Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ах, как это трогательно, или Тачка

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   05.11.2009

Не помню уже сколько, но точно — больше десяти лет я пользуюсь на компьютере исключительно графическим планшетом. А именно — Wacom’ом, — потому что планшеты как раз этой фирмы общепризнанно считаются лучшими, хоть частенько и дороговатыми.

Не помню уже сколько, но точно — больше десяти лет я пользуюсь на компьютере исключительно графическим планшетом. А именно — Wacom’ом, — потому что планшеты как раз этой фирмы общепризнанно считаются лучшими, хоть частенько и дороговатыми. Они точны, непотопляемы, а перышко (в отличие от некоторых моделей некоторых других производителей) — ни к чему никакими проводами не привязано и не требует батареек. Ну, про «исключительно» я, может, слегка и загнул: рядом с моим Wa­­co­­m’ом (Intuos 2), слева и справа, лежат-таки две мышки.

Первая (слева) — та, что шла с ним в комплекте: без шариков, без огоньков, без проводков. Она хороша сама по себе, но действует только на рабочей пове­р­х­но­сти планшета, что не идеально удобно. Вторая — маленькая, инфракрасная и бесп­ро­водная. Та работает почти где угодно, разве что не на бликующем планшете.

Использую я в последние годы только вторую, «отвя­з­ную», и ровно с двумя целями: когда надо читать что-то длинное (и тут более чем кстати оказывается прокруточное колёсико) или когда усаживаю за компьютер кого-нибудь из гостей, которым сложно так вот, с налета, осво­ить не бог весть какие трудные, но всё-таки требующие навыка манипуляции с пером. Кстати сказать, эта вот неревнивость, способность и даже готовность сосуществовать с другими указательными устройствами все­гда в Waco­m’е меня восхищала! Не толкаются, живут мирно, планшет с лёгкостью отдает управление мыши и так же незаметно забирает его назад.

Но в принципе я с самого начала знакомства с компьютером мышь терпеть не могу. Она подобна камню, и — как бы ни была лазерно-точна, как бы ни была изысканна в смысле разных добавочных кнопок и колес, поддержанных специальным изыс­канным же софтом, — камнем для меня и остается. В то время как планшет с перышком (стилусом)… О, это совсем другое дело, даже если пользуешься им как тупой мышью, указывая на иконки да щёлкая для их открытия!

Поскольку планшетом я пользуюсь с незапамятных времен и поменял на сегодня уже три их модели, я не мог об этом не писать ранее. Но это было давным-давно, так что те, кто вдруг помнит (полагаю, очень немногие), пусть простят меня за повторение идеи. Остальным, надеюсь, мысль покажется как минимум забавной. Дело в том, что изо всех известных науке животных только у человека большой палец противостоит четырем остальным и только человек способен действовать им независимо, для чего в ходе эволюции сильно развился специальный, «большепальцевый», мускул. Эта способность, возникшая в процессе труда, помогает во многом, но, наверное, главное — позволяет складывать пальцы в щёпоть. С помощью которой, как вы догадываетесь, удерживается и карандаш, и кисть, и китайские палочки для еды, и, наконец, палочка дирижёрская. Можно даже припомнить жест троеперстного крестного знамения (вот она где проявляется — прогрессивность никонианства по сравнению со старообрядчеством), и хотя я отношусь не только к церквям, но и к религиям вообще с очень большим скепсисом (это ещё мягко сказано) — осознаю, что жест этот всё-таки продиктован мотивами (в идеале) высокими, духовными. Короче говоря, когда мы складываем пальцы в щепоть, мы автоматически вызываем в организме и мозге ассоциации с трудовой, а последние века — по преимуществу творчес­кой — деятельностью. И включается катализатор. Станиславский, пом­нит­ся, говорил: «Человек испугался и поэтому побежал». А один из лучших его учеников, Мейерхольд, полемизировал с учителем: «Человек побежал и от этого испугался». Полагаю, что правы оба. Склады­вая пальцы в щёпоть и вставляя туда ручку ли, карандаш, кисто­ч­ку (и уж конечно, перо планшета), мы начинаем «бежать» и активизируем в себе едва ли не генети­чес­кую «память творческого, интеллектуаль­но­го дей­ствия». И пусть — за исключением начальных опытов — я с помощью планшета не пишу, не рисую и даже не делаю чертежи, а только использую его как простейший целеуказатель, — но когда я беру его в руку, то автоматически настраиваюсь на творческий лад, чему помогают из глубин времен тысячи моих предков, большим пальцем руки оттолкнувшиеся в свое время от обезьяньего дерева. Еще короче: мышкой пользоваться можно обучить и обезьяну, и медведя, и зайца. Пером — только человека.

Это про идею графического планшета вообще.

Теперь же — про Bamboo Fun Pen & Touch М, испробованный мною планшет от Waco­m нового поколения, поколения Bamboo, включающего в себя целых шесть моделей: упомянутую Fun Pen & Touch М; следующую, поменьше, — Fun Pen & Touch S (буковка S обозначает Small, маленький, А6, а буковка M — средний, А5), и третью, попроще, — Pen & Touch без Fun’а; а также совсем мелкие, «ноутбучные» просто Pen и просто Touch. Их принципиальная разница с предыдущими моделями «для дома» (разные профессиональные варианты - с дисплеями, огромных размеров и прочее - мы здесь трогать не будем) — возможность работать просто пальцами. (Ну, исключая совсем традиционную, только в новом дизайне, модель «просто Pen».) То есть всё, что было раньше: разнообразные способности пера, стилуса, остались в новых моделях неприкосновенными, и мне ничему не пришлось учиться, ни к чему привыкать: взял в руки перо и продолжил работать, как делал это десяток с лишним лет, — но добавилась возможность осмысленно и результативно «возить» по планшету пальцами, причем не только одним, но и — для некоторых функций — двумя. Так называемый MultiTouch.

Этот самый MultiTouch для нас, испробовавших разные там iPod’ы и iPhon’ы, — никакая не новость, — однако в некарманном контексте «не новость» крайне приятная. Возня с трёх-пятидюймовыми экранчиками — занятие увлекательное, со своими правилами и своими маленькими радостями, — но если мы работаем на компьютере много и часто, муль­титачное подспорье такой постоянной работе — штука очень даже хорошая. Вот я третий день играюсь с новым планшетом и, должен заметить, за перо берусь очень время от времени, а приучившись к Touch’у покардинальнее — вообще, наверное, про него полузабуду, чем до основанья по­рушу «обезьяньи» резоны, при­веденные двумя абзацами выше. (Хотя для поворота картинки или её увеличения/уменьшения все равно придется использовать большой с указательным. Не вполне в щёпоти, но впол­не в противостоянии). Ну, пока не придет в голову нарисовать что-нибудь или написать от руки.

Итак, всё что касается пера, осталось по-прежнему (правда, изучая новую игрушку, я обнаружил и парочку новых способностей — вроде, например, «пустить в скролл», — но не исключено, что они были и раньше, просто раньше я не обратил на них внимания). Однопальцевая функциональность Touch тоже в определенной степени повторяет функциональность пера (постукивание — нажатие на кнопку). Но едва добавляешь второй палец — открываются и новые возможности. Порой — просто прикольные. Порой — совершенно ежеминутно необходимые. Впрочем, кто чем больше пользуется: может, прикол для меня окажется ежеминутной потребностью для кого другого и наоборот. Перечислю запомнившиеся. Сложив два пальца (как для раскольничьего крестного знаменья) и проведя ими вправо или влево, ты попадаешь в интернет-браузере на предыдущую или на следующую страничку. Мазнув вверх или вниз — прокручиваешь документ, причём с инерцией. Сводя пальцы вместе — уменьшаешь картинку, разводя — увеличиваешь. Ну и, понятное дело, поворачивая «пальцы циркулем» туда-сюда, вслед поворачиваешь и картинку. Большинство жестов достаточно универсальны, некоторые же требуют приложений, их понимающих. Но понимают их многие приложения, во всяком случае, из тех, что установлены у меня на компьютере.

В определённом смысле, всё это напоминает не столько экран iPhon’а (которым, впрочем, дольше трёх дней я не пользовался), сколько тачпад ноутбука (с которым имею дело едва ли не так же давно, как с планшетом). С той, может быть, разницей, что планшет куда больше, — так что его хватает буквально на любое перемещение по экрану. Может быть, главное сходство «пальцевого управления» с ноутбучным тачпадом заключается в том, что, поместив палец в какую-нибудь произвольную точку планшета, ты только «оживляешь» курсор, а отнюдь не перемещаешь его в соответствующую точку экрана, как это умеет делать перо (честь ему за это и хвала). Так что, безусловно, сказав, что скоро про него «полузабуду», я несколько погорячился.

Понятное дело, что к новому планшету, а особенно — к пальцевому вводу, некоторое время придется привыкать (прилагается милая интерактивная обучалка), параллельно слегка его под себя подстраивая (возможности подстройки достаточно широки), но недели через две или через месяц свобода обращения с компьютером — благодаря новому планшету — должна возрасти очень и очень заметно. Посему я решил для себя, едва они появятся в широкой продаже, — заменить свой заслуженный Intuos 2 на Bamboo Fun Pen & Touch М.

И под конец — пара «ворчалок», — какой же без них «Огород»?

Начнём с того, что я, как ни думал, как ни напрягал свой ассоциативный аппарат, почти как герои «Маятника Фуко», — понять, почему новую серию планшетов назвали «Бамбуком», так и не сумел. Не нашел ответа на этот вопрос и в Интернете. Оно конечно, абстрактно-гламурненько, но, по-моему, в связи с кризисом гламур выходит из моды.

Второе: новый планшет отказывается дружить с посторонними мышами, а собственной в комплекте не имеет и интуозную тоже не признаёт. Ну, то есть совсем в правах он стандартной мыши не отказывает, однако управлять курсором практически не позволяет, оставляя функциональным только колесико. Впрочем, мне только оно одно от добавочной мыши и требовалось, а гости, надеюсь, с пальцевым управлением разберутся быстрее, чем с перышком: у них ведь у всех уже есть что-нибудь карманно-пальцевое. То есть, как писал Маяковский, — «впрочем, может, это и не нужно…».

И последнее: к планшету не приложили, как было с Intuos, подставочку для пера, эдакую крохотную чернильницу-непроливашку из моих ранне-школьных лет. Её заменила петелька на правом обрезе планшета, куда перо засовывается не без труда, а извлекается ещё сложнее. Правда, написано, что перо можно класть просто на стол, но так (у меня) оно очень скоро затеряется.

Можно было бы ещё поворчать по поводу прилагаемого софта (хотя кое-что в нём есть и весьма забавное), — однако согласитесь: если «имеется вещь», обращать серьёзное внимание на прилагаемые к ней необязательные игрушки — довольно мелко.

P.S. «Огород» написан с помощью Bamboo Fun Pen & Touch М, пёрышко из петельки не вынималось.


"Компьютерра" №38 (802)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.