Василий Щепетнёв: Вид из окна или Гулливер на распутье
АрхивКолонка ЩепетневаГулливер путешествовал последовательно: сначала побывал в стране лилипутов, затем – великанов. А если приходится одновременно жить и там, и там? Недолго и запутаться. Хорошо бы объединить оба мира.
Смотреть на мир как можно шире – естественное желание. Охотник ли ты, дичь ли - не столь и важно. Важно вовремя заметить объект, а уж затем поступать по обстановке. Бежать к или от.
И потому родные просторы внушают чувство сродни религиозному. Вот она, видимость миллион на миллион! Душа поет! Никто не подкрадется, не съест – по крайней мере, внезапно. Есть время дослать патрон в патронник.
Человек нуждается в обзоре. Вид из окна – один из главных критериев при выборе жилья, будь то гостиничный номер на неделю или дом на всю жизнь. Видишь стену соседнего дома, одна цена, видишь Фудзияму – другая. И ты другой.
Искусственная среда, создаваемая человеком, повторяет среду естественную. И здесь многие предпочитают обзор, возможность окинуть взглядом как можно большую часть виртуальной действительности. Великие мастера прошлого и настоящего не жалели ни холста, ни мрамора, ни композитных материалов. Зевс одними габаритами внушает уважение. Петр – так воистину великий. "Заседание государственного совета", "Девятый вал", "Явление Христа народу", "Гибель Помпеи" – вот она, крупная форма во всём своём великолепии.
Кинематограф раздвигал горизонты – от стандарта к широкому экрану, к широкому формату. И телевизоры ценились если не за вес, то за площадь кинескопа - определённо. Как гордились и радовались люди, меняя четырнадцатидюймовый монитор на пятнадцатидюймовый, а там и на семнадцатидюймовый!
И действительно, в больших мониторах мир становился просторнее, не жал в плечах, давал дышать глубоко, полной грудью. Даже ноутбуки в ущерб предназначению становились всё больше и больше.
Но вместе с макромиром существует и микромир, в котором тоже можно жить, и даже жить комфортно. Экраны мобильных устройств решительно направляют потребителя в страну лилипутов. Они малы по определению, иначе какое ж это будет мобильное устройство. Не ты выбираешь мобильность – она тебя выбирает. Мегабайтные, а вскоре и гигабайтные потоки мобильных сетей четвертого поколения – аргумент внушительный. И потому хочешь, нет, а приспосабливайся к миру миниатюры. Экраны размером с почтовую марку, хорошо, с КРУПНУЮ почтовую марку становятся параллельным стандартом для чтения текстов и просмотра изображений. Терпи. "Заседание государственного совета" на экране мобильника ввергло бы Репина в ступор. Или Илья Ефимович просто бы расхохотался, оценив шутку. А смотреть на двухдюймовом экране кинофильм? Однако всё – вопрос привычки. Во мне с детства воспитывали тягу к большому, потому читать книги на мобильнике я просто не в состоянии. Не могу. Ещё и доводы подбираю: мол, чем больше текста видит глаз, тем полнее задействован интеллект. Раскрытая книга, шесть тысяч знаков – оптимум. А читать по предложению увольте, это унижает мой мыслительный процесс.
Доводы эти умозрительные, ничем не подкрепленные. Импринтинг и только. Лишись я вещей привычного мне размера на месяц-другой, а потом получи мобильник хоть с "Мёртвыми душами", хоть с "Войной и миром" – тут же прикипел бы к девайсу намертво. А если бы, как Маугли, воспитывался среди мобилофилов, то и очередного "Терминатора" на волшебной почтовой марке смотрел бы с жадностью. Но, имея каждодневный доступ к большому экрану, на мобильнике буду читать разве что заголовки новостей.
Гулливер путешествовал последовательно: сначала побывал в стране лилипутов, затем – великанов. А если приходится одновременно жить и там, и там? Недолго и запутаться.
Хорошо бы объединить оба мира. В голове. Чтобы большому потоку бит – большой обзор, чтобы и текст, и видео проецировались прямо на сетчатку, или хотя бы на монокль, что прежде составлял неотъемлемую часть опереточных (и не только) аристократов. Или на пенсне, которое неизвестно зачем носил булгаковский Коровин.
То есть это раньше считалось, что "неизвестно зачем".
Теперь-то я знаю…