Василий Щепетнёв: Амёбы на яблоке
АрхивКолонка ЩепетневаГрустно сознавать, что жизнь государства подобна жизни амёбы. Амёба не знает справедливости, милосердия, морали - их не знает и государство. Эти понятия существуют лишь в головах людей, но и в каждой голове представление своё.
Интересно наблюдать развитие растения - тюльпана, тыквы, картофеля, - снятое специальным образом, чтобы уместить весь жизненный цикл в пять-шесть минут. Вот росток пробился сквозь почву, вот он подрастает, цветет, угасает... Маленькая притча... А если запечатлеть жизнь дерева, получится прелюбопытнейшая драма. Если же целого леса - с высоты орбитальной станции, - то настоящий эпос. Правда, естественное развитие леса длится века, и премьеру фильма ждать придется долго.
К счастью, история доступна для киносъемки уже сейчас. Боевики с батальными, альковными и прочими сценами требуют соответствующего бюджета, редкая киностудия одолеет "Войну и мир" хотя бы до середины. Но оживить политический глобус, раскрасить государства в соответствующие цвета и показать их судьбу на протяжении столетий команде из историка, программиста и художника вполне под силу. Собственно, это уже реализовано в "Цивилизации". Государства в игре не настоящие, искусственные, их развитие тоже искусственно. Но история реальная известна достаточно хорошо, по крайней мере в географическом аспекте. Границы европейских стран (а с XVIII века и всех остальных) определены на каждый временной отрезок. Проецируй глобус на экран и смотри. Пожалуй, и это уже сделано, но широкого распространения зрелище не получило. Может быть, потому, что оно вышло неаппетитным. Жизнь даже не насекомых, а плесени. Или амёб - всё же лучше, чем плесень.
А смотреть стоит ежедневно. Поучительное зрелище. Амёбы живут на поверхности земного шара, как на яблоке, растут, крепнут, стараются друг друга пожрать, делятся... Посмотришь и подумаешь: никаким высшим смыслом, торжеством исторической справедливости, победой духа над материей и не пахнет. Мы анализируем, истолковываем, объясняем, предсказываем поведение государства в будущем, но это скорее отголосок теста Роршаха - когда в случайных кляксах люди видят личное, кто Джоконду, кто бабочку, а кто и победу "Спартака" в Лиге Чемпионов. Рассматривая жизнь государств, наблюдатель не замечает ни индивидуумов, ни масс, ни классов. Только разноцветные лоскуты. Не важно, переживает амеба рабовладельческий цикл, феодальный или капиталистический, она продолжает оставаться амёбой. У амебы цель единственная - выжить. А для этого желательно быть большой, сильной, активной. Впрочем, есть и другие способы - например, стать организмом-комменсалом, а то и вступить в симбиотические отношения. Устранить с поверхности антигенные маркеры, соседей не раздражать, а, напротив, ублажать, - и тогда даже маленький организм может существовать вполне пристойно. До поры. Активность амёб подчиняется неким командам, земным, солнечным или галактическим - неясно. То амёбы живут мирно, тучнеют неспешно, лишь изредка выпуская псевдоподии - пощупать, нельзя ли кого съесть тишком. То вдруг на них нападает бешенство, и они бросаются во взаимоистребительную битву. Видно, что определенные места на земном шаре обладают склонностью возбуждать амёб, продуцировать воспаление, - так и у человека бывает особо злостный фурункул, который раз за разом вскакивает на одном и том же месте. Если это верхняя губа или нос, то недалеко и до сепсиса с последующим летальным исходом.
В общем, грустная картина - сознавать, что жизнь государства подобна жизни амёбы. Амёба не знает справедливости, милосердия, морали, но их не знает и государство. Эти понятия существуют лишь в головах людей, но и в каждой голове представление о том, что есть справедливость, своё.
Специалисты лишь поморщатся: примитивный биологизм, вульгарный аналогизм, упрощённое моделирование. На самом же деле всё несравненно сложнее, простому уму законы развития недоступны, простой ум должен простодушно внимать людям, облечённым доверием власти. Возможно, так и есть. Но это было бы справедливо, если б законы исторического развития были законами объективными, независимыми от наблюдателя, - как закон Ома или закон всемирного тяготения. Но даже в одной отдельно взятой стране на протяжении века исторические законы меняются кардинально, а уж в разных странах они противоречат друг другу постоянно. Возьмем тысяча девятьсот тридцать девятый год. В Германии одна концепция жизни государства, в Советском Союзе другая, в Польше третья. Какая из них единственно верная, а какие ошибочны? И тогда, и сейчас, и в будущем верной будет объявлена та, которая соответствует текущей политике государства. Суть её проста: оправдать действия власти. Если страна на подъёме, то оправдывать будут присоединение якобы чужих, а на деле исконно своих земель, наведение мирового порядка, борьбу за демократию в тысячах миль от собственных границ и прочая и прочая.
Наука - общественная наука - внемлет власти, а не наоборот. Государь нечувствительно (а иногда и очень чувствительно) диктует академикам правильные теории. Поскольку у каждой страны существует собственная власть, то у каждой страны существует и будет существовать локализованная историческая наука, услужливая и покорная.
Одни лишь амёбы беспристрастны.
Из еженедельника "Компьютерра" № 32 (796)