Василий Щепетнёв: Факультет Калигулы
АрхивКолонка ЩепетневаВождём становятся в силу божьего помазания или сделки с чёртом, и точка. Нельзя выучиться на Калигулу, как нельзя и на Паганини, Микеланджело или Гоголя. Гений – свойство врождённое.
Школьное образование – штука непростая. Наук много, все важные, а в сутках лишь двадцать четыре часа, к тому же школьнику нужно спать, есть и, пусть изредка, слоняться без дела. Из чего исходят ответственные лица, утверждая школьную программу? Из своего понимания сиюминутных потребностей государства? Или умеют видеть несколько ходов вперед? А вдруг они больше всего тревожатся не о государстве, а о самом школьнике, и стремятся дать образование, с которым можно будет реализовать свои амбиции, а не планы партии?
Знакомая учительница считает, что все три гипотезы слишком хороши для суровой реальности. Никаких планов ни на завтра, ни на десять лет вперёд никто не строит, стараются как-нибудь прожить очередной учебный год, сохранить то, что существует – и только.
Старшее поколение с тоской вспоминает школу семидесятых-восьмидесятых годов – тогда и грамотность была выше (точнее, просто была), и ботаника зеленее, и теорема Пифагора доказывалась куда строже. Поколение младшее чувствует себя бабочкой, неизвестно как залетевшей в школьный класс, и мечтает только о том, чтобы выбиться из бюджетников с минимальными потерями для крылышек. Известный закон гарантирует, что среди учителей всегда найдется пять процентов подвижников, а один подвижник стоит дюжины людей обычных, потому школа стояла, стоит, и, смею надеяться, будет стоять в полуплачевной, но не окончательно безнадежной позиции. Если подвижник – словесник, то из школы выходят писатели, поэты, а, главное, читатели, если биолог – агрономы и врачи, если математик – то математики.
В благословенные семидесятые если вдруг в школу приезжала комиссия, то ученикам, помимо непременных белых рубашек и красных галстуков, наказывали приготовить ответ на вопрос "Кем ты хочешь быть?" Тракторист, доярка, учительница или врач были ответы хорошие, но не отличные. Отличный звучал так: "Я хочу быть простым советским человеком!"
И действительно, школа готовила именно простого советского человека, скромного, неприхотливого, готового работать и жить там, куда пошлют. Посылали же простого советского человека обычно… Ладно в другой раз.
Уже тогда меня интересовало, а где, собственно, готовят людей непростых? Тракторист, слесарь или даже почтальон, конечно, замечательные профессии, но почему в школе не учат на царя, генсека или диктатора? Хорошо, не в школе, так в институте. В каком? МГИМО? МГУ? Казанском университете? Тифлисской семинарии? Церковно-приходской школе села Каменка? Или можно овладеть профессией так, самоучкой? Какие книги для этого следует читать?
Для тех, кому мало школьных и вузовских учебников, издаются самоучители. Они помогают освоить стенографию, игру на шестиструнной гитаре, слепой десятипальцевый метод машинописи – да много чего. Но вот самоучители "Как стать вождём" планку устанавливают низенько. Возглавить фирму, отдел или клуб книголюбов по ним попробовать можно, но и только. А свергнуть царя и самому влезть на трон – это вряд ли. И потом, чтобы самоучитель вызывал доверие, нужно, чтобы его писал специалист с именем. А специалисты с именем, люди, побывавшие на острие власти, пишут преимущественно беллетристику (Брежнев, Хусейн, Муссолини, Рашидов), или даже вовсе картины маслом (Сами Знаете Кто). Штудировать труды вождей полезно в общекультурном плане, но понять, как стать лидером из брошюры "Что делать" или более одиозных книг вряд ли получится. Никколо Макиавелли? Но он более наставляет князей, как правильно управлять, а не как захватить власть. Да и судьба самого Макиавелли не очень убеждает в том, что крупный теоретик всегда успешный практик.
Читать подробные биографии царей, президентов и диктаторов познавательно. Но не помогает. Кружки, подполье, съезды, писание брошюр, аресты, ссылки – через все это проходят сотни, а вождём становится один. Объяснять успех пути к трону харизмой? А харизму – пассионарностью, пассионарность – витальностью, а витальность взаиморасположением небесных светил? Тогда уж лучше сразу к светилам и перейти, минуя промежуточные остановки. Так, мол, и так, вождём становятся в силу божьего помазания или сделки с чёртом, и точка. Нельзя выучиться на Калигулу, как нельзя и на Паганини, Микеланджело или Гоголя. Гений – свойство врождённое. Подобное объяснение на руку и обывателю (не коснулась Божья кисть, что ж делать), и вождю (меньше народу лезет в конкуренты – меньше репрессий). Обычное явление – врач, художник, учёный стремятся обзавестись учениками, передать им знания и опыт. Иное дело вожди. Даже если и откроет вождь ЦПШ хоть в Москве, хоть в Лонжюмо, то готовить в ней будут не вождей тронного масштаба а так… расходный материал, подсобников, которым выше определенного уровня путь заказан. Уездом овладеть ещё попытайся, а с губернией шалишь, только из рук Хозяина.
Одно из важнейших дел диктатора – ликвидация способных учеников. Совсем не обязательно физическая ликвидация, рачительный диктатор прибегает к ней только в крайнем случае. Можно и на сельское хозяйство бросить, и поручить дороги прокладывать, и образование с медициной подтянуть – глядь, и сдулся конкурент сам по себе, в силу непреложных исторических процессов.
Но в двадцатом веке, веке науки, каждое явление стремятся исследовать, а затем и повторить. Демократия, публичная политика, всеобщее избирательное право многих ввели в соблазн. Каждый-де имеет право быть избранным. Стать вождем по единому тарифному плану казалось легче легкого. Поди, думали: разъясню народу, какой я умный, добрый и честный, программу всеобщего благоденствия представлю – меня и выберет народ себе на утешение, маменьке на радость.
Ан – нет. Умные программы и внятные речи сами по себе, а трон сам по себе. Иные силы управляют стрелкой деревянного компаса.
Вождь, он не простак, секрет, как стать Калигулой, раскрывать при жизни не станет.
А потом, переселясь в мавзолей, уже и не сможет.