Василий Щепетнёв: Пастухи и пахари
АрхивКолонка ЩепетневаВ народном сознании тракторист или комбайнёр – лица сугубо позитивные, от них стране сытость и процветание. А байкеры кочуют из триллера в триллер, и по примете увидеть стаю байкеров – не к добру.
Выражение "как кошка с собакой" есть пример политкорректности предков. Потому что за животными прятались люди, и прятались так давно, что успели об этом подзабыть.
Собственно, отношения кошки и собаки символизируют столкновение двух культур, земледельческой и кочевой. Земледельцы-пахари прикипали к почве, врастали в неё и не мыслили жизни вне тучных нив, родящих обильные урожаи. Упорный труд, усидчивость и прилежание оборачивались стопудовыми урожаями, а если место тёплое, выходило и поболее. Закрома наполнялись зерном, которое требовалось сохранить от грызунов. Кошки пришлись как нельзя кстати. По характеру они, повторяя пахарей, были терпеливы и усидчивы, способны часами поджидать мышку, а потом цап! И хозяин доволен, и кошка сыта.
Кочевники же проводили жизнь в движении, перегоняя стада от пастбища к пастбищу. Нынче тут, завтра там. А послезавтра – на краю Ойкумены. Обрастать мхом пастуху некогда.
Пасти и охранять овец кошки никак не могли, а вот собаки делали и по сей день делают это с удовольствием. Если овец поблизости нет, собака согласна пасти хоть детей, хоть голубей. Пропитание она добывает ногами, пробегая версту за верстой в поисках чего-нибудь особенно привлекательного. Идеальная кошка верна дому, идеальная собака – хозяину.
И лошади у них разные. У пахаря – тягло, приученное к сохе или плугу, иная лошадь всю жизнь проживет, а за границы волости не выйдет. Лошадь пастуха чего только не наглядится, резвость для неё – качество важное.
Пастухи не прочь и чужую отару угнать при случае, и в чужую сторону набег сделать, пограбить, поразбойничать – и назад в степь. Поди сыщи! Пахарю же пять раз подумать нужно, прежде чем на воровство пускаться. Его, пахаря, искать долго не придется. Он весь здесь, на земле, и потому лихие привычки для него помеха, процветанию не способствуют, а скорее наоборот.
Оттого и в народном сознании сложилось: земледелец – человек мирный и положительный, а с кочевником держи ухо востро.
Двадцатый век лошадей подсократил, пришлось искать механическую замену. Для пахаря это трактор, для пастуха – мотоцикл. И опять, в народном сознании тракторист или комбайнёр – лица сугубо позитивные, от них стране сытость и процветание. А байкеры кочуют из триллера в триллер, и по примете увидеть стаю байкеров – не к добру. Ясно, что конкретный байкер вполне может оказаться превосходнейшим человеком, а комбайнер таких дел наворочать, что ядерный дивизион позавидует, но явь – одно, а наше представление о ней зачастую совсем другое.
Кочевники власти неудобны: и нравом дерзки, и налог с них собрать трудно. То ли дело земледелец: закрепил пахаря за землей законами или отсутствием таковых, и делай с ним что хочешь. Даже пастухов старались повязать. Но природа берет своё, и люди с душою кочевника шли на оброк – в ямщики или просто в городскую круговерть. В ней, круговерти, и заработать легче, и от барина, если что, спрятаться сподручнее. А то сбиться в ватагу и вниз по матушке по Волге… Пахарь живет надёжнее, пастух – веселей.
Стопроцентных пастухов и стопроцентных пахарей осталось мало. За тысячелетия всё смешалось на наших просторах.
С открытием Интернета пахари устремились сюда: здесь землицы сколько хошь, от края до края, прямо душа поёт. Вспахать, засеять – и собирать урожай в бездонные амбары.
Пастухи пришли позже: на бесплодных равнинах много не напасешь, пусть сначала травка взойдет.
И она взошла!
И теперь стада тучнеют на глазах. Всякой голодной твари (в необидном смысле, т.е. живому существу) есть куда прийти, поесть и потоптаться. А пахарям втолковывают: даже если и забредет какая овца на зеленя, вреда-то никакого, сколько не съест, урону не будет.
Так-то оно так, чешут затылки пахари, да что-то здесь не так. Не может такого быть, чтобы и овцы сыты, и почвы целы. Вытопчут ведь. Сахара тоже была цветущим краем, а посмотри сейчас!
Кочевники посмотрели – и с удвоенной энергией погнали стада на зеленеющие пространства. Нужно спешить, откормить скот, завтра может быть поздно: что если и в самом деле Интернет обернется Сахарой?