Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Василий Щепетнёв: Флот в колыбели

АрхивКолонка Щепетнева
автор : Василий Щепетнев   14.05.2009

Гонка чайных цеппелинов по маршруту Голубево (Цейлон) – Москва есть самое громкое событие 1871 года. В 1917 году бомбардировкой Кремля дирижаблем "Светоносный" началась Великая Евразийская Революция.

 

Конструировать мир с иной геологией, физикой или ботаникой – дело не совсем бесполезное. Во-первых, гимнастика ума делает мышление гибким. Есть надежда, что мозг, закалённый в фантастических баталиях, не спасует и перед реальной проблемой. В старых самоучителях иностранных языков встречались самые необычные выражения: "Моя крылатая кошка ловит розовых слонов на дне алмазного стакана". Именно благодаря причудливости слова и обороты запоминались быстрее, нежели банальное "Зыс из зе тэйбл". Так, во всяком случае, считали авторы самоучителей. Во-вторых, представляя общество (отдельного человека, хитроумный аппарат, новый сорт стали и проч.) в невероятных обстоятельствах, мы начинаем лучше понимать его возможности в обстоятельствах вероятных. Ну, и, наконец, третье: то, что утром кажется сказкой, к вечеру может обернуться былью.

Существующий мир является данностью очевидной и единственно возможной, потому он, собственно, и существующий. Но в древние века Землю считали плоской, окруженной небесной твердью, и скажи, что можно обойтись без тверди – не поверили б, надсмеялись над глупостью невежи. А сейчас ничего, сейчас уже твердь представляется диким порождением дикого ума.

Но сегодняшний мир через каких-нибудь пятьсот лет (а то и через пятьдесят) способен вновь превратиться в лепёшку, накрытую хрустальной салатницей – по крайней мере, превратиться в человеческом сознании. Люди и в вере-то нестойки, а уж в науке и подавно. Большинство принимает науку на веру. И если однажды из телевизора скажут, что мы живем на внутренней поверхности полой планеты, то в считанные дни резвые энтузиасты представят свеженаписанные школьные учебники по соответствующим дисциплинам, излагающие новую концепцию мироустройства. В конце концов, не все ж только историю переписывать.и

Глядя на карту, трудно поверить, что Воронеж – колыбель русского флота. До ближайшего моря неблизко. Однако ж факт: именно здесь Петр Великий строил Азовскую флотилию. Уже потом флот разросся до размеров, приличествующих мировой державе, а тогда каждому кораблю рады были.

Но давайте представим, что флот так и остался в колыбели – маленькой и тесной. Причину назову простую: на планете нет океанов, да и морей больших нет. Не спрашивайте, куда делись океаны, и я не спрошу, откуда они взялись. Данность.

Самое крупное море – меньше Азовского, самая крупная река – не шире Клязьмы. Судоходных рек пренебрежительно мало, типичны небольшие речушки протяженностью верст в пятьдесят, впадающие в крохотные озера или вовсе уходящие под землю. Зато их, речушек и озер, изрядно. Итак, мир без океанов и крупных морей, но зверюшкам-цветочкам влаги хватает. Не Дюна. Там, где в нашем мире плещутся моря и океаны, раскинулись степи, есть и леса, и горы, и пустыни, но больше всего болот, громадных, тысячеверстных, бездонных. С них, с болот и поднимаются водные пары в атмосферу, собираясь в тучи и проливаясь дождем на нивы и пажити.

Нет океанов – нет и мореплавания. Есть лодки, озерные кораблики – для ловли рыбы или перевозки сена с северного берега озера на южный. В торговле роль речного и озерного флота мизерна, путь из варяг в греки пеший. Военное значение флота столь же ничтожно, никаких крейсеров, эсминцев, не говоря уж о линкорах.

Все великие географические открытия совершаются сухопутно. Или не совершаются вовсе. Колумб не пересек тысячи миль атлантических болот, населенных гадами, пиявицами и гнусом, он даже и не думал об этом. Путь в Новый Свет лежит через Берингову Топь, и то лишь в студеную зиму. Австралия, Океания и прочие Антарктиды остаются неразгаданными вплоть до появления трансмировых дирижаблей или даже искусственного спутника Земли.

Англия еще более изолирована от мира, войск через Аглицкую Трясину на континент не посылает, а где нет Англии, там нет и мировой войны. В Индию по скверной дороге ходят караваны компании "Афанасий Никитин и сыновья", англичанам же путь заказан. Аляску продавать некому за отсутствием покупателей, российские же фактории страшно далеки от столицы, и потому эскимосы предоставлены сами себе, а уж в Центральной Америке и в двадцать первом веке обходятся без колеса и приносят человеческие жертвы на вершинах своих ступенчатых пирамид.

Цивилизация распространяется по железнодорожной колее, а это приводит к совсем иной системе колоний, нежели той, что существует на планете океанов. Никто конкурентам свой рельсовый путь за здорово живешь не отдаст, потому они, колонии, словно бусины, нанизанные на нитку. Достаточно нитку, сиречь железную дорогу, перерезать, и колониальное ожерелье рассыпается. Вследствие этого импортно-экспортные конторы в экономике играют меньшую роль, чем ныне. Выгоднее произвести, чем привезти.

Отсутствие моря привлекает взоры к небу. Воздухоплавание, основанное на аппаратах легче воздуха, в нашей реальности не получившее массового применения, в Мире Без Океанов расцвело буйным цветом. Дирижабли взяли на себя функции морских судов – разумеется, с естественными ограничениями. Гонка чайных цеппелинов по маршруту Голубево (Цейлон) – Москва есть самое громкое событие 1871 года.

В 1917 году бомбардировкой Кремля дирижаблем "Светоносный" началась Великая Евразийская Революция…

Здесь я сделаю передышку: изложенного и без того хватит на дюжину покетбуков "Хроник Средиземных Болот".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.