Василий Щепетнёв: Поправители
АрхивКолонка ЩепетневаГотовый результат экономит и силы, и время, а если задействованы особые силы – и деньги. Страны, еще каких-нибудь полвека назад считавшиеся арьергардными, теперь теснят признанных грандов прогресса. Но…
"Если русскому человеку дать карту звёздного неба, через день он вернет её с поправками". Эту сентенцию – с вариациями – часто приводят, как пример неугомонности и любознательности обитателей обширного пространства, омываемого водами трёх (пока трех, дайте только срок!) океанов. Или же как пример самонадеянного невежества.
А по мне, тут проявляется особенность нашего образа жизни. Строить обсерватории, вести год за годом кропотливые наблюдения, прилежно наносить на бумагу звездные светила, переживая за каждый градус, нет, за каждую минуту – это дело Улугбека и прочих чудаков. Российские цари занимались более насущными задачами, иногда успешно, иногда не очень, но в итоге держава получилась преогромная. Оглянулись, увидели, что земля вышла велика и обильна – значит, теперь самая пора и небом заняться. Звездный атлас чужестранцы создали, возьмем да и купим в ближайшей лавке, а нет в продаже, зашлем казачка, пусть скопирует. Или распропагандируем помощников звездочета, они из идейных соображений все тайны мироздания откроют даром. А мы свежим глазом и непредвзятым умом заметим неточности, огрехи, и, быть может, устроим настоящую научно-техническую революцию. Или какую-нибудь ещё. Откроем не просто пенициллин, его уже открыли, а советский пенициллин. Или советский грамицидин. Поправим Флеминга, чем плохо? Или вдохновенно переработаем теорию Маркса. Она и без того всесильна, а уж если её творчески развить применительно к России…
Собственно, и западники, и славянофилы к этому и призывали. Чаадаев завещал учиться у Запада, сомневаясь в собственных силах России. Аксаковы, Хомяков, а откровеннее других Самарин утверждали, что уникальность России в том и состоит, чтобы выбрать из всех цивилизаций наилучшие черты и укоренить это лучшее на нашей почве. А негодное – выбросить.
Действительно, кому нужно негодное? Кому нужны тупиковые решения, муки выбора, усилия становления? Раз, два - и в дамки, вот наш девиз. Зачем начинать с самого начала? Лучше с середины, а уж с конца и вовсе замечательно. Не отвлекаясь на подробности, усилий, догоним и перегоним Америку. Или хотя бы Португалию.
Готовый результат экономит и энергию, и время, а если задействованы особые силы (не то, чтобы потусторонние, но почти столь же могущественные) – то и деньги. Страны, ещё каких-нибудь полвека назад считавшиеся арьергардными, теперь теснят признанных грандов прогресса. Коста-Рика штампует процессоры, Малайзия – радиотехнику, Китай – всё-всё-всё. Но…
Но одолевают сомнения. Здорово ли это – не пахать, не сеять, не убирать, а закупать рис, картофель или пшеницу в чужой стороне? Не атрофируются ли в подобной ситуации мозги и мышцы? Заместительная терапия – мера вынужденная, будь то инсулин, кортикостероидные гормоны, эндорфины или анаболики. Иногда она спасает жизнь, но очень важно вовремя перейти на собственные ресурсы, иначе сегодня преднизолон, завтра преднизолон, а послезавтра надпочечники начинают угасать вплоть до полной атрофии. То же и с интеллектуальными навыками. Посмотреть ответ в задачнике или списать контрольную легче и проще, нежели решать самому, но чужое решение не всегда на пользу. Тупиковые результаты наращивают и волю, и мышцы, и потому отнюдь не излишни. Да и по дороге в тупик и обратно чего только не увидишь…
Однако всё равно списывают. Речь идет не о хитрых учениках – о хитрых цивилизациях. У китайцев - бумагу, у римлян - право, у арабов - алгебру, у Шпака - магнитофон…
Хитрость, как известно, заменяет ум. Иногда весьма успешно. Взять чертеж, немножечко поправить и приспособить для местных нужд – хитрость, поставленная на поток. Купить шаблон телепередачи, подсмотреть идею романа, скопировать дистрибутив программы, урезав и выбросив "ненужное" – действия, привычные до автоматизма.
Правда, в результате поправок конечный продукт порой разительно отличается от образца, представляя собой суверенный автомобиль первой пятилетки или суверенную демократию пятилетки нынешней. И первое, и второе не совсем то, о чем мечталось. Даже совсем другое.
Что ж, спасибо и на этом.