Василий Щепетнёв: Е-карету мне, е-карету!
АрхивКолонка ЩепетневаПризывать производителей развивать электронные книги столь же продуктивно, как обращаться к автогигантам с просьбой обновить модельный ряд телег, кибиток, тарантасов и дормезов.
Удобство – штука условная. Ещё и в девятнадцатом веке было привычно читать и писать за конторкой, стоя. Даже сейчас есть активные приверженцы стоечтения, и доводы их, возможно, не беспочвенны.
Ну, а чтение сидя распространено чрезвычайно. Собственно, оно и есть эталон. Библиотеки ориентированы именно на подобных читателей, а уж библиотекам стоит доверять – профессионалы. Гигиенисты тоже поучают: читать следует за столом. Но фракция читающих лежа не отступает и не сдается. Число любителей почитать на диване, в гамаке, на пляжном песочке достаточно велико, чтобы о них помнить, их любить, о них заботиться.
Но заботятся как-то средненько. Ненавязчиво. Почти равнодушно. В этом я убедился, зайдя в компьютерный салон – один, второй, третий. Приблизительно треть книг я читаю в традиционном виде, а две трети – в виде файла. И пропорция с каждым годом меняется в сторону электронных версий. Для чтения сидя у меня десктоп, а если вдруг захочется полежать – рядом с диваном на журнальном столике ноутбук. Приспособился, но всё ж не то. А тут как раз обзоры почитал, да и денежка осталась. Плюс - жена чтение с монитора не приемлет категорически, и приходится покупать бумажную версию, в сумме выходит куда дороже, чем е-читалка ("В банке денег накопи – с Белинским Гоголя купи!"). Вот и решил потратиться.
Увы, не было читалок в продаже. Спрос на них в Воронеже мизерный. Под заказ привезут, а так не держат.
Это меня охладило, и заказывать я не стал. Погожу. Во всяком случае, покамест они таковы, каковы есть – серенькие, маленькие, убогонькие. А ещё – читалки несамодостаточны. Электрическая книга без компьютера ни в библиотеку, ни в книжную лавку обращаться ведь не может. Процесс происходит в два действия. Действие первое: я открываю ноутбук, и, не сходя с дивана, стучусь в библиотеку, скачиваю книгу. Книга в программной читалке предстает передо мной во всем великолепии: отличный переплет, шикарная бумага, цветные иллюстрации – царевна!
Действие второе: я переношу файл на читалку железную, и она, словно злая волшебница, заколдовывает мою царевну: и глаза не те, и прическа, и всё-всё-всё тускло, невзрачно, жалко. Лягушка, обыкновенная лягушка! А мне лягушку хоть сахаром облепи, в рот не возьму.
Так зачем оно мне, такое второе действие? Исключу-ка его. Тем более, что есть и третье действие: работа с текстом. Ведь книжку не просто читают, зачастую с ней работают. Подчеркивают понравившиеся места, цитируют, оставляют замечания (Sic! NB! Архигрупость!), просто рисуют на полях рожицы. На ноутбуке это возможно. С гаджетом - поди, поработай. Видно, производители не считают пока соответствующие устройства делом архиважным. Или книга просто плохо перекладывается на специализированный девайс? Вот и шахматные девайсы поначалу развивались очень бойко, но сейчас перешли в разряд игрушек пониженного спроса: и профессионалы, и любители предпочитают программные продукты, ориентированные на ПК.
Десктопы, ноутбуки, теперь вот нетбуки, цифровые фото- и кинокамеры, коммуникаторы, даже цифровые телескопы за пять лет прошли изрядную дистанцию, читалки же не спешат.
Может быть, потому, что не спешат читатели?
Куда, собственно, спешить? На кладбище? Треть жителей России книг не читают вообще. Не сделали привычки, считают, что книга сушит. А читают каждодневно – менее четверти грамотных. И это бы не беда, но запойные книгочеи зачастую люди зрелого возраста, а трезвенники – молодежь. Поскольку будущее определенно принадлежит молодым, то следует ожидать дальнейшего сокращения круга читающих. Раз так, то стоит ли развивать технологии для вымирающих динозавров? А молодежь не читает книг не из врожденной порочности натуры, а лишь потому, что книга потеряла свое значение. Вдруг причина снижения интереса к книге необорима? Вдруг прошло её время, как прошло время огнива, сахарных щипцов, папиросных машинок, драмкружков и народных театров, карет и паровозов, волшебного фонаря и домашнего вертепа? И потому призывать производителей развивать электронные книги столь же продуктивно, как обращаться к автогигантам с просьбой обновить модельный ряд телег, кибиток, тарантасов и дормезов.
Конечно, книгочеи без боя не уйдут. Ещё ждут нас кампании "Книга – лучший друг человека", "Книгу в каждый дом", "Пятьсот книг" (с льготным банковским кредитом) и прочие.
В конце концов, на пять процентов населения и писатели, и издатели могут рассчитывать твёрдо.