Василий Щепетнёв: Батарейка от Прометея
АрхивКолонка ЩепетневаНа нефти и газе, на трубах и электростанциях, на линиях высоковольтных передач и двигателях внутреннего сгорания покоится нынешняя система. И инстинкт самосохранения системы соответствует её размерам.
Вечные мифы потому и вечны, что говорят не о богах, титанах, подземных чудовищах и небесных драконах. Они говорят о людях. А человеческая натура за последние тысячелетия осталась если не неизменной, то по-прежнему низменной – если мерилом служит мнение пяти процентов высокоморальных обитателей Земли. Больше альтруизма, чем при Гомере, говорите? Христианские добродетели? Майданек и Освенцим куда прятать будем? Коллективная безопасность, ответственность всех за всё? Расскажите жителям взорванной Югославии. Грамотнее люди стали? Ну, разве что.
Но не буду о скорбном. Читал я недавно "Мифы Древней Греции" – и словно сводку боевых действий с нынешнего Олимпа просматривал. Даже не в перетолковании сюжетов дело. Дело в сути. В поведении человека и человечества. Олимп – он везде. Даже в Гвазде есть свой Олимп.
Все началось с пустяка (внимание, включаю воображение!!!). На чердаке деревенского домика, купленного по случаю у хорошего человека, попалась мне на глаза корзина всякого хлама – бесколёсых машинок, худых ведёрочек со сломанными совочками, кукол-инвалидов, попавших в окружение оловянных солдатиков образца тысяча девятьсот тринадцатого года, прочей дребедени, которую за собой оставляют дети, которую родители невесть зачем тащат на чердак – то ли из сентиментальных побуждений, то ли рассчитывая на новых детей или внуков. Среди прочего нашел я мельничку. Не кофейную, а ветряную, только игрушечную. И игрушечного же дона Кихота, одинокого, без Росинанта и без Санчо. Все бы ничего, да только если повернуть приметный рычажок, мельница начинала вертеть крыльями, без скрипа и довольно бойко, нагоняя приятный по жаре вечерок: погода стояла знойная, плюс тридцать восемь в тени, никакого движения атмосферы.
Я рычажок вернул в начальное положение. Мельница остановилась.
Я снес её с чердака, поставил на стол, тщательно протер салфеткой (из тех, которыми я чищу ноутбук), и опять включил. Вертится!
Что внутри, батарейка ли, заводная пружина? Я занялся делами: накачал воды из колодца, поиграл с Афочкой, попил пива, поспал даже, а мельничные крылья по-прежнему тихо вращались. Неужели вечный двигатель? То, что крылья вертятся от сквозняка, я исключил, накрыв мельничку коробкой от старого лампового телевизора (тоже нашел на чердаке, коробку то есть, а не телевизор). К одному мельничному крылу приклеил колокольчик от рыбацкой снасти. Три часа под коробкой звенело, потом перестало. Не мельничка остановилась, колокольчик отвалился.
Связавшись с бывшим хозяином, я узнал, что хлам на чердаке, в общем-то, не его. Как и я, он тот домик купил. Продавец перебирался то ли в Израиль, то ли в Германию (дело было при Андропове), и потому задёшево расставался с нажитым. Так куда, в Израиль или в Германию, попытался уточнить я. А какая разница, если вся семья аккурат за неделю до поездки попала в аварию. Ехали на старых «жигулях» по доверенности (они и машину уже продали), на встречную полосу выехал бензовоз, лобовое столкновение, пожар... В те времена не сообщали об авариях, а если и сообщали, то скупо, без деталей, в таком-то районе произошло дэтэпэ, есть пострадавшие – и всё. А что, собственно, меня беспокоит? Ничего, отвечаю, просто чердак чищу, хочу хлам сжечь. Не будет ли возражений? Жги, отвечал старый хозяин, только осторожно, сушь кругом.
Осенью сожгу, на пустыре, успокоил я, а лучше – упакую в мешок да увезу куда подальше, в овраг сброшу (в деревне проблему с мусором всяк решает по-своему).
Взял мельничку, взял инструменты (они всегда со мной, тот же ноутбук разобрать-собрать), убрал с верстака пылесосом невидимые пылинки и начал вскрытие. Игрушка простенькая. Маленький электромоторчик, питается от элемента, схожего со стандартным LR6. Ни надписей, ни маркировки, цилиндрик металла медного цвета – и только. Как выяснилось позднее, это и была сплав меди плюс три процента ещё кое-чего, столь же обыкновенного. Один конец цилиндра – плюс, другой, как водится, минус. И все это простейшее устройство (куда уж проще) дает электричество низкого напряжения, но изрядной мощности. Если правильно распорядиться, этот источник питания может не мельничку двигать, а танк – покуда танк не сломается. Вот уже год я нагружаю источник, как могу (непременное условие – не привлекать других и не привлекать внимания) – и пришел к выводу, что если передо мной и не вечный элемент, то очень близкий к тому. Медный цилиндрик отдает внутреннюю энергию безо всяких высокотехнологических ухищрений, вроде управляемой термоядерной реакции. Отдает, когда берут. А когда не берут, лежит себе спокойно, не искрит, не греется, внимания не привлекает. Просто медный цилиндрик. Видно, и это и есть настоящая высокая технология. Е эм цэ квадрат в действии.
Но интересно другое: если взять второй цилиндрик подобного состава и подобных размеров (плюс-минус несколько процентов роли не играют), прижать на пять минут к этому (время определено экспериментальным путем), то новый цилиндрик обретает все свойства исходного: инициирует другие цилиндрики и дает неисчерпно электроэнергию.
То есть фактически у меня неиссякаемый, чистый, удобный и безопасный источник энергии. Но что я, когда можно осчастливить человечество! Медная палочка в состоянии двигать плуги, сеялки, велосипеды, автомобили, поезда и танки, а при нужде так и дирижабли с аэропланами. Меди не расход, а сплошная экономия: не нужны тысячекилометровые провода, один стерженек полностью обеспечит целый дом – навсегда. Никаких электросчетчиков. Газ, нефть, уголь как топливо остаются не у дел. Электростанции – в музей, или переоборудовать под рестораны. Нефтяные платформы на переплавку (электропереплавку!)
Но на нефти и газе, на трубах и электростанциях, на линиях высоковольтных передач и двигателях внутреннего сгорания покоится нынешняя система. И инстинкт самосохранения системы соответствует её размерам. Долго ли я проживу, если заявлюсь вдруг со своей медной палочкой в приемную министра, в редакцию газеты или просто стану раздавать на площади вечные батарейки с инструкцией по применению? В мягком варианте объявят сумасшедшим, нуждающемся в строгом принудительном лечении, и полечат так, что я правописание жи-ши позабуду. В жестком варианте весь район объявят зоной эпидемии свиной эболы со строжайшей дезинфекцией (то есть сожгут и расплавят всё на три метра в глубину) и пятилетним карантином, а меня лично ждет бензовоз на встречной полосе.
У людей – одиссея, а у меня прометея вышла, то есть произведение, повествующее о горестях и бедах, поражающих непрошенных благодетелей человечества.
О чугунном безлошадном доне Кихоте сочиню в другой раз.