Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Tilt and shift

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   17.06.2009

Только недавно узнал, что существуют специальные объективы "с поворотом и сдвигом", предназначенные для "узкоплёночников", включая цифровики. Как минимум один для Nikon'а и целое семейство - для Canon.

Tilt and shift1

Чем больше проходит времени, тем чаще я вспоминаю, как добрые четверть века назад мы с моим другом Аликом Сидоровым (ныне, увы, покойным) ездили в Крым: снимать пейзажи для альбома, который собиралось выпустить киевское издательство "Мистецтво". Альбом, сколько помнится, так и не вышел, а Алик недавно сделал две-три выставки, на которых свои крымские работы и продемонстрировал. С заметного временного отдаления можно, пожалуй, сказать, что работы очень хорошие.

У Алика - по тем, советским, временам, когда за фотографии платили, в общем, гроши, - был потрясающий парк фотоаппаратуры. Основным аппаратом, которым мы снимали, была среднеформатная Mamya. В качестве, что ли, записной книжки мы использовали узкоплёночный Nikon. А ещё в нашем арсенале была парочка совсем уж широких, снимающих на листовую пленку, камер: какая-то старая советская и... Sinar! Sinar - в разобранном на части виде - хранился в совсем по тем временам непривычном металлическом чемодане и перед каждой съёмкой собирался заново. Формат у него был, уж и не помню, - не то 13х18 сантиметров, не то даже 18х24. Совершенно непривычной была и линейка диафрагм, начинающаяся где-то чуть ли не с 11 и заканчивающаяся на 256 или даже больше. Далеко не факт, что "Мистецтву" нужны были фотографии "синарного" качества, - просто Алик, в прошлом - профессиональный кинооператор, - наслаждался возможностями дорогой техники, да и я никогда не был чужд подобным ощущениям.

Sinar - это был кардан, то есть камера, у которой всё относительно всего можно было наклонить и повернуть практически без ограничений. Например, спустившись на дно Большого каньона (разумеется, крымского), мы устанавливали аппарат перед отвесной стеной и сдвигали и наклоняли плоскость объектива так, чтобы он захватывал всю стену доверху, а плоскость пленки (пластинки) оставалась вертикальной. Зажав диафрагму до максимума - чтобы весь кадр, несмотря на разницу расстояния по кадру от плоскости объектива, оставался резким, - мы делали снимки с минутными выдержками, - и получали не сходящийся наверх перспективой пейзаж, каким бы он получился на любой камере попроще, на той же Mamya, - а идеально ровную стену (а долгая выдержка, как бы в качества бонуса, превращала текущую по дну каньона речушку в невероятной красоты волнистый монолит).

Конечно, каждый такой снимок требовал и долгой подготовки, и вариантов, потому что, даже под покрывалом, на матовом стекле увидеть его, каким он будет после, на пластинке, с первого раза удавалось не всегда. Однако мы были энтузиастами, нам все это нравилось, и мы наэкспериментировались тогда вволю.

Других возможностей кардана, - которых немало: и игра с глубиной резкости, и не выправление перспективы, а намеренное её искажение, и, наконец, возможности сдвига, позволяющие делать как "бесшовные" панорамы, так и убирать при фронтальной съемке всего стеклянного (витрина, зеркало) автопортрет камеры, - мы тогда не проверяли, да мне они както и в голову не приходили. Только наклон, только правка панорамных искажений.

Сказать по правде, долгие годы с тех пор я жил в уверенности, что на все эти "карданные" чудеса способны только камеры "с мехом", - и только недавно узнал, что существуют специальные объективы "с поворотом и сдвигом", tilt and shift, предназначенные для "узкоплёночников", включая цифровики. Как минимум один для Nikon'а и целое семейство - для Canon. Больше того, один из последних таких объективов, Canon TSE 24mm f/3.5L II (www.canon.ru/products/about.asp?id=2557), попал в мои руки на тестирование и сразу, с первого же взгляда, меня обворожил. (Тут же замечу, что Canon TSE 24mm f/3.5L II, что очевидно из циферки II на конце, пришел на смену предыдущей модели и отличается от нее, сколько мне известно, новым, специальным антибликовым покрытием, увеличивающим четкость картинки; что одновременно с ним Canon представил совсем уж TS-широкоуголку - 17-миллиметровую; и что в длиннющей объективной линейке Canon существует ещё два TS-объектива: 45-й и 90-й).

TSE 24 - это тяжелый и серьезный агрегат с передней линзой огромного диаметра (TS-объективы должны оптически покрывать поверхность заметно большую "узкого" кадра, чуть ли не широкого, - чтобы при всех сдвигах и наклонах изображение гарантированно крыло кадр или матрицу) и со шкалами, верньерчиками и стопорами практически со всех сторон. Вращая их (или просто - приложив некоторое усилие к движущимся частям), переднюю половину объектива можно наклонить вверх, вниз (на 8,5°) или сдвинуть вправо-влево на 12 миллиметров. "Вверх-вниз" и "вправо-влево" здесь довольно относительны: всю подвижную часть объектива можно вращать вокруг оптической оси на 90° (сфиксированным шагом в 30°), так что "вверх-вниз" тут же превращается во "вправо-влево", а "вправо-влево" - во "вверх-вниз", а при недовороте - и то и другое - во "вкривь-вкось". То есть можно легко компенсировать не только вертикальное перспективное искажение, но и горизонтальное, а панораму снять не только горизонтальную, но и вертикальную. Честно говоря, я не нашел применения возможности тридцати или шестидесятиградусного положения объектива, которые позволяют делать как горизонтальную, так и вертикальную коррекцию.

Повертев объектив в руках добрые полчаса и, как мне показалось, выяснив если не его возможности, - по крайней мере, способы с ним обращения, я поехал на свою "тестовую площадку" - на Ленинские горы. Первые же попытки съемки преподнесли несколько сюрпризов: принципиально не работает автофокус, а автоэкспозиция, при любом повороте и сдвиге, дает непоправимые сбои. Так что фокус пришлось наводить вручную (честно признаюсь - отвык), а для ровной экспозиции - тоже выставлять её вручную и фиксировать. (На пленэре это получилось, дома же, со вспышкой, никакая фиксация экспозиции не дала возможности получить равные по плотности снимки с несдвинутым и сдвинутым объективом, у меня не хватило усидчивости разобраться в причинах этого феномена, так что я выравнивал снимки уже в "Фотошопе".)

Первым тестом я попытался выправить главное здание Университета. Кажется, получилось (см. картинки), но попытки сделать то же самое в узком переулке с менее масштабным зданием полным успехом не увенчались. То есть, конечно, стены выпрямлялись, но никак не до прямого угла: тут сдвиг нужен был поболее восьми с половиной градусов. Ничего не поделаешь: любая техника имеет ограничения. Поскольку поворот оптической оси делает расстояние получаемого изображения от матрицы разным, верх или низ кадра получается не в фокусе, - однако достаточно большая возможность (до 22) закрывать диафрагму вгоняет и верх, и низ во вполне резкую область. Впрочем, не стоит эту особенность воспринимать как недостаток, - она, напротив, позволяет фотографу помещать плоскость резкости именно туда, куда он задумал, и снимать, например, при открытой диафрагме идеально правильную шахматную доску.

Следующий эксперимент состоялся у парапета. Поставив камеру на штатив, я закрепил экспозицию и, двигая переднюю часть объектива, снял три фрагмента для панорамы. (Единственный упрек объективу: когда сдвигаешь его подвижную часть по горизонтали, на некоторых камерах, в том числе на моей, козырек вспышки затрудняет - хоть совсем невозможным и не делает - доступ к маховичку сдвига.) От съёмки панорамы просто аппаратом этот способ отличается полной неподвижностью и камеры, и самого объектива; когда вертишь аппарат - с обычным объективом - на штативной головке, результаты бывают куда хуже: и строгую горизонтальность штативной площадки выстроить сложно (упражнялся!), и поворот камеры несколько меняет её "взгляд". Здесь же результаты потрясли: в "Фотошопе" три фрагмента состыковались так, словно изначально были монолитом, а потом его кто-то разрезал: не потребовалось никакой добавочной подгонки/обработки.

Вернувшись домой, я попытался, напротив, поиграть с перемещением области резкости, открыв дырку на максимуме. Результаты тоже видны на картинке, хотя они - на мой вкус - довольно бессмысленны. Чтобы у таких экспериментов появился художественный смысл, он сначала должен появиться в голове у фотографа, - с моей же - на недолгом, тестовом, отрезке времени - этого не случилось. Однако я видел студийные работы мастеров, очень эффектно использующих такие умения "карданов".

Стоит объектив меньше, чем я предположил, взяв его в руки: немногим дороже тысячи долларов и дешевле тысячи евро: впрочем, на price.ru я обнаружил единственное предложение.

Так или иначе, игрушка чрезвычайно соблазнительная. Про профессионалов я не говорю: они "Огородов" не читают или читают не за тем, чтобы выбрать правильную оптику, - а вот страстному любителю, которому зудится понять про мир всё, во всяком случае - про его отображение, - объектив вполне может доставить массу счастливых исследовательских моментов и, кто знает, быть может - привести к шедевру.


1. Наклон и сдвиг. [назад]

Из еженедельника "Компьютерра" № 22 (786)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.