Василий Щепетнёв: Купол Ктулху
АрхивКолонка ЩепетневаЧем богата Россия? Пространством, площадью. Потому и нужно задействовать не недра, не флору и фауну, не людей даже, а пространство как таковое. Как именно - придумать можно.
В детстве я жил в Кишинёве - городе шумном, теплом и приграничном. Последнее ощущалось во время учебных светомаскировок: все обыватели наглухо занавешивали окна или просто гасили свет, а патрули ходили по улицам, проверяя, хорошо ли попрятались кишиневцы, не увидят ли недобрые глаза вражеской авиации наш любимый город. Было это в самом конце пятидесятых годов, когда локаторы и прочие электронные новшества уже стояли на вооружении вероятного противника, но, верно, учебные светомаскировки позабыли исключить из плана гражданской обороны. Или имелись другие причины, которые населению не объясняли. Никто недовольства не выказывал: трудно ли выключить свет, занавесить окно? Лишний повод приятно провести время. Мальчишек же наполняло ликование – игра в войну почти как взаправду. Город во тьме казался таинственным, загадочным, чужим.
Взрослые объясняли, что светомаскировка – штука очень полезная: враги с самолетов не увидят Кишинёва, пролетят мимо и атомную бомбу на нас не бросят.
Это радовало, но сомнения оставались – а ну, как бросят? Вон, у Витьки штора свалилась, пока заметил (не сам, соседи со двора покричали), пока назад ладил, минут пять прошло. Если не пятнадцать. Вдруг вражьи летчики нас и разглядели?
– Вражьих летчиков никаких нет, это тренировка, – терпеливо разъясняли взрослые.
Тренировка тренировкой, а не лучше ли придумать такое, чтобы от Витькиной нерасторопности не зависеть? Какой-нибудь огромный зонтик, раскрыл его – и весь город спрятался. Зонтик черный, никаких огней не разглядишь. И на случай дождя пригодится, мечтал я, нисколько, впрочем, не тяготясь учениями. Так и будет, говорили взрослые, наступит коммунизм, и над каждым приграничным городом установят противоатомный зонт.
Мне было семь лет, когда родители переехали под Воронеж, место от границ изрядно удалённое. Светомаскировок здесь не проводили. В темноте мы сидели не в пример чаще, нежели в Кишинёве, но только по причинам перебоев с подачей электроэнергии.
Прошли годы. Коммунизм покамест отменен, навсегда ль, на время – никто не скажет. Воронежская область внезапно стала приграничной. И зонтик опять пришел на ум.
Если верно то, что пишут в газетах, страна теперь будет не просто оплотом всего прогрессивного человечества, а энергетической державой. Угольным погребом, дровяным сараем и нефтяной лавкой земного шара. Обеспечивать потребности мирового сообщества в топливе и энергии. Такова наша судьба, опять же - если верить газетам. Помнится, пионеры собирали металлолом, чтобы внести лепту в строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Уренгой – Помары – Ужгород", презрев отсутствие газа в селах и городках отечества. Общественные интересы выше личных, а из всех общественных интересов наиглавнейший есть помощь друзьям по социалистическому лагерю, учили в школе на уроках обществоведения. Сейчас карты передернули, но суть осталась прежняя – все в трубу. Однако стоит смотреть вперед. Как удалось выяснить, нефть на исходе, газ тоже кончится. Угля хватит надолго, однако надолго - не значит навсегда. Учтём, что уголь – топливо грязное, вызывает кислотные дожди, парниковый эффект, таяние Антарктиды… Нет, если страна служит всему миру топливной базой, то службу эту следует исполнять с фантазией.
Чем богата Россия, помимо углеводородов? Пространством, площадью. Потому и нужно задействовать не недра, не флору и фауну, не людей даже, а пространство как таковое. Хоть и ужалась страна, а всё равно квадратных верст много. Что, если Россию покрыть солнечными батареями? Мечтают о солнечных электростанциях в космосе, но мечты эти покамест неосновательны: и стоимость выведения груза на орбиту чрезвычайно высока, и проблемы передачи энергии на Землю не решены, да и если размеры солнечных батарей будут достаточно велики, их, батареи, солнечным ветром сдует куда-нибудь в пояс Койпера. На космос надейся, а сам не плошай. Прочно лишь то, что покоится на прочной основе. На земной тверди. Задача третьего тысячелетия – построить Купол, да не над отдельным городом, а над всей Россией. Купол из стали, алюминия и пластика, составляющий гигантскую солнечную батарею. Миллионы квадратных километров солнечных батарей – что может быть прекраснее? Внутри пересохших нефтепроводов проложить сверхпроводящие силовые кабели – и тераватты электроэнергии хлынут туда, куда сегодня течет нефть.
Министр больниц и кладбищ заявит, что солнце – источник рака кожи, и потому проживание под Куполом есть великое благо. Военный министр расскажет о защитных и маскировочных свойствах Купола. Министр страха объяснит, что Купол станет экранировать все источники электромагнитного излучения, и галактические хищники, обшаривающие в поисках добычи межзвездное пространство, нас не заметят. Каждый министр, я уверен, найдет по своей линии аргументы в пользу Купола, предъявит доказательства великой выгоды. А солнце, что солнце… Его можно проецировать на внутреннюю поверхность Купола лазером, взимая с граждан плату за освещение мест общественного пользования. По оптоволокну будут подавать солнечный свет в квартиры – и тогда плата за свет будет таковой буквально. Для пропитания станут выращивать грибы и грибных слизней.
Пожалуй, Купол над всей страной будет скорее символом, фигурой речи. В техническом аспекте Купол возведут только над главными городами. Неглавные же, неперспективные просто исчезнут, как исчезли неперспективные деревни. Нечего ценную площадь занимать. Тогда солнечные батареи можно будет устанавливать непосредственно на грунт или на возведенные специально для этого невысокие платформы. Но в сознании людей они будут неотъемлемой частью Купола. Так лучше в идеологическом плане. Для долговечности, чтобы не случилось, как с Луганском и метрополитеном имени Кагановича, Куполу лучше дать имя поосновательнее. Например, Купол Ктулху.
Со временем Купол Ктулху дорастет до Африки (у них солнца много), а затем распространится и по всему миру, но начнется-то всё здесь. Вдруг в этом и состоит особая задача России?
Стать первой в мире страной, укрытой Куполом Ктулху – чем не новая национальная идея?