
Но природа пустоты не терпит, и вместо разговоров "где" появились разговоры "когда". Вот при царе-батюшке мои бы таланты признали. Вот при Сталине был порядок, там человека ценили по заслугам. Вот при Брежневе можно было – и даже нужно – жить с уверенностью, что и завтра будет то же самое. И опять – разговоры эти вполне безнаказанные. Говоришь себе, а ведь никто не предложит: здесь Родос, здесь и прыгай.
А хорошо было бы иметь Настоящие Кассы На Все Направления. Считаешь, что в годы первых пятилеток жизнь была чище и справедливее – идёшь и берёшь одно нижнее место. Вечером садишься в поезд, и "овечка" везет тебя туда, куда хочешь. Лег, уснул, а проснулся на койке в общежитии, где, кроме тебя ещё восемь-десять бодрых строителей социализма. Если ты уже человек заслуженный, то посыпаешься в комнатке где-нибудь на окраине коммунальной квартиры (на большее одинокому человеку рассчитывать не приходилось). Что ж, встаёшь в очередь к местам общественного пользования, греешь чайник на общей кухне и бегом-бегом на работу, опаздывать нельзя. Бытовые мелочи есть совершенная ерунда, к неуюту привыкнешь, а будешь ударно трудиться – премируют ордером на штаны. Но вот митинги и собрания на работе с призывами "расстрелять, как бешеных собак" – это нечто!
Хотите в тысяча восемьсот девяностый год? Пожалуйста! Вдруг с Чеховым познакомитесь, со Львом Толстым поговорите. А работать – это кому как повезёт. Кто-то проснётся крестьянином-середняком, кто-то фабричным рабочим, кто-то инженером. Последним бы и хорошо, но шансов – один на сто.
Ну, а если никуда не хочется ехать? В конце концов, капитализм сам пришел в Россию двадцать первого века, и человеку, ориентированному на частную инициативу совершенно не обязательно пересекать государственную границу, она сама кого хочешь пересечёт.
И этот вариант предусмотрен: берёшь билет не в девяностые годы позапрошлого века, а прямо в сегодня. И на вокзал идти не нужно. Ночью уснул в собственной постели, а утром проснулся в Российской Империи, включающей в себя царство Московское, царство Тульское и княжество Мытищинское. Остальное отпало, отделилось, отвоевали недруги. Все очень пристойно, "соблаговолите" говорят, "будьте любезны", по московским улочкам извозчики туристов возят, столица готовится к визиту бухарского эмира, от которого надеются получить кредиты на строительство второго аэропорта… Тут уж вполне можно оформиться и журналистом, и приказчиком, и гидом, и даже кавалергардом. Можно в жесткий социализм угодить, с генералиссимусом Сталиным Четвертым во главе ("Рота, вперед! За Родину, за Сталина! Уррра" – и шипение бумеранговых пуль, кружащих над полем боя и выкашивающих тех, кто поднялся-таки в атаку). Можно в социализм бережный, где в субботу всем НИИ отправиться на сбор веточного корма – с песнями, под водочку, "накормим коровку с учёной сноровкой!". Любителям экзотики предлагается билет в ССМР – Союз Советских Магических Республик, где наш народ под руководством белых магов строит Светлое Настоящее, а народ не наш, заколдованный Чёрным Властелином, строит козни.
Но… Покамест это тоже одни лишь разговоры. Билетов в продаже нет. А хоть и были бы… Я не думаю, что альтернативные тропы истории вдруг нечувствительно привели бы Россию к вершинам благополучия. Дело не в Пути, а в Идущем. Конечно, сейчас написано масса книг, где Россия по желанию автора становится и великой, и свободной, и культурной и богатой одновременно, но способы предлагаются откровенно нелепые: три смелых поручика и один корнет спасают из Екатеринбургского заточения царскую фамилию, и этого оказывается вполне достаточно. Или проницательный советник вождя из будущего в тридцать пятом году предупреждает Сталина о плане "Барбаросса" и дает чертежи автомата Калашникова. Или вместо Горбачёва власть переходит к обаятельному голубоглазому чекисту…
Если написано бойко, отчего б и не почитать, но покупать билет и ехать в данном направлении не рекомендую категорически.